Технология предупреждения конфликтов

Аля предупреждения конфликтов важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться раз­вития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключа­ется в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкно­вения, разрешению противоречия неконфликтными способа­ми. Технология предупреждения конфликтов есть совокуп­ность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность дей­ствий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разре­шается возникшее противоречие.

32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воз­действовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

•^ -ч

Умение определить, что общение стало предконфликтным, и

«вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному

Взаимодействию, а не пойти на конфликт.

" V __ _ _ s

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно пре-

Умение человека понимать партнера по взаимодей­ствию и не идти на конф­ликт, если нет уверенности в

Том, что партнером его мотивы правильно поняты.

32. Технология предупреждения конфликтов 409

кратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекра­тить или сгладить обостряющийся спор можно следующими прие­мами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особен­но важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

Это субъективное условие преду­преждения конфликтов. Сооб­щаемая вам партнером инфор­мация может теряться и иска­жаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оце­нивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти

две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

(Терпимость к инакомыслию) Это также может предотвратить 4-----------------------------------' возникновение конфликтов. Ес­ли вы обнаружили, что партнер в

чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточ­но того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с ним и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п. Необ­ходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

Это субъективное условие пре­дупреждения конфликтов. Соци­ально-экономическая среда, в которой россиянин вырос, ны­нешняя социально-экономичес­кая ситуация способствуют формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношения человека с окружающими, повышая его кон-

Забота человека о снижении

Своей относительно

Устойчивой тревожности и

Агрессивности.

Управлять своим текущим

Психическим состоянием,

Избегать предконфликтных

Наши рекомендации