Употребление деепричастных оборотов. 5.1 Действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), и действие, выраженное сказуемым, должны относится к одному лицу (в двусоставных предложениях
5.1 Действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), и действие, выраженное сказуемым, должны относится к одному лицу (в двусоставных предложениях обозначенному подлежащим): Рассмотрев все отчеты, председатель сделал выводы о проделанной работе; Создавая экологический прогноз, обратите внимание на статистику.
5.2 Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам («Возвращаясь домой, меня застиг дождь»), а также если действие не имеет активного субъекта-подлежащего («Подходя к лесу, мне стало холодно»).
№1Выберите грамматически верное продолжение предложения.
Глядя на творения Микеланджело,
1) к нам приходит мысль о красоте и совершенстве.
2) чувствуешь, сколь безграничны человеческие возможности.
3) тебя посещает чувство легкости и необыкновенной радости от общения с настоящим искусством.
4) они кажутся нам созданными не человеком, а божеством.
Приехав в деревню,
1) я застал сад уже весь в цвету.
2) весь сад уже был в цвету.
3) меня охватила какая-то по-ребячьи отчаянная радость.
4) на меня обрушился яростный лай собак, которых было чуть не по три в каждом дворе.
Переплыв прибрежную глубину,
1) Пете было боязно оглянуться назад на далекий берег.
2) вскорости стало заметно едва видную над водой небольшую гряду валунов.
3) Петя добрался до первой мели.
4) дальше шла гряда валунов, и там уже было не страшно.
Используя языковые средства выразительности,
1) речь наполняется яркими красками.
2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
3) подчеркивается индивидуальность стиля.
4) мысль автора выглядит более убедительно.
Начав заниматься музыкой,
1) у меня появилось много новых знакомых.
2) у вас остается мало времени для развлечений.
3) в значительной степени развиваются творческие способности.
4) я познакомился с нотной грамотой.
Увидев на полке прекрасно изданный альбом с репродукциями Куинджи,
1) взгляд уже ни на чем больше не останавливался.
2) мой выбор был одобрен продавцом секции «Искусствоведение».
3) Петя попросил подарить ему именно эту книгу.
4) мне захотелось тут же купить его.
Утвердив известную актрису на эту роль,
1) у режиссера не было никаких сомнений в том, что она блестяще ее сыграет.
2) все вокруг стали обсуждать, сможет ли она справиться с этой ролью.
3) коллеги искренне радовались ее успеху.
4) режиссер не сомневался в окончательном успехе.
Составляя предложение,
1) мне было сделано замечание.
2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.
Расположившись на земляной насыпи,
1) зрителям был виден весь стадион.
2) игра сопровождалась одобрительными или возмущенными криками зрителей.
3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
4) можно было наблюдать за ходом соревнований.
Сложное предложение
6.1Ошибочна постановка рядом двух однозначных союзов (при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто или будто бы).
6.2Неуместно повторение частицы бы в придаточной части сложноподчиненного предложения, в которой сказуемое выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения («Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему»).
6.3Если придаточное предложение разрывает главную часть, часто нарушается согласование между подлежащим и сказуемым: «Все, кто не пришли на субботник, останется после уроков» (вместо Все, кто не пришел на субботник, останутся после уроков.)
6.4Нежелательно повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных (то же при одинаковых союзных словах): «Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся» (можно отказаться от первого союза или перестроить предложение).
6.5Недопустимо смешение прямой речи с косвенной, которое находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов, частицы, междометия и др.): «Он возмутился, что как же вы можете не замечать нового» (вместо Он возмутился, что они могут не замечать нового).
№1Найдите грамматические ошибки и исправьте их.
1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике [6.1]. 2. Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу [6.5]. 3. Многие из тех, кто побывали на родине Чехова, увидели памятники, поставленные героям его произведений [6.3]. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу [6.5]. 5. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самоё себя [6.2]. 6. Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на Мамаев курган [6.3]. 7. Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания [6.5]. 8. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больниц [6.4]. 9. Все, кто знают творчество Достоевского, восхищаются им [6.3]. 10. Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз [6.5].
[1]Грамматический комментарий обобщен по кн.: Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке (см. список литературы в конце пособия).
[2] В упражнениях этого раздела цифры в квадратных скобках указывают на номер грамматического комментария, приведенного в начале каждого параграфа.