Аффилиация и привязанность
Тема человеческих взаимоотношений стала традиционной для социальной психологии. Особый интерес представляют личные (здесь мы их условно называем персональными) взаимоотношения. Они интересны не только сами по себе, но и в связи с необходимостью глубже понять и лучше объяснить психологию человека как личности.
В свою очередь, личных взаимоотношений, складывающихся между людьми, довольно много, и все они нуждаются во внимании со стороны психологов. Традиционно в качестве объекта изучения в социальной психологии выступают взаимоотношения, определяемые понятиями «аффилиация», «привязанность», «дружба», «любовь», «власть», «вражда», «беспомощность» и «одиночество».
Аффилиация чаще всего понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.
Позитивно понимаемой аффилиации, определенной выше, противостоит ее негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции.
Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей в то же время интересует происхождение аффилиации как формы социального поведения и его мотивации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что здесь они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.
Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является поведение, обозначаемое термином «привязанность».
Привязанность как форма отношений между людьми может обозначать:
а) тесную эмоционально-положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми;
б) реальную эмоциональную связь, образуемую между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми.
Рассматривая привязанность как социально-психологическое явление, ученые выделили виды и стили привязанности. К основным видам привязанности относятся личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам.
1. Личная (непосредственная) привязанность – это особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека.
2. Транзитивная, или опосредствованная, – это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.
3. Надежной называют разновидность личной эмоциональной привязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку).
4. Ненадежной называют привязанность одного человека к другому, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Существует, соответственно, три типа ненадежной привязанности: избегающий, амбивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный.
5. Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу проявляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновременно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один человек или не доверяет другому, или не желает быть зависимым от него.
6. Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивляющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности отличается внутренними конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведением человека по отношению к объекту своей привязанности.
7. Привязанность по избегающему типу представляет собой вариант ненадежной привязанности, при которой человек сознательно, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоятельность, независимость или несущие в себе обиду на того человека, к которому они раньше были привязаны.
Словосочетание «стили привязанности» обозначает типичные особенности поведения человека по отношению к тому, к кому он привязан и явно демонстрирует соответствующее поведение (привязанность). Этим же термином обозначают поведение другого человека, по отношению к которому переживается чувство привязанности. Следовательно, понятие «стили привязанности» относится к обоим людям, включенным в соответствующие отношения. Выделяют три характерных стиля привязанности.
1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привязаны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в условиях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.
2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся к близким взаимоотношениям, и опасаются их.
3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его отличает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отношений между привязанными друг к другу людьми.
Дружба
Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг другу на помощь.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:
• деловыми или утилитарными;
• эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом;
• рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;
• нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.
Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает следующее:
1) возможность общаться друг с другом практически без слов, в основном при помощи жестов, мимики и пантомимики;
2) воспринимать и хорошо понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям, но не воспринимаемых окружающими людьми.
Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого она отличается тем, что носит более интимный характер и гораздо глубже простого знакомства или приятельства. От любви же – напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения в отношении друг друга.
К правилам (нормам), которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях, относят:
• равноправие;
• уважение;
• способность и умение понять друг друга;
• готовность всегда прийти на помощь;
• доверие;
• преданность.
Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохранения связывающих их более глубоких чувств.
В индивидуальной жизни человека дружба возникает как закономерное явление. Появляется она в раннем юношеском возрасте тогда, когда у растущего человека возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера – такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.
Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тяжелых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жизни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей называют друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.
Любовь
Любовь – заключительный акт душевного сближения людей, составляющий вершину человеческой интимности. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. Здесь обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает.
Люди в этом типе отношений составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного.
Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, к Богу и к самому себе.
Последняя разновидность часто связывается с вопросом: может ли любить других человек, не способный любить самого себя? Ответ на него, очевидно, представляется отрицательным. Известное библейское выражение «возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви – к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы», – пишет Э. Фромм. Напротив, установка на любовь к себе может быть обнаружена у всех, кто способен любить других.
Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал «невротической любовью». В этом случае оба «любовника» оказываются больше привязанными не друг к другу, а к своим родителям. Став взрослыми, они переносят эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеала. Но поскольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителю.
Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, – пишет Э. Фромм, – означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке».
Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины XX века в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрессивность, а в женском – свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины постепенно начал становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще парой достоинств: скромностью и деловитостью.
Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное влечение может стать фактором, скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, «не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей». Такой акт исключительно чувственен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечная.
Альтруизм
Альтруизм в его самом кратком и точном определении – это бескорыстное оказанием помощи людям.
Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя так.
В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Первая заключается в том, что альтруизм, как потребность и форма поведения, считается врожденным, унаследованным человеком от животных.
К доказательствам социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения относят следующие факты: если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.
Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные».
В теориях первой группы утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь.
В теориях второй группы содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно.
Существует и ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы:
• присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;
• реакции значимых людей на свое поведение;
• принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку;
• подражание другим людям;
• сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;
• тендерный фактор;
• возрастной фактор;
• собственное психологическое состояние человека в данный момент времени;
• индивидуальные особенности человека;
• отношение человека к религии.
Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.
Власть
Рассматриваемая через призму психологического знания властьопределяется как внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками.
Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются.
Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданности) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми.
Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не характеризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морального, ни как аморального. Если человек стремится к власти для того, чтобы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям – тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправданным.
Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однозначно негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто обнаруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такой человек не просто стремится к власти, но старается приобрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатировать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправдан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в этом случае это будет характеризовать личность как аморальную.
Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой аналог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы животных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, известный этолог К. Лоренц.
Вражда и агрессивность
Отношения типа враждыи агрессивностиможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.
Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, существуют и, наверное, долго будут еще существовать?
Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачастую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.
Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои законы и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные различия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную установку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить тому неприятности.
Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.
В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», используется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и решается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобраться и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.
Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить.
Среди основных причин агрессивности выделяют:
• неправильное воспитание;
• напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;
• неблагополучный личный опыт жизни;
• частые фрустрации;
• повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.
В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.
Интерес представляют не только проявления агрессии, но и возможные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае предполагается наличие определенных генетических или органических предпосылок к проявлениям агрессивности – таких, которые заложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами.
Особое внимание среди теорий социального происхождения такого поведения людей привлекла фрустрационная теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежного следствия.
Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в последней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверждал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения.
Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообществах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприношением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кроме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными среди населения.
В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количество исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рассмотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.
Беспомощность
Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них условных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары электрического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удерживающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, однако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения.
Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порождается его собственными, индивидуальными особенностями. Установлено, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убеждается в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату.
Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему способы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить возникшую проблему.
Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить возникшую проблему.
Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психологические причины беспомощности.
Беспомощность – это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них – когнитивная и приобретенная беспомощность.
1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состояние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возможность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. Например, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия.
2. Приобретенной называют такую беспомощность, которая представляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или животное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жизненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впоследствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы.
Одиночество
Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми.
Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.
Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями.
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены одним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми.
Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторыми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или любви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий человек – это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испытывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее.
1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
2. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества.
3. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нормального межличностного общения или широты контактов с людьми.
Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр.
Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля1 и сопровождается ссылкой на собственные отрицательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.
Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Установлено также, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.
Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом:
1) ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;
2) исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих реакций, которые сами по себе затрудняют межличностное общение.
Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества, например, ссылками на межличностные факторы. Одна из них – это несоответствие между тремя «Я» индивида:
• тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»);
• тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»);
• тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»).
Экспериментально подтверждена гипотеза, в которой утверждается, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих людей к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их на самом деле воспринимают окружающие люди.
1 О понятиях «каузальная атрибуция» и «локус контроля» см. подробнее в главе 11 и в словаре, приведенном в конце книги.
Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных последствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.
Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений – наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной социально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем других, реагировать на разлуку и социальную изолированность.
Контрольные вопросы
1. Что такое аффилиация?
2. Как соотносятся друг с другом аффилиация, стремление к достижению успехов и соответствующие им виды мотивации?
3. Почему детская привязанность может рассматриваться как форма социального поведения, близкая к аффилиации?
4. Каким образом определяется дружба как вид человеческих отношений?
5. Почему любовь считается высшим и самым совершенным видом человеческих отношений?
6. Почему любовь человека к себе считается одной из разновидностей любви – такой, без которой другие виды любви существовать не могут?
7. Что такое альтруизм?
8. Как объясняется природа альтруистического поведения?
9. Каким образом определяется поведение, направленное на приобретение и удержание власти?
10. Почему вражда считается несовместимой с отношениями дружбы, любви и альтруизма?
11. Как соотносятся между собой вражда и агрессивность?
12. Какие существуют теории агрессивности?
13. Каковы основные виды агрессивности?
14. Кто из ученых первым открыл и описал феномен беспомощного поведения?
15. Каковы основные причины беспомощного поведения людей?
16. В чем состоит суть проблемы и опасность одиночества?
17. Каковы основные психологические и поведенческие признаки одинокого человека?
Литература
1. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. – С. 27-43.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989. – С. 70-86.
3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 225-245.
4. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – С. 32-99.
5. БодалевА. А. Личность и общение. – М., 1983. – С. 85-265.
6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – С. 6-10, 110-130,142-159.
7. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – С. 17-32.
8. Гозман Л. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. – М., 1988.
9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М., 1987. – С. 19-33, 63-70.
10. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1984. – С. 12-42, 110-193.
11. Кон И. С. Дружба. – М., 1987. – С. 13-327.
12. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989. – С. 59–173.
13. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов-на-Дону, 1986. – С. 5-111, 115-130.
14. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. – С. 36-74.
15. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 532-631.
16. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. – С. 26-107, 120-171.
17. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. – М.; СПб., 2007.
18. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989. – С. 9-17, 45-207.
19. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 30-75, 97-121, 138-148.
20. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984. – С. 235-237.
21. Шмелев А. Г. Острые, углы семейного круга: Психология обыденной жизни. – М., 1986. – С. 46-92.