Содержательный, стилистический и этический аспект работы редактора

Проблемы языково-стилистической правки – большая, сложная и обстоятельно разработанная область редактирования

Совершенствуя язык и стиль рукописи, редактор видит перед собой главную задачу– помочь автору донести до читателя свои мысли наиболее точно и полно. В результате редактор помогает автору войти в коммуникативную связьс читателем.

При работе над рукописью автор учитывает разные критерии оценки языка (лаконичность, яркость, живость и т.д.), но применяет их творчески. Нельзя слепо подчиняться языковым нормам. Безусловно, нужно учитывать правильность языка, но при этому нужно уметь отделять неграмотные языковые средства от необычных. Надо сохранять своеобразие (в т.ч. и стилистическое) авторского текста.

Важнейшую роль для усовершенствования языка и стиля рукописи имеет грамматико-стилистическая правка. Правильное использование стилистических свойств различных частей речи, осмотрительное применение вариантов порядка слов, оценка и отбор параллельных конструкций – все это позволяет достичь точности, выразительности, повысить действенность печатного слова.

Основы и методика ред. анализа.

Методика редактирования сосредотачивает своё внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки, сравнении неудачных вариантов с выправленными.

Суть его в том, что идёт наблюдение за смысловыми различиями, возникающими, когда произвольно сочетают слова, заменяя одно другим, меняя их порядок и интонацию.

Методика редактирования различает три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное.При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, манере изложения автора, то есть оценить текст как целое. Это чтение – быстрое. При углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Ключевой этап редакторского анализа. Спецы считают, что второе прочтение – подлинное. К шлифовочному чтению редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение – скольжение по всему тексту или чтение избирательное, подчинённое определённой задаче, например, проверке названий или дат. Вообще в редакторском чтении главное – оценка чтения.

ВИДЫ РЕДАКТОРСКОГО ЧТЕНИЯ

чтение текста

ознакомительное (чтение с целью общей ориентировки, исправлять ошибки не нужно)

рецензентское (критическое/оценочное, критика текста, какова композиция, соответствует ли текст теме)

помнить: единство, связанность, информативность, закрепление на носителе; учитывать ошибки на законы логики

шлифовочное (изменить/исправить ошибки, для сохранения единства текста)

Методика редактирования различает три вида чтения: ознако­мительное, углублённое и шлифовочное.

При ознакомительном чтенииследует сосредоточить внимание на содержании произ­ведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение - быстрое.

При втором, углублённом чтениивнимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыс­лового контроля. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложе­ния, фразы к целостному тексту. Концентрации внимания помо­гает параллельная с чтением работа над редакторскими замеча­ниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части.

К шлифовочному чтению редактор прибегает на заверша­ющем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте­ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри­мер, возникает необходимость проверить единообразие написа­ния имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.

Углублённое прочтение текста - ключевой этап редакторского анализа. Специалисты считают, что подлинным прочтением тек­ста может быть именно второе его прочтение,

в редакторском чтении главное - оценка текста. Редактор обязан взвесить каждое слово, выявить не толь­ко удачи и просчёты автора, но и причины, их вызвавшие. Опыт­ный редактор умеет воспринимать прочитанный текст, каждую его мысль не как информацию, но как своего рода реальность, глубоко и последовательно вникать в содержание, мысленно пред­ставлять все его детали в конкретных жизненных образах.

ГЛАВНОЕ - процесс вхож­дения в текст и рамки литературного произведения, распределе­ние в пределах текста материала, предназначенного для запомина­ния, воздействие на читателя различных приёмов изложения.

Наши рекомендации