Человеческая индивидуальность и социальная психология личности

Вопросы для обсуждения:

  1. Теории личности в социальной психологии.
  2. Структура самосознания.
  3. Походы к пониманию Я- концепции.
  4. Уровни самосознания.
  5. Центральные аспекты самосознания.
  6. Ролевая структура Я – концепции.
  7. Самопознание и самооценка.
  8. Теория социального сравнения.
  9. Регулирование самооценки.
  10. Самосознание и поведение.
  11. Самосознание и личностный контроль
  12. Теории локусов контроля и самоэффективности.

Литература

Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 83 – 113.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8:

  1. Сформулируйте основные подходы к разработке социальной психологии личности в отечественной и зарубежной психологической науке.
  2. Опишите основные положения Я -концепции У. Джеймса.
  3. Перечислите основные положения теории Я –концепции, разработанные в рамках феноменологического подхода и символического интеракционизма.
  4. Опишите жизненные и профессиональные ситуации, в которых возникает необходимость в актуализации личностной сущности человека.
  5. Используя методику «Фрайбургский личностный опросник», определите у себя выраженность личностных особенностей, влияющих на эффективность межличностных отношений.
  6. Кому принадлежит первое определение личности?
  7. Какой основной характеристикой должна обладать личность?
  8. Кто из психологов создал первую развёрнутую теорию личности? Какие уровни психической структуры в ней выделены?
  9. Опишите основные компоненты структуры самосознания (Я- концепции).
  10. Из каких источников формируется самосознание?
  11. Объясните, как те или иные состояния самосознания влияют на поведение. Как влияет на поведение уровень самомониторинга?
  12. Что может послужить причиной кризиса самоидентичности?
  13. Опишите основные стратегии самопрезентации.
  14. Что такое личностный контроль? Почему развивается приобретённая и самовнушённая беспомощность?
  15. Дайте характеристику теориям локусов контроля и самоэффективности, назовите авторов этих теорий.

Семинарское занятие №9

Методы практической работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Организационная диагностика: модели, методы, процесс.
  2. Структурированное интервью как метод организационной диагностики.
  3. Методы управления персоналом.
  4. Технология ассесмента.

5. Социально-психологическая диагностика коллектива.

Литературу студент подбирает самостоятельно

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Напишите основные факторы регуляции социального поведения.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Может ли общество существовать без социального контроля?» Обоснуйте ответ.

3. Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

4. Укажите главное условие эффективности санкций.

5. Чем обычаи отличаются от традиций?

6. Проанализируйте условия, при которых обычай становится традицией?

7. Каким образом изменение социального контроля может влиять на изменение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.

8. Подготовьте описание характеристик социального контроля в семье, студенческой группе, компании друзей, производственном коллективе, государстве (на выбор).

9. Дайте развёрнутое описание признаков социальных норм с использованием иллюстративных примеров.

10. Охарактеризуйте 2-3 ситуации из собственного жизненного опыта, в которых были актуализированы механизмы личностной регуляции поведения.

Другие формы самостоятельной работы студентов

Исследовательский проект

Методики для исследовательских проектов

I. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ МАЛОЙ ГРУППЫ

1. Диагностика социально-психологических особенностей личности

1.1.1.Основы социально-психологической диагностики личности и групповой композиции

1.1.2.Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

1.1.3.Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд)

1.1.4.Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)

1.1.5.Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

1.1.6. Диагностика социальной эмпатии

1.1.7. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»

1.1.8. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

1.1.10. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

1.1.11.Диагностика личностного эгоцентризма

1.1.12. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)

2. Диагностика групповой композиции

1.2.1. Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

1.2.2.Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т, В. Машиной)

1.2.3. Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов}

1.2.4.Психологическая типология личности (К. Юнг)

1.2.5.Вербальная диагностика самооценки личности

1.2.6.Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой)

1.2.7.Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»

1.2.8.Экспресс-диагностика уровня самооценки

1.2.9.Диагностика волевого потенциала личности

1.2.10.Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта)

1.2.11.Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

1.2.12.Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник)

1.2.13.Определение социальной креативности личности

1.2.14.Самооценка творческого потенциала личности

1.2.15.Оценка уровня творческого потенциала личности

1.2.16.Диагностика уровня невербальной креативности

II. ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

1. Диагностика интегративных мотивационных образований личности

и группы

2.1.1. О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы

2.1.2.Диагностика личностных и групповых базовых потребностей

2.1.3.Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

2.1.4.Диагностика эмоциональной направленности личности

2.1.5.Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щиркова в модификации Н. П. Фетискина)

2.1.6.Диагностика пол и мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова)

2. Диагностика парциальной мотивации личности и группы

2.2.1.Оценка мотивации организационного поведения

2.2.2.Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

2.2.3.Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

2.2.4.Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности

2.2.5.Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан

2.2.6.Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

2.2.7.Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

3. Диагностика мотивации учебно-профессиональной деятельности

2.3.1.Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)

2.3.2.Диагностика структуры учебной мотивации школьника

2.3.3.Типология мотивов учения (А. И. Божович, И. К. Маркова)

2.3.4.Самооценка профессионально-педагогической мотивации

2.3.5.Самооценка мотивационных состояний школьника (0. С. Гребенюк)

2.3.6.Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

2.3.7.Диагностика мотивацией но-педагогических предпочтений (П. Торранс)

2.3.8. Изучение познавательных затруднении

2.3.9.Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности

2.3.10.Диагностика парциальной направленности личности учителя

III. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы

3.1.1.Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики

3.1.2.Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

3.1.3.Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский.И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин,А. С. Чернышев и др.)

3.1.4.Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири)

3.1.5.Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков)

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко)

3.1.7.Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

3.1.8.Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко)

2. Диагностика феноменов коммуникативной компетентности

3.2.1.Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

3.2.2.Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

3.2.3.Диагностика уровня поликоммуникативнсй эмпатии

3.2.4.Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

3.2.5.Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

3.2.6.Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

3.2.7.Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)

3.2.8.Определение уровня конфликтоустойчивости

3.2.9.Методика «шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

3.2.10.Изучение способности к самоуправлению в общении

3.2.11.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)

3.2.12.Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников)

3.2.13.Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

IV. ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУППОВЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика интегральных характеристик малой группы

4.1.1.Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений

4.1.2.Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

4.1.3.Определение индекса групповой сплоченности Сишора

4.1.4.Изучение сплоченности группы

4.1.5.Экспертная оценка сплоченности учебной группы

4.1.6.Определение опосредованной групповой сплоченности (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.7.Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.8.Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

4.1.9.Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

2. Диагностика психологического климата в малых группах

4.2.1.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.Фидлеру)

4.2.2.Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

4.2.3.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

4.2.4.Изучение психологического климата в учебной группе

4.2.5.Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.2.6.Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г Шелест)

4.2.7.Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

3. Диагностика конфликта в малых группах

4.3.1.Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

4.3.2.Экспресс-оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е В. Земянская)

4.3.3.Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

4.3.4.Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

4.3.5.Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

4.3.6.Самооценка рационального поведения в конфликте

4.3.7.Самооценка конструктивного поведения в конфликте

4.3.8.Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П, А. Ковалев)

4. Диагностика развития малых групп

4.4.1.Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г. Почебут)

4.4.2.Диагностика уровня развития малой группы

4.4.3.Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы

4.4.4.Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности и малой группы

5.1.1.О специфике социально-перцептивной диагностики

5.1.2.Социально-перцептивная дифференциация малых групп

5.1.3.Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

5.1.4.Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

5.1.5.Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л. Е. Бачина, А. Е. Ольшанникова)

5.1.6.Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова)

5.1.7.Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

5.1.8.Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

2. Диагностика перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы

5.2.1.Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей

тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)

5.2.2.Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

5.2.3.Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

5.2.4.Определение стиля информационного усвоения

5.2.5.Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

5.2.6.Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. 0. Прохоров)

VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

РАЗДЕЛ 1. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

6.1.1.Основные подходы к исследованию управленческих способностей

и стилей руководства

6.1.2.Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя

6.1.3.Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

6.1.4.Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

6.1.5.Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П. Фетискин)

6.1.6.Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

6.1.7.Экспресс-диагностика организаторских способностей

6.1.8.Диагностика стилей педагогического общения

6.1.9.Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

2. Диагностика интегративных стилей управления и руководства персоналом

6.2.1.Оценка служебно- рационалистического стиля руководства

6.2.2.Оценка стилей принятия управленческих решений

6.2.3.Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)

6.2.4.Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

6.2.5.Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю, А. Лобейко)

6.2.6.Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

6.2.7.Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е. Е. Туник)

6.2.8.Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности в версии Н. П. Фетискина)

6.2.9.Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

6.2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

6.2.11.Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

6.2.12.Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)

3. Диагностика лидерства в малых группах

6.3.1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

6.3.2.Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. Л. Журавлев, В. П. Захаров)

6.3.3.Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки

6.3.4.Определение уровня лидерского потенциала

6.3.5.Самооценка лидерства

6.3.6. Диагностика функционального лидерства в малых группах

4. Диагностика управленческих барьеров и деятельностной эффективности

руководителя

6.4.1.Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

6.4.2.Самооценка биполярной эффективности руководства

6.4.3.Самооценка управленческих ограничений руководителя

6.4.4.Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя

6.4.5.Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности

6.4.6.Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)

6.4.7.Диагностика уровня консервативности стиля организационного управления

6.4.8.Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей

VII. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

7.1.Типологии диагностики личностных деформаций

7.2.Определение психического «выгорания» {А. А. Рукавишникова)

7.3.Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

7.4.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

7.5.Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард)

7.6.Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММР1 («Мини-мульт»)

7.7.Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)

7.8.Диагностика комплекса неполноценности

7.9.Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко).

7.10.Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарк

VIII. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

8.1.О самозктуализации личности и способах ее изучения

8.2.Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)

8.3.Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)

8.4.Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

8.5.Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

8.6.Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

8.7.Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1.Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

9.2.Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

9.3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А. Крюковой)

9.4.Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, 0. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

9.5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

X. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

10.1.Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности

10.2.Диагностика стратегий достижения цели

10.3.Самооценка психологической адаптивности

10.4.Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

10.5.Шкала субъективного благополучия

10.6.Интегральная удовлетворенность трудом

10.7.Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой

10.8.Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня

10.9.Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)

10.10.Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

10.11.Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных заведений

10.12.Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)

Презентация проекта исследовательской работы:

Студенты представят краткую информацию о своей исследовательской работе.

Для того, что подготовить презентацию, студенту рекомендуется ответить на следующие вопросы:

Какова тема, цель, объект, предмет вашего исследования?

В чем заключается проблема и актуальность вашего исследования?

Какими методами и методиками вы будете исследовать данную проблему?

Какова выборка и критерии отбора респондентов?

Какие факторы включены в критерии отбора респондентов в вашей выборке?

Каковы основные понятия вашего исследования?

К какой отрасли психологического знания может быть отнесено ваше исследование?

В рамках какого теоретико-методологического направления (научной школы, теории) выполняется ваше исследование?

Отчет оформляется в рабочей тетради. Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результаты исследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый бал

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «Социальная психология»

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ

Тест состоит из 32 заданий. На выполнение теста отводится 90 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вопросы задания могут иметь несколько форм.

А) Закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;

Б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;

В) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;

Г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.

------------------------

1. Дайте определение

Социальная психология – это … .

2. Выберите правильный ответ.

Предметом изучения социальной психологии является…

А. массовидные явления психики

Б. личность в группе

В. психологические характеристики группы

Г. массовидные явления психики и личность в группе.

3. Выберите правильный ответ.

Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками…

А. большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.

Б. большой объем текста.

В. возможность компьютерной обработки.

Г. соответствие целям и задачам исследования.

4. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками выражающими их детали, признаки, особенности:

А. Основные

Б. Вспомогательные

В. Воздействия

1. тесты

2. социометрия

3.социально-психологический тренинг

4. наблюдение

5.опрос

5. Выберите правильный ответ.

Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:

А. стилистическая.

Б. прагматическая.

В. внутриличностная.

Г. формирующая.

6. Закончите предложение:

Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является … .

7. Установите соответствие между основными структурными компонентами общения и выражающими их деталями, признаками, особенностями: А.Коммуникация

Б.Интеракция

В.Социальная перцепция

1.Взаимодействие

2.Восприятие

3.Информация

4.Репрезентация

5.Депривация

8. Закончите предложение:

Перечислите типы (стратегии) взаимодействия по К.Томасу … .

9. Выберите правильный ответ.

Противоречие, возникшее в процессе взаимодействия в сочетании с негативными эмоциональными переживаниями является:

А. саботаж.

Б. конфликт.

В. бойкот.

10. Вставьте пропущенное слово:

Постижение эмоционального состояния, проникновение, в чувствование в состояние другого человека – это … .

11. Выберите правильный ответ.

Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется

А. аттракция.

Б. импритинг.

В. интроспекция.

Г. рефлексия

12. Выберите правильный ответ.

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется:

А. установка.

Б. эффект бумеранга.

В. эффект ореола.

Г. эффект первичности.

13. Установите соответствие между основными знаковыми системами и деталями, признаками, особенностями их выражающими:

А.Оптико-кинетическая система

Б.Паралингвистическая система

В. Экстролингвистическая система

1.тембр голоса

2.пауза

3.поза

4.жест

5.кашель

14. Выберите правильный ответ.

Обобщенная, упрощенная, сокращенная система представлений о социальных объектах называется

А. предубеждение.

Б. установка.

В. стереотип.

Г. образ мира.

15. Выберите правильный ответ.

Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?

А. Это говорила моя тетя.

Б. Я узнал это от нашего начальника.

В. Да каждый умный человек так говорит.

Г. Передавала «Свобода».

Д. Было по 1 программе.

16. Закончите предложение:

Процесс социализации по Г.М.Андреевой происходит в таких трёх сферах как … .

17. Выберите правильный ответ.

Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей называется

А. группа членства.

Б. реальная группа.

В. институт социализации

Г. референтная группа.

18. Закончите предложение:

Процесс социализации в отечественной психологии состоит из таких стадий как … .

19. Закончите предложение:

Социально – психологическая установка возникает при наличии таких характеристик как … .

20. Выберите правильный ответ.

А.Смит в 1942 г. выделил трехкомпонентную структуру аттитюда:

А. когнитивный, аффективный, оценочный.

Б. оценочно-волевой, эмоциональный, когнитивный.

В. аффективный, эмоциональный, поведенческий.

Г. когнитивный, аффективный, поведенческий.

21. Выберите правильный ответ.

Кому принадлежит классификация групп (укажите фамилию ученого), когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные; малые группы – на становящиеся и развитые:

А. Парыгин Б.Д.

Б. Андреева Г.М.

В. Петровский А.В.

Г. Шорохова Е.В.

22. Вставьте пропущенное слово:

Социальная группа, на норы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в своем поведении и самооценке, называется … .

23. Выберите правильный ответ.

Феномен конформности экспериментально был изучен ученым по фамилии:

А. Хейман.

Б. Аш.

В. Мейо.

Г. Ньюком.

24. Выберите правильный ответ.

Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется

А. конформность.

Б. интериоризация.

В. подражание.

Г. самоопределение личности в группе.

25. Соотнесите виды групп:

А.Большая группа

Б.Малая группа

В.Стихийная группа

1.Толпа

2.Нация

3.Неформальная

4.Публика

5.Государство

26. Закончите предложение:

К.Левин выделил такие стили лидерства как … .

27. Выберите правильный ответ.

Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)?

А. Леонгард.

Б. Морено.

В. Кеттелл.

Г. Годфруа.

28. Выберите правильный ответ.

В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:

А. эмоции.

Б. интеллект.

В. воля.

Г. характер.

29. Определите последовательность групп по уровню их развития начиная с самой низкой.

А. корпорация

Б. коллектив

В. диффузная

Г. просоциальная

Д. асоциальная.

30. Установите соответствие между авторами и видами малых групп.

А. Ч.Кули

Б. Э.Мейо

В. Г.Хаймен 1. формальные

2. не формальные

3. референтные

4. первичные

5. вторичные

6. группа членства

31. Выберите правильный ответ.

Выделите сферы применения прикладной социальной психологии

А. политическая.

Б. экономическая.

В. образования.

Г. когнитивная.

32. Выберите правильный ответ.

Ведущий социально-психологического тренинга выполняет следующие функции:

А. катализатор

Б. эксперт

В. образец поведения.

Г. посредник

Наши рекомендации