Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское". Все описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы.

Первая группа - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Маскулин-ность-фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональ-ных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей.

В народе бытует мнение, что "нормальная" женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентирован-ность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распростране-нию данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепция "естественной" взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза (Кон И.С., 1988).

В сфере занятости до сих нор распространено явление профессиональной сегрегации как воплощение в реальной жизни действия гендерных стереотипов. Профессиональная сегрегация - это асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре. Женщины в основном работают в непроизводственной сфере, труд в этой сфере малопрестижен, малооплачи-ваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Так, например, в здравоохранении и социальном обеспечении женщины составляют 83%, в торговле и общественном питании - 82%, в образовании - 79 % от общего числа занятых (Калабихина И., 1995). Так называемые "женские профессии" сформировались путем "вынесения" на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины, Так, среди имеющих высшее и среднее специальное образование руководителями того или иного уровня являются 48% мужчин, т.е. каждый второй мужчина - руководитель. Среди женщин дипломированных специалистов доля руководителей составляет всего 7% (Рекопская И.Ф., 1993). Несмотря на то, что сфера преподавания в средних школах является одной из феминизированных отраслей (удельный вес женщин в общей численности учителей в 1991 г. составил 75%), доля женщин - директоров средних школ составила лишь 39% (Калабихина И., 1995).

Все эти гендерные стереотипы демонстрируют чрезвычайную жизнестойкость Прочная их укорененность в сознании большинства населения способствует активному воспроизводству таких стереотипов из поколения в поколение. Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализации.

В качестве таковых выступают:

- родители;

- сестры, братья и сверстники;

- школа;

- средства массовой информации.

Рассмотрим особенности влияния каждого из этих институтов на процесс гендерной социализации детей.

Родители

Влияние родителей - один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка - это первый его социальный мир. Существующие гендерные стереотипы пронизывают весь процесс социализации, их влияние начинает проявляться с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам. Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола. Например, тридцать пар родителей новорожденных были опрошены через 24 часа после рождения ребенка. Специально были подобраны дети, не различающиеся по физическим показателям (рост, вес и т.д.) Родители девочек описывали их как более нежных, слабых, милых детей по сравнению с новорожденными мальчиками. Родители мальчиков описывали их как более сильных, физически крупных и лучше координирующих свои движения, чем новорожденные девочки.

Двум группам испытуемых демонстрировали видеозапись поведения семимесячного ребенка. Одной группе представили его как мальчика, другой - как девочку. Испытуемые должны были описать его поведение. В той группе, где он был представлен как мальчик, его поведение описывалось как более активное, бесстрашное и жизнерадостное, чем в другой группе. Негативные эмоции у мальчика воспринимались как проявления гнева, а у девочки - страха. Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается к мальчикам и девочкам разными сторонами (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991).

Женщин-матерей просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним, заставляли проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).

Выявлено, что отец и мать, выполняют различные функции в полоролевой социализации детей. В работе Я.Л. Коломинского и М.Х. Мелтсас (1985) приводятся следующие данные.

Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка:

- Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

- В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.

- Мальчики, лишенные отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.

- Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.

Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые МОГУТ компенсировать отсутствие отца (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х., 1985).

Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин no сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека.

Приведенные данные показывают, как с раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость. Сообразитель-ность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:

- "социализация через манипуляции",

- "вербальная апелляция",

- "канализация",

- "демонстрация деятельности".

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго - частые обращения в стиле "ты моя красавица", подчеркивание ее привлекательности Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу". "Демонстрация деятельности" выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа»" (Тартаковская И.Н., 1997).

Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

Сестры, братья и сверстники

Кроме родителей на развитие типичного для пола повеления ребенка влияют братья и сестры:

- Если в семье имеются дети разного пола, то у них обнаруживается больше черт, характерных для другого пола (например, девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца» и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков).

- Влияние разнополых детей друг на друга тем больше, чем меньше разница в возрасте.

- Влияние старшего ребенка сильнее на младшего того же пола, так как он побуждает у него предпочтение и принятие своего пола.

- У перворожденных мальчиков предпочтение и принятие половой роли немного слабее.

- Наиболее типичные для пола реакции наблюдаются у единственных детей в семье и у мальчиков, имеющих брата (Коломинский Я Л., Мелтсас M.X., 1985).

- На идентификацию мальчика с ролью отца позитивно влияет наличие брата. У девочек наличие сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за идентификации с матерью, которая более выражена, чем идентификация с отцом у мальчиков (Захаров А.И., 1982).

Исследованию роли такого важного фактора гендерной социализации, как группа сверстников, уделяется значительно меньше внимании. Этот вопрос ставится лишь в единичных работах, где идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается как важнейший механизм формирования гендерной идентичности.

Вместе с тем тот факт, что в детстве мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителям своего пола, признается большинством психологов (например, Абраменкова В.В., 1987; Ренина Т.А., 1984). Ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками, а это принятие достигается во многом его поведением в соответствии с полоролевыми стандартами. Начиная с трехлетнего возраста, дети подкрепляют (одобряют или осуждают) типичное или нетипичное для определенного пола поведение друг друга, Более активны в этом мальчики. Именно мальчики являются более эффективными моделями для детей обоих полов.

И.С. Кон утверждает, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, "обкатывает" полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности-фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность (Кон И.С., 1988). Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровесников (Теория и история феминизма, 1996).

Ориентация на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, на изменение жизненных целей и планов. В работе Л.В. Поповой (1996) приводятся данные об оценке возможного вклада основных факторов в интеллектуальную продуктивность. Дж. Галлагер утверждает, что 30-50% приходится на такой фактор, как способности к овладению абстрактной системой символов, 15-20% влияние сверстников. Эти усредненные показатели даны без учета половозрастных особенностей, тогда, как известно, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми. Вследствие повышенной чувствительности одаренные девочки рано интериоризируют эти установки и демонстрируют высокую социальную адаптированность, которая зачастую заставляет их маскировать свои умственные способности. Можно предположить, что для девочек влияние сверстников более значимо и превышает вышеприведенный показатель.

Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Так, соглас-но американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей, к старшим классам они составляют уже одну треть от одаренных (Silverman L.K., 1986).

Школа

В период школьного обучения учителя активно продолжают начатую родителями тради-цию формирования разного типа поведения у мальчиков и девочек, исходя из утвердившихся гендерных стереотипов. Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол; в тех случаях, когда не хватает учебных пособий или приборов, их скорее получают мальчики; наконец, учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).

Различны реакции учителей и в ситуации нарушения школьниками дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам. Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины (например, выкрики с места), допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия "сходят с рук " (учителя на такое поведение могут просто не обратить внимания). Мальчиков хвалят чаще, чем девочек. Но различия существуют не только по количественным параметрам, но и по качественным. Мальчиков хвалят за их знания и за правильные ответы, а девочек - за послушание и прилежание. Осуждают же мальчиков из-за неумения себя вести, а девочек - за ошибки в ответах. Так, в одном из американских исследований, проведенном в 4-5-х классах, было выявлено, что 90% всех поощрений со стороны учителей, предназначенных мальчикам (позитивная обратная связь), - это поощрения за успешную интеллектуальную деятельность. Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то время как негативная обратная связь за неудачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек (Golombok S., Fivush R., 1994). Таким образом, количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, в скрытой форме дает им понять, что они находятся на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.

Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутствием способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решат проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное. Обратное справедливо для мальчиков - их стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха (Попова Л.В., 1996).

Сравнительные психологические исследования показали, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя "как мальчик" или "как девочка" (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).

Наряду с учителями школьные учебники также являются важнейшими источниками влия-ния на учащихся в ситуации учебной деятельности. В работе Л.В. Поповой (1996) подчеркивается, что и в зарубежных, и в отечественных школьных учебниках достаточно мною проявлений сексизма (ущемления прав личности в зависимости от половой принадлежности): мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Стереотипно-патриархально представлены мужские и женские персонажи в разных сферах дея-тельности: мужчины и мальчики изображены активными, занятыми работой, увлечениями (инст-рументальная сфера деятельности), а женщины и девочки - занимающимися покупками и домаш-ними делами (экспрессивная сфера). Аналогичные данные были получены и в исследовании, проведенном под руководством автор настоящего пособия студенткой Н.Н. Оболенцевой (Полоролевые стереотипы и их представленность в школьных учебниках для младших классов: Курсовая работа. СПб., 1997). В указанном исследовании анализ иллюстраций пяти учебников для 1-х и 2-х классов общеобразовательной школы проводился по следующим категориям: 1) общее число изображений лиц мужского и женскою пола; 2) количество изображений лиц мужского и женскою пола н инструментальной и экспрессивной сферах деятельности; 3) соотношение частот изображений лиц мужскою и женскою пола в сфере учебной деятельности; 4) соотношение частот изображений лиц мужскою и женскою пола в сфере отдыха (табл. 2).

Таблица 2.

Соотношение мужских и женских изображений в разных сферах деятельности

№ п/п Категории анализа Лица женского пола Лица мужского пола

общее кол-во % общее кол-во %

1 Общее кол-во изображений 172 36 301 64

2 Инструментальная сфера 20 26 56 74

3 Экспрессивная сфера 16 66 8 33

4 Сфера учебной деятельности 15 47 17 53

5 Сфера отдыха 29 41 41 59

Из таблицы следует, что общее количество изображений лиц, мужского пола превышает количество изображений лиц женского почти в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаше, чем женщины и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и занимающимися учебными делами. Различия оказались статистически значимыми по таким категориям, как общее количество изображений лиц мужского и женского пола и представленность мужчин и женщин в инструментальной сфере деятельности (использовался критерий Пирсона).

Скрытый и явный сексизм присутствует и в учебниках для старших классов. Женщины-ученые в учебниках практически не представлены, даже те, которые получили известность и мировое признание (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993). Это в первую очередь объясняется тем, что в современной культуре глубоко укоренился взгляд на науку как на мужское занятие. Наука создавалась мужчинами, и в ней нашли отражение мужские нормы и мужская система ценностей.

Особые сложности возникают у девочек, которые проявляют интерес и имеют способности к таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, т.е. сферам деятельности, считающимися исключительно мужскими. Так как в обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия, девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсы по математике, в три раза реже выражают желание работать в этих областях. Мальчики, по сравнению с девочками, в два раза чаще выбирают карьеру ученого (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993). Может быть, эта ситуация обусловлена объективными причинами, суть которых в том, что женщины по сравнению с мужчинами менее способны к интеллектуальной деятельности? Результаты некоторых исследований 90-х годов, показывают, что это не так. На-пример, согласно исследованию, проведенному в Женевском университете, "анализ показателей учебы в университете и до поступления в него позволяет сделать следующий вывод: нет никаких свидетельств того, что женщины менее одарены, чем мужчины. Наоборот, если и выявляются какие-либо отличия, то они, как правило, в пользу девушек" (Коенен-Хютер Ж., 1991. С. 67).

В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей или отдать предпочтение потребности быть принятой ближайшим социальным окружением и не противоречить общепринятым нормам и стандартам поведения. Из-за большей чувствительности к ожиданиям окружающих одаренные девочки рано понимают, каковы приоритеты для женщины в представлениях современного общества.

Обобщая приведенные данные, можно отметить, что гендерная социализация девочек в школьные годы способствует формированию у них определенных внутренних состояний-барь-еров, затрудняющих личностную и профессиональную самореализацию, К ним можно отнести: боязнь неудачи, боязнь утраты женственности, недостаток настойчивости в достижении цели, боязнь общественного отвержения.

Средства массовой информации

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Дети в возрасте от 2-х до 11 лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник школы уже успел потратить около 15 тысяч часов на просмотр телепередач (помимо всего прочего, сюда входят около 350 тысяч рекламных объявлений) (Смелзер Н., 1994).

Женские и мужские образы, представляемые в телевизионных программах, в большинстве случаев сильно стереотипизированы. Мужчины выглядят предприимчивыми, активными, деловыми, женщины, прежде всего очень привлекательны, зависимы, заботливы. Особенно это касается образов мужчин и женщин, представляемых в рекламных роликах.

Большинство видеоисторий, в которых сформулированы образы "настоящего мужчины" и "настоящей женщины", можно разделить на два типа. К первому относятся истории романтические, в которых у мужчины и женщины отношения либо намечаются, либо только начались. Ко второму типу относятся истории семейные - в них мужчина и женщина уже сделали свой выбор, живут семьей и обычно имеют дом и детей (Юрчак А., 1997).

В романтических историях мужчина - всегда профессионал, занятый на протяжении видеоролика напряженным делом, обычно напоминающим борьбу (например, в спорте или бизнесе). Мужчина побеждает в этой борьбе один на один, исключительно благодаря своим личным знаниям, уму, ловкости и смелости. Женщина не только не принимает в ней участии, но и попросту отсутствует в тех местах, где эта борьба происходит Женщина появляется как неизменный дополнительный приз мужчине за его победу "над стихией" (например, видеоролики дезодоранта "Old Spice", одеколона "Club"). Действия настоящего мужчины, согласно романтическим видеоисториям, направлены на людей и объекты вокруг него. В отличие от мужчины действия женщины направлены только на нее саму: она занята самоукрашением, саморазглядыванием, самопоказом. Она моет волосы, увлажняет кожу, подкрашивает губы и т.д. Ее единственной целью является быть замеченной, причем не только мужчиной, но и подругами, соперницами, просто прохожими, хотя мужчина остается главным созерцателем. Иными словами, женщина в романтических видеоисториях постоянно ощущает на себе внешний взгляд, В своих действиях она ориентируется на этот внешний взгляд, играя роль объекта созерцания.

Во втором типе видеоисторий - в историях семейных - мужчина и женщина живут вместе. Им больше не надо завоевывать друг друга, и они могут полностью сконцентрироваться на своей основной деятельности. Как и в историях первого типа, мужчина опять добивается успеха в каком-то деле, требующем особых профессиональных знаний и бойцовских качеств. Этим делом мужчина занимается за пределами семьи. Эта первая часть образа настоящего семейного мужчины дополняется образом мужчины, действующего внутри совместного семейного пространства, там, где его ждет жена. Здесь он пользуется ее трудом и при случае поощряет ее. Например, в рекламном ролике, посвященном порошку Tied, жена, выстирав пропахшую рыбой рубашку мужа, получает от него (говорящего и от имени сына) похвалу: "Твоя мама просто волшебница!" Настоящий мужчина выступает в роли понимающего наблюдателя-контролера, готового не только инструктировать, но и поощрять. Деятельность "настоящей женщины" ограничивается совместным семейным пространством. Она вовремя лечит детей "правильными" таблетками, стирает белье "правильными" порошками, готовит вкусные салаты и супы и ждет мужа, с нетерпением выглядывая в окно. В отличие от романтических историй теперь ее деятельность направлена не на саму себя (ведь партнера она уже добилась), а на поддержание порядка в доме и создание семейного уюта. Соответственно следящий за ней взгляд оценивает не ее внешний вид, а результаты ее деятельности в семейном пространстве. Такое смещение акцентов не изменяет главного: женщина опять ощущает на себе внешний наблюдающий взгляд и действует в соответствии с его ожиданиями.

Аналогичные типы женских образов характерны для российских рекламных роликов - на это указывает социолог И.Н. Тартаковская. Образ женщины в отечественной рекламе чаще всего предстает в двух вариантах: либо как прилежная домохозяйка, либо как сексуально-эстетический объект, который в силу приобретения кокон-то вещи становится еще неотразимей. "Если она и предстает в роли эксперта, то чаще всего эксперта в области косметики - в лучшем случае, это лекарства или корм для собак и кошек. В основном же женщина предстает в рекламе как предмет потребления, не очень в этом смысле отличный от того, что она конкретно рекламирует" (Тартаковская И.Н., 1997. С. 72).

Как видим, реклама излагает нам простым языком старый патриархальный миф о том, какими должны быть мужчины и женщины. "Настоящий мужчина" предстает личностью творческой, профессиональной, способной принимать решения и одерживать победы в одиночку. Его действия изменяют окружающий мир. "Настоящая женщина" призвана сопровождать "настоящего мужчину", являлась дополнительной наградой за его победы. Она предстает в рекламе существом зависимым, домашним. Ей не надо быть умной и творческой личностью, достаточно иметь привлекательную внешность и уметь следить за домашним уютом. "Повторяя эти примитивные патриархальные образы, бесчисленное множество раз в разных вариантах, сегодняшняя российская реклама работает на усиление гендерных стереотипов, которые в нашей культуре и без того достаточно консервативны. И в этом ее крайне негативная роль" (Юрчак А., 1997. С. 397).

Многие детские книги также способствуют укреплению традиционных гендерных стереотипов. Главными героями большинства сказок и историй являются мужские персонажи, именно они предстают в качестве активного и творческого начала. Героини чаще бывают жертвами, объектами защиты и поклонения. В американском учебнике по социальной психологии Д. Майерса приводятся сведения о том, что за последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта (Caldecott Award books), девочки в четыре разя чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как вилы, плуг, оружие) В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, женщины выполняют большую часть домашней работы. И повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми (Майерс Д., 1997).

Не поддаться сексистскому воздействию средств массовой информации трудно, потому что оно осуществляется не прямо, а косвенно, исподволь. Явно никто не демонстрирует сомнения в способностях женщин, их праве на самостоятельность и независимость. Однако через книги, газеты, учебники, рекламу, телепередачи идет поток информации, соответствующей идее "истинного" предназначения женщины в обществе, заключающегося в выполнении обслуживающих функций и материнских обязанностей.

Вся социальная реальность, с которой сталкиваются дети в процессе своего развития и взросления, разделена на "мир женщин" и "мир мужчин", и в этих мирах господствуют разные "правила игры". Различные социальные институты работают на то, чтобы формировать нормы "правильного" мужского и женского поведения и вытекающие из них жизненные сценарии.

Рассматривая влияние различных социальных институтов на процесс социализации в детском возрасте, мы отметили существующие различия в содержании социализации мальчиков и девочек. Выделим общие моменты, касающиеся социализации детей в нашей стране в зависимости от пола.

Особенности социализации мальчиков

Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. Все это объясняет тот факт, что первичной для ребенка (и мальчика, и девочки) является идентификация с матерью. В дальнейшем именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок (воспитатели детского сада, врачи, учителя начальной школы), - женщины. К тому же из-за широкого распространения традиционных патриархальных идей о большей значимости и социальной ценности мужчин мальчик испытывает более сильное социальное давление, чем девочка:

- половой социализации мальчиков родители уделяют внимание раньше, чем половой социализации девочек;

- больше подчеркивается ценность мужской половой роли.

Окружающие требуют от мальчика соответствия его гендерной роли, не показывая при этом, как нужно себя вести. Например, родители часто ругают сына, если он плачет, но не объясняют ему, как нужно изменить свое поведение. В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991).

К собственно маскулинным проявлениям, доступным в детском возрасте, относятся агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, но взрослые негативно относятся к таким проявлениям детей. Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение мужских проявлений, а наказание за «немужские». Родители почти не дают сыновьям каких-либо традиционно мужских заданий или занятий по дому. Поощряя и развивая в мальчиках ценности достижения и успеха, родители и педагоги в реальности требуют от них такого же послушания и прилежания, конформности в поведении, как и от девочек. Мальчики мало занимаются спортом, редко посещают кружки по интересам, редко могут найти для себя увлекательные занятия, поэтому имеют мало возможностей для развития традиционно мужских черт. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой идеализированной статусной позицией «каким должен быть мужчина". Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991; Арутюнян М.Ю., 1992; Клецина И.С., 1997).

В подростковом возрасте группа сверстников выступает как источник мужских ролевых моделей и сферой реализации маскулинных качеств. Общаясь со сверстниками, мальчики начинают больше полагаться на таких же мальчиков, как они сами. Происходит усвоение преувеличенного, грубого представления о мужественности. Позже такое представление чаще меняется. Среди неадекватных вариантов утверждения мужской идентичности можно выделить следующие: либо отказ от всех форм исцеления, не вписывающихся в однозначную модель маскулинности (быть примерным, хорошо учиться, помогать родителям), либо демонстрация маскулинности в контексте асоциального поведения (пьянство, драки, участие в криминальных группировках). Жестокость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям (Каган В.Е., 1991).

Таким образом, гендерная социализация мальчиков протекает с большими сложностями и. трудностями. Как подчеркивает И.С. Кон (1988), это есть проявление общего закона половой дифференциации, который американский ученый Д. Мани назвал "принципом Адама" или принципом маскулинной дополнительности. Суть его в том, что природа заботится в первую очередь о создании самки, создание самца требует от нее дополнительных усилий, так что на каждом этапе половой дифференциации для развития по мужскому типу необходимо нечто "прибавить". В пренатальной фазе развития таким ключевым фактором являются зародышевые андрогены, от наличия которых в критической фазе развития зависит подавление фемининного начала и формирование "мужских" центров головного мозга. Позже андрогены способствуют маскулинизации внешнего облика и поведения ребенка.

Нечто подобное наблюдается и в психическом развитии: чтобы высвободить мальчика из-под женского влияния, которому первоначально подвластны все дети, требуются специальные дополнительные усилия, как его самого, так и тех, кто его воспитывает.

Объясняет особенности социализации и весьма популярная в последнее время теория соци-альной конструкции гендера (И. Гоффман. Дж Лорбер. П. Бергер, Г. Лукман). Основное положе-ние теории заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы, модели поведения в процессе социализации, продолжающемся в течение всей жизни. Дети наблюдают, как их родители выражают свои чувства, выполняют желания друг друга, общаются и строят отношения с другими людьми. В этом и заключается неформальный процесс социализации. В результате ребенок создает модель того, что значит быть мужчиной и женщиной. Мальчик воспроизводит модель поведения других мужчин, повторяя их сложности и проблемы. Таким образом, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества

Особенности социализации девочек

Девочке легче дается приобретение гендерной идентичности. Она с самого начала имеет соответствуюую ее полу ролевую модель, поэтому в дальнейшем ей не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя активно помогают формировать девочке образ себя как женщины. В российской культуре образ «настоящей женщины» не такой жесткий и однозначный, как образ "настоящего мужчины". Как показывают исследования, требования со стороны родителей, предъявляемые к поведению девочек, менее нормативны, чем требования, предъявляемые к поведению мальчиков (Лунин И.И., Старовойтова Г.В., 1991). Естественно, все это облегчает формирование гендерной идентичности девочки в детстве.

Однако и здесь есть свои трудности. Одна из них касается формирования полоролевых предпочтений (высокой оценки всего женского). Исследования литературы и телевизионных передач для детей показали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в них, является ее незаметность: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, и, чаще всего, сводится к помощи герою-мужчине (Алешина Ю.Е., Волович А.С., 1991). Кроме того, в отечественной культуре дети с детства усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой. Выполнение роли, которая подразумевает двойную нагрузку, не слишком привлекательная перспектива, поэтому девочки часто ограничивают свой выбор в плане карьеры.

С другой стороны, социальное окружение подсказывает девочкам, что, несмотря на официальные заявления о равенстве (независимо от пола всем надо получить образование и работать), в реальной жизни мужчин ценят больше, чем женщин, им легче получить работу, легче поступить в высшее учебное заведение. Осознание такого несправедливого обращения является дополнительным стимулом для девочки, чтобы развивать такие типично маскулинные черты, как активность, соревновательность, стремление к доминированию. По мнению исследователей Ю.Е. Алешиной и А.С. Волович (1991), мальчики и девочки развивают черты поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам гендерных ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или вступают в конфликт с обществом.

Конечно, результаты гендерной социализации не такие однозначные. Но как выделенная тенденция такое заключение имеет основания. Сложившаяся в нашей стране система гендерной социализации как бы ориентирует мальчиков на пассивность или внесоциальную активность, а девочек, напротив, на доминантность и сверхактивность в сфере ближайшего социума, хотя жить им предстоит в обществе, во многом придерживающемся традиционных полоролевых стандартов.

Наши рекомендации