Аффилиация и привязанность

Тема человеческих взаимоотношений стала традиционной для соци­альной психологии. Особый интерес представляют личные (здесь мы их условно называем персональными) взаимоотношения. Они инте­ресны не только сами по себе, но и в связи с необходимостью глубже понять и лучше объяснить психологию человека как личности.

В свою очередь, личных взаимоотношений, складывающихся между людьми, довольно много, и все они нуждаются во внимании со сторо­ны психологов. Традиционно в качестве объекта изучения в социаль­ной психологии выступают взаимоотношения, определяемые поняти­ями «аффилиация», «привязанность», «дружба», «любовь», «власть», «вражда», «беспомощность» и «одиночество».

Аффилиация чаще всего понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.

Позитивно понимаемой аффилиации, определенной выше, проти­востоит ее негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции.

Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей в то же время интересует проис­хождение аффилиации как формы социального поведения и его моти­вации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что здесь они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является пове­дение, обозначаемое термином «привязанность».

Привязанность как форма отношений между людьми может обозначать:

а) тесную эмоционально-положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми;

б) реальную эмоциональную связь, образуемую между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми.

Рассматривая привязанность как социально-психологическое явле­ние, ученые выделили виды и стили привязанности. К основным видам привязанности относятся личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амби­валентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам.

1. Личная (непосредственная) привязанность – это особое предрас­положение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радос­ти и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека.

2. Транзитивная, или опосредствованная, – это привязанность к то­му человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.

3. Надежной называют разновидность личной эмоциональной при­вязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно по­лучает от него помощь и утешение (поддержку).

4. Ненадежной называют привязанность одного человека к друго­му, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Существует, соответ­ственно, три типа ненадежной привязанности: избегающий, амбивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный.

5. Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу прояв­ляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновре­менно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один чело­век или не доверяет другому, или не желает быть зависимым от него.

6. Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивля­ющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности отличается внутренни­ми конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведе­нием человека по отношению к объекту своей привязанности.

7. Привязанность по избегающему типу представляет собой вари­ант ненадежной привязанности, при которой человек сознатель­но, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоя­тельность, независимость или несущие в себе обиду на того чело­века, к которому они раньше были привязаны.

Словосочетание «стили привязанности» обозначает типичные особен­ности поведения человека по отношению к тому, к кому он привязан и яв­но демонстрирует соответствующее поведение (привязанность). Этим же термином обозначают поведение другого человека, по отношению к ко­торому переживается чувство привязанности. Следовательно, понятие «стили привязанности» относится к обоим людям, включенным в соответ­ствующие отношения. Выделяют три характерных стиля привязанности.

1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привяза­ны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в услови­ях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.

2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся к близким взаимоотно­шениям, и опасаются их.

3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его от­личает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отноше­ний между привязанными друг к другу людьми.

Дружба

Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной от­крытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг дру­гу на помощь.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:

• деловыми или утилитарными;

• эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом;

• рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;

• нравственными, ориентированными на взаимное моральное со­вершенствование.

Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глу­бокое взаимопонимание людей. Психологически это означает следующее:

1) возможность общаться друг с другом практически без слов, в ос­новном при помощи жестов, мимики и пантомимики;

2) воспринимать и хорошо понимать друг друга на основе едва уло­вимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям, но не воспринимаемых окружающими людьми.

Дружба занимает промежуточное положение между двумя други­ми видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От пер­вого она отличается тем, что носит более интимный характер и го­раздо глубже простого знакомства или приятельства. От любви же – напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами пове­дения в отношении друг друга.

К правилам (нормам), которыми руководствуются люди в своих дру­жеских отношениях, относят:

• равноправие;

• уважение;

• способность и умение понять друг друга;

• готовность всегда прийти на помощь;

• доверие;

• преданность.

Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохране­ния связывающих их более глубоких чувств.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как законо­мерное явление. Появляется она в раннем юношеском возрасте тогда, когда у растущего человека возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера – такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.

Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тя­желых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жиз­ни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей на­зывают друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.

Любовь

Любовь – заключительный акт душевного сближения людей, со­ставляющий вершину человеческой интимности. Это такой вид от­ношений между людьми, который не допускает господства одно­го человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. Здесь обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает.

Люди в этом типе отношений составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпо­сылкой для совершенствования другой.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного.

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эро­тическая, к Богу и к самому себе.

Последняя разновидность часто связывается с вопросом: может ли любить других человек, не способный любить самого себя? Ответ на него, очевидно, представляется отрицательным. Известное библейское выражение «возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви – к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернати­вы», – пишет Э. Фромм. Напротив, установка на любовь к себе может быть обнаружена у всех, кто способен любить других.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает край­ние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал «невротической любо­вью». В этом случае оба «любовника» оказываются больше привязан­ными не друг к другу, а к своим родителям. Став взрослыми, они пере­носят эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплоще­ние черт своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеа­ла. Но поскольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителю.

Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеаль­ное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так на­зываемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные чер­ты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, – пишет Э. Фромм, – означает красивую упаковку свойств, которые пре­стижны и искомы на личностном рынке».

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчас­ти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеа­лом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины XX века в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрес­сивность, а в женском – свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины постепенно начал становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общи­тельный и добрый человек, а идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще парой достоинств: скром­ностью и деловитостью.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное влечение может стать фактором, скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, «не в состоянии перекинуть мост над про­пастью, психологически разделяющей людей». Такой акт исключи­тельно чувственен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он от­ключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечная.

Альтруизм

Альтруизм в его самом кратком и точном определении – это бескорыстное оказанием помощи людям.

Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруисти­ческого поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побужда­ет людей вести себя так.

В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социаль­ного поведения, сложились две противоположные точки зрения: био­логическая и социальная. Первая заключается в том, что альтруизм, как потребность и форма поведения, считается врожденным, унасле­дованным человеком от животных.

К доказательствам социального происхождения данного мотива и со­ответствующей ему формы поведения относят следующие факты: если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтру­изм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтру­изма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные».

В теориях первой группы утверждается, что за любым альтруисти­ческим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь.

В теориях второй группы содержится мысль о том, что за альтруис­тическим поведением никакой личной выгоды для человека не содер­жится, что оно всегда бескорыстно.

Существует и ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделя­ют следующие факторы:

• присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;

• реакции значимых людей на свое поведение;

• принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в ока­зании помощи другому человеку;

• подражание другим людям;

• сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;

• тендерный фактор;

• возрастной фактор;

• собственное психологическое состояние человека в данный мо­мент времени;

• индивидуальные особенности человека;

• отношение человека к религии.

Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и вза­имно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые пред­почтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивиду­альных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруиз­ма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.

Власть

Рассматриваемая через призму психологического знания властьопределяется как внутреннее желание и стремление человека, об­ладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участ­никами.

Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стре­мятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются.

Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданно­сти) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми.

Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не харак­теризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морально­го, ни как аморального. Если человек стремится к власти для того, что­бы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям – тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправ­данным.

Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однознач­но негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто об­наруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такой человек не просто стремится к власти, но старается приобрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатиро­вать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправ­дан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в этом случае это будет характеризовать личность как аморальную.

Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой ана­лог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы жи­вотных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и вы­живание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, известный этолог К. Лоренц.

Вражда и агрессивность

Отношения типа враждыи агрессивностиможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.

Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, су­ществуют и, наверное, долго будут еще существовать?

Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачас­тую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пре­небрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.

Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои за­коны и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные раз­личия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны од­ного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом враж­да всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную уста­новку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направ­ленным на то, чтобы доставить тому неприятности.

Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают авто­матически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не зна­чит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, ког­да они уже возникли.

В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», ис­пользуется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и ре­шается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобрать­ся и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.

Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, унич­тожить, разрушить.

Среди основных причин агрессивности выделяют:

• неправильное воспитание;

• напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;

• неблагополучный личный опыт жизни;

• частые фрустрации;

• повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.

В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.

Интерес представляют не только проявления агрессии, но и воз­можные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае предполагается наличие определенных генетических или органичес­ких предпосылок к проявлениям агрессивности – таких, которые за­ложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами.

Особое внимание среди теорий социального происхождения тако­го поведения людей привлекла фрустрационная теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежно­го следствия.

Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в послед­ней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверж­дал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения.

Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообще­ствах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприно­шением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кро­ме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными сре­ди населения.

В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпы­вающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количе­ство исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рас­смотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.

Беспомощность

Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Пав­лов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них услов­ных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары элек­трического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удер­живающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, од­нако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения.

Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порожда­ется его собственными, индивидуальными особенностями. Установле­но, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убежда­ется в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату.

Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему спо­собы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить воз­никшую проблему.

Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых чело­веком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить воз­никшую проблему.

Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психо­логические причины беспомощности.

Беспомощность – это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них – когнитивная и приобретенная беспомощность.

1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состо­яние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возмож­ность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. На­пример, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия.

2. Приобретенной называют такую беспомощность, которая пред­ставляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или жи­вотное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жиз­ненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впо­следствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы.

Одиночество

Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно восприни­маемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит об­щения и положительных отношений с окружающими людьми.

Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолиро­ванность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, кон­тактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.

Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало соци­альных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психи­ческое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостны­ми эмоциональными переживаниями.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реаль­ные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представ­ление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены одним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми.

Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторы­ми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или люб­ви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий чело­век – это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испы­тывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуа­тивное и преходящее.

1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в тече­ние длительного периода жизни не может установить удовлетво­рительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

2. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат ка­ких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, напри­мер, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытыва­ющий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частич­но или полностью преодолевает чувство одиночества.

3. Преходящее одиночество выражается в кратковременных присту­пах чувства одиночества, которые полностью и бесследно прохо­дят, не оставляя после себя никаких следов.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в за­висимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нор­мального межличностного общения или широты контактов с людьми.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одино­чества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способно­стей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собствен­ных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффектив­ности применяемых для этого средств и пр.

Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля1 и сопровождается ссылкой на собственные отри­цательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, бо­язнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отно­шения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноцен­ность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, ког­да он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Установлено также, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порож­даемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у че­ловека чувства неприспособленности и никчемности.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом:

1) ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее са­моотчуждение человека;

2) исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождает­ся системой таких установок и поведенческих реакций, которые сами по себе затрудняют межличностное общение.

Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества, напри­мер, ссылками на межличностные факторы. Одна из них – это несоот­ветствие между тремя «Я» индивида:

• тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»);

• тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»);

• тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»).

Экспериментально подтверждена гипотеза, в которой утверждает­ся, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих людей к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их на самом деле воспринимают окружающие люди.

аффилиация и привязанность - student2.ru

1 О понятиях «каузальная атрибуция» и «локус контроля» см. подробнее в главе 11 и в словаре, приведенном в конце книги.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является неже­лание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждеб­ность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных по­следствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует соз­данию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.

Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причи­нам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений – наиболее рас­пространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подоб­ных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной социально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения. Потеря одного из роди­телей в результате развода или недостаток эмоционально близких, до­верительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сде­лать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характеро­логическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, заставляя таких людей ост­рее, чем других, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Контрольные вопросы

1. Что такое аффилиация?

2. Как соотносятся друг с другом аффилиация, стремление к дости­жению успехов и соответствующие им виды мотивации?

3. Почему детская привязанность может рассматриваться как фор­ма социального поведения, близкая к аффилиации?

4. Каким образом определяется дружба как вид человеческих отно­шений?

5. Почему любовь считается высшим и самым совершенным видом человеческих отношений?

6. Почему любовь человека к себе считается одной из разновиднос­тей любви – такой, без которой другие виды любви существовать не могут?

7. Что такое альтруизм?

8. Как объясняется природа альтруистического поведения?

9. Каким образом определяется поведение, направленное на приоб­ретение и удержание власти?

10. Почему вражда считается несовместимой с отношениями друж­бы, любви и альтруизма?

11. Как соотносятся между собой вражда и агрессивность?

12. Какие существуют теории агрессивности?

13. Каковы основные виды агрессивности?

14. Кто из ученых первым открыл и описал феномен беспомощного поведения?

15. Каковы основные причины беспомощного поведения людей?

16. В чем состоит суть проблемы и опасность одиночества?

17. Каковы основные психологические и поведенческие признаки одинокого человека?

Литература

1. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. – С. 27-43.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989. – С. 70-86.

3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 225-245.

4. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – С. 32-99.

5. БодалевА. А. Личность и общение. – М., 1983. – С. 85-265.

6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – С. 6-10, 110-130,142-159.

7. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – С. 17-32.

8. Гозман Л. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. – М., 1988.

9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М., 1987. – С. 19-33, 63-70.

10. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система лич­ных взаимоотношений. – Минск, 1984. – С. 12-42, 110-193.

11. Кон И. С. Дружба. – М., 1987. – С. 13-327.

12. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Пси­хология значимых отношений. – М., 1989. – С. 59–173.

13. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептив­ный подход. – Ростов-на-Дону, 1986. – С. 5-111, 115-130.

14. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. – С. 36-74.

15. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 532-631.

16. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улуч­шения общения. – М., 1986. – С. 26-107, 120-171.

17. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. – М.; СПб., 2007.

18. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психо­логический тренинг. – М., 1989. – С. 9-17, 45-207.

19. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы соци­ально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 30-75, 97-121, 138-148.

20. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984. – С. 235-237.

21. Шмелев А. Г. Острые, углы семейного круга: Психология обыден­ной жизни. – М., 1986. – С. 46-92.

Наши рекомендации