Лекция 6. Этика приветствий и представлений
Цель:ознакомить студентов с этикой приветствий и представлений.
Ключевые понятия:приветствие, представление, формы приветствий, формы обращений, рукопожатие.
Приветствие
Формы приветствий в разных государствах сильно различаются. Хотя при всем разнообразии приветствий интернациональный этикет в собственной основе одинаков: люди встретившись, хотят друг другу добра и благосостояния, самочувствия, удач в труде, добродушного утра, дня или же вечера. Основным правилом устного приветствия считается принцип "снизу вверх", первым здоровается подчиненный с руководителем, младший по возрасту со старшим, член делегации с руководителем, представитель сильного пола с женщиной.
Для рукопожатий работает принцип "поверх вниз", т. е. первым предлагает руку человек наиболее старший по должности либо по возрасту. Рукопожатия порой обязательны. К примеру, как когда к руководителю входит гость, довольно учтиво и корректно поприветствовать "Доброе утро", "Здравствуйте", устроить легкий поклон головой, немного улыбнуться и пожать руку. Рукопожатие делается распространенным и между деловыми дамами. Этим они показывают убежденность и мощь собственной позиции. Деловые партнеры из Европы и Америки, в большинстве случаев, здороваются с деловой дамой за руку, демонстрируя тем, что она считается равноправным деловым партнером.
Входящий в здание должен (вне зависимости от должностного ранга) первым приветствовать находящихся там. А находящиеся там отвечают не хором, как в средней школе, а исключительно те, кто ближе сидит, кому комфортнее.
Войдя в комнату, где располагается некоторое количество человек, вы желаете обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом ожидается непременно пережать руку и всем прочим (естественно, в случае если их не много).
Встретившись с категорией своих людей вовсе не обязательно всем по очереди жать руку. Хотя, когда уж остановились и пожали руку знакомому, который беседует с одним или же несколькими неизвестными, поприветствуйте всех, называя себя, как при первом знакомстве.
Существенно принимать во внимание национальные обыкновения и обычаи. Не стоит забывать, принятое на Западе и считающееся показателем крепкого нрава энергичное рукопожатие, в основной массе государств Востока и Юго-Восточной Азии абсолютно неуместно. Рукопожатие у индусов меняет наклон головы к сложенным у груди кистям рук. В Японии принято кланяться в ответ на приветствие. В арабских и южноамериканских государствах принято, что партнеры сильного пола встретившись, обнимают друг друга.
За последнее время нарушается одно из признанных правил делового этикета: "Единственным допустимым прикосновением к деловому человеку считается рукопожатие". В социальных местах возмутительно при приветствии целоваться, в том числе при встрече с хорошим знакомым. К поцелуям в деловых отношениях надлежит относиться с предосторожностью. Приветственный поцелуй сможет допускаться лишь в том случае, раз вы замечательно знакомы с человеком и у вас тесные деловые дружественные отношения. И непременно тут нужно было принимать во внимание обстановку, при которой случается встреча. К примеру, в период светского приема, на фуршете, куда постояльцы приглашены с мужьями, обмен поцелуями между деловыми партнерами уместен.
Согласно общим правилам вежливости, первым приветствует: мужчина - женщину; младший - старшего; проходящий - стоящего; опаздывающий - ожидающего; входящий - находящихся в помещении. Эти нормы, конечно, сохраняются и в деловом этикете, однако деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст, как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность. Например, секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие возле дверей высшего учебного заведения студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора и т.п., т. е. на первом месте, должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. Однако и здесь могут быть отступления от правил: например, молодой генеральный директор (мужчина), если он хорошо воспитан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя по финансовым вопросам (женщины), а поздоровается с ней первым, хотя она ниже его по должностному рангу. Вообще, стоит заметить, что нет строгих правил того, кому с кем следует здороваться первым; обычно в повседневной деловой практике первым здоровается тот, кто первым другого увидел - если нет уж слишком большой разницы и в должностном ранге, и в возрасте. Приветствуя женщину или старшего по должности или возрасту, мужчина обычно встает - это предписывает светский этикет. Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, - если входящий значительно выше по должности. То есть в данном случае неважно, кто приветствует - мужчина или женщина, и неважно, кого приветствует - мужчину или женщину; важно другое - лицо нижестоящее приветствует лицо вышестоящее вставанием. При приветствии лучше всего пользоваться традиционным официальным "Здравствуйте". "Доброе утро" принято говорить до 12.00 часов, "Добрый день" - до 18.00 часов, "Добрый вечер" - после 18.00 часов. (Три последних приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя последние могут таким образом адресоваться к нижестоящим.) Если обстоятельства таковы, что приветствие голосом нецелесообразно - слишком большое расстояние или между здоровающимися, есть стоящие или проходящие по коридору другие сотрудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами. Поклон - это не кивок головой, при поклоне голова фиксируется в наклоненном состоянии на 1-2 секунды. Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящным, глубоким. На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководствуясь теми же правилами, однако мужчине следует приподнять шляпу или хотя бы прикоснуться к ней рукой. Это правило не касается других головных уборов. Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако заметим, что при ежедневном общении каждый день пожимать руки друг другу не принято, обычно это делается, если сотрудники не виделись какое-то время (например, рукопожатие после возвращения из отпуска). При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина - нет. Первым руку протягивает: женщина - мужчине; старший по возрасту - младшему. Но снова эти общепринятые правила этикета уступают в сфере деловых отношений первенство другим, где главный критерий - должностной статус, т.е. руку первым протягивает старший по должности. Отступления есть и здесь - президент компании (мужчина) на деловом совещании должен первым протянуть руку рядовому сотруднику рекламного отдела (женщине), однако он, будучи светским человеком, может не воспользоваться своим правом старшего по должности и помедлить с протягиванием своей руки, давая возможность женщине первой сделать это, и лишь тогда пожать ей руку. Для тех, кому трудно запомнить, кто и кому первым протягивает руку, существует маленькая подсказка: руку первым протягивает тот, кто "снисходит" до партнера, а "снисходит" тот, у кого более привилегированный статус в обществе, - это "прекрасный пол", человек более старшего возраста, или занимающий более высокую должность. Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым. Нельзя трясти или встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя своими руками, протягивать лишь пальцы руки. Что касается представления, то здесь в основе делового этикета также лежат правила этикета светского. Согласно деловому этикету представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами. Представляют: мужчину - женщине; младшего по возрасту - старшему по возрасту; имеющего более низкий должностной статус – имеющему более высокий должностной статус; одного сотрудника - группе сотрудников. Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем. Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: "Позвольте вам представить - господин Сергеев". Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать.
Вежливость как руководящий атрибут воспитанного человека представляет для начала приветствие. С издревле люди оказывают друг другу особое отношение при помощи приветствий.
Представление
Представление лучше всего предварить следующими фразами: «Позвольте представить вам…» или «Разрешите познакомить вас…». Когда в обществе представляют одного человека сразу нескольким, обычно громко называют его имя, фамилию. Представляемый делает легкий поклон всему обществу. Присутствующие, подавая ему руку, сами представляются. Во время представления нужно показать своим поведением, что все ваше внимание сосредоточено на человеке, с которым вас знакомят. Традиционным вполне корректным ответом является «Здравствуйте» с добавлением имени нового знакомого.
В светском этикете принято держаться правила, когда человек начинает присутствовать для вас только с той минуты, как вам его предположили. До этого вы не имеете право с ним беседовать, приветствовать его и т. д. В различие от светского, в деловом этикете несколько другие правила, к примеру, допускается самопредставление.
Представление в деловой жизни считается весомым составляющим вежливости. При помощи него возможно установить нужные и ненужные взаимосвязи. Сообразно деловому этикету представить кого-то — означает назвать его фамилию, должность, организацию, в которой он действует.
По жестким правилам делового этикета знакомство обязано происходить при содействии третьего лица, знающего двух знакомящихся. Данный человек выступает гарантом для двух сторон, гарантом порядочности представляемых друг другу людей. Хотя в сегодняшнем деловом мире роль гаранта имеет возможность сделать организация, в которой трудятся (или же встретились на деловом событии) работники.
К примеру, на учебу в головную компанию приглашены клерки отделений компании. Некоторые из них неизвестны, либо знакомы заочно. Чтобы познакомиться, им абсолютно не стоит выискивать кого-то, кто имел возможность бы их представить друг другу. Надлежит просто заявить: "Мы с Вами незнакомы, позвольте представиться" (либо "Не возражаете, когда мы с Вами познакомимся?").
При знакомстве людей младшего по возрасту представляют старшему по возрасту, холостого - находящемуся в законном браке, низшего по иерархии высшему, мужчину - представительнице слабого пола, наиболее молодую девушку - старшей и т. д. К примеру: "Виктор Александрович, позвольте представить вам Бориса Ивановича, вице-президента по менеджменту. Борис Иванович, президент нашей компании Виктор Александрович". Фамилии и имена необходимо произносить конкретно и понятно, чтобы не было надобности переспрашивать. При знакомстве людей, старайтесь охарактеризовать их друг другу для облегчения последующего общения.
Когда мужчину представляют женщине, он чуть-чуть кланяется, а представительница слабого пола остается сидящей.
Когда вам только представили человека, и вы сразу не запомнили его фамилии и имени, а вам так же нужно его познакомить еще с кем-то, можно приблизив их друг к другу, просто сказать: "Знакомьтесь, пожалуйста".
Когда вас представляют группе людей, то достаточно сделать легкий поклон, но не подходить к каждому и пожимать руку.
Что касается представления, то здесь в основе также лежат правила этикета светского. Согласно этикету, представить кого-либо, значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знаком с обеими сторонами. Представляют:
- мужчину – женщине;
- младшего по возрасту – старшему по возрасту;
- имеющего более низкий должностной статус – имеющему более высокий должностной статус;
- одного сотрудника – группе сотрудников.
Обращение
В деловом этикете есть разные способы к выбору форм обращения к руководителю, подчиненным, неизвестным гостям. Также, в основной массе компаний есть собственные неписаные правила внутрифирменного поведения, изменять которые не предлагается. Впрочем, нужно иметь в виду общепризнанные мерки.
Чувство такта играет главную роль в выборе формы обращения, отражающее имеющие место быть между людьми отношения. Обращения предлагают собеседникам разговаривать в явном тоне, соблюдая конкретные отношения: отношения людей ближайших или же дальних, равных либо неравных, отношения казенные, дружественные, фамильярные, вежливые и т. д.
В нашей стране на протяжении долгого времени общепризнанной формой было обращение "товарищ". В последние годы от данного обращения категорически отказались. Свежая форма "гражданин", "граждане" применяется в области государственных, политических взаимоотношений. Впрочем, она не возымела широкого распространения в области межличностных взаимоотношений, в обиходе. Обращение "гражданин" применяют сообща с именем: "гражданин Иванов", со званием "гражданин профессор" или же с должностью "гражданин судья". Относительно титулов, то они сегодня употребляются все реже и реже.
В некоторых случаях возможно довольствоваться отсутствием обращения. В случае если вам нужно обратиться к человеку, которого вы видите в первый раз, применяйте общепризнанные учтивые тирады: "По какому вопросу"; "Будьте любезны, представьтесь"; "Извините, Вы не подскажите к кому у меня есть возможность обратиться по такому-то вопросу"; "Добрый день, не имели возможности бы Вы...", "Скажите, пожалуйста...".
Не принято заявлять о находящихся там в третьем лице, т.к. создается эмоция, что говорящий не почитает того, о ком заявляет.
Можно отметить специальную роль индивидуальных местоимений. Число личностных местоимений немного, хотя их авторитет в речевом этикете довольно велик. Особо важен выбор между "ты" и "вы".
"Вы" употребляется тогда, когда принято обращаться по фамилии и отчеству. При обращении к деловым партнерам, как правило, обязана употребляться форма "вы". Общение на "ты" разрешено при обоюдном согласии или быть может обусловлено неформальными отношениями.
Не рекомендовано обращаться друг к другу на "ты" при деловых партнерах, посетителях. При выходе в свет гостя рекомендовано перейти на "вы". Таким же образом главнейшие сотрудники в пребывании работников обязаны обращаться друг к другу на "вы".
Переход от "вы" к "ты" либо напротив - практически постоянно волнующее событие, заявление свежих взаимоотношений. Есть люди, которые резко и с легкостью переходят на "ты", иные, напротив, делают это неохотно. Некоторые отказ от "ты" оценивают как ответственное отдаление, причем даже как индивидуальное оскорбление.
Нет специальных правил, как скоро и при каких жизненных обстоятельствах возможно переходить на "ты", наверное все находится в зависимости от нрава людей, взаимоотношений, обстановки. Тогда как ни разу младший по возрасту не может первым переходить на "ты" со старшим, подчиненный - с руководителем, секретарь - с гостем.
С предложением перейти на "ты" необходимо быть довольно осмотрительным, по причине того, что отказ имеет возможность вызвать чувство неловкости, особо у того, кто устроил это самое предложение.
Предлагаемое в последние годы на корпоративных тренингах обращение на равных между участниками, вне зависимости от их возраста и должности, - это сама западня. Лингвистическим и невербальным методом она словно не соблюдает иерархию и делает иллюзию равенства. Действительно, исключительно иллюзию, так как реальное равенство меж руководителем и подчиненным маловероятно.
Специфика нашего языка в именовании людей заключается в том, что собственно фамилия состоит из нескольких компонентов: фамилия, отчество и имя. Выбор обращения имеет этикетное значение, выражает отношение к адресату.
Не любого собеседника возможно именовать просто по фамилии.
Не обращаются по фамилии:
• к человеку, кто старше вас по возрасту;
• к работнику, кто старше вас по статусу;
Не стоит злоупотреблять обращением исключительно по фамилии, да еще на американский манер, как скоро фамилия произносится в неполном варианте. По фамилии больше обращаются к близким сотрудникам, если они юны и вовсе не против этого обращения. Отмечено, что возрастная граница обращения по фамилии со временем поднимается в наши дни все выше.
Прежде в государствах СНГ уважительным являлось обращение по фамилии и отчеству.
Если старший по возрасту либо положению просит именовать его просто по имени, не стоит протестовать: отказ значит неуважение к дружескому жесту, желанию установить наиболее теплые отношения. Если взглянуть под другим углом, солидные главы и пожилые люди обязаны быть осторожны с аналогичными услугами. В отношениях руководителя с подчиненными это панибратство сможет привести к падению авторитета руководителя, а упорство почтенного престарелого человека, предлагающего юному подчиненному именовать его просто по фамилии, ставит его в неудобное положение.
Среди ритуальных форм обращения людей друг к другу существуют приветствия, прощания, представления. Они бывают то корректными, учтивыми, галантными; то недоброжелательными, спесивыми, заносчивыми. В них проявляется гамма тональности, которая зависит от характера взаимоотношений между людьми, возраста, пола, степени родства и уровня культуры.