Понятие социального менеджмента

МОДУЛЬ 1. Социальные аспекты менеджмента

ЛЕКЦИЯ 1.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

План лекции.

1.1. Понятие социального менеджмента

1.2. Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента

1.3. Методы социального менеджмента

1.4. Особенности социального управления XXI века

__________________________________________________

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Теория и практика современного менеджмента формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.

В социальном управлении осознан факт: высокое качество жизни населения – не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются со­циальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно–правовая).

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца–менеджера – специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному менеджменту.

Социальный менеджмент– это область управления, формиру­ющая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов – человеческого.

Основная задача, которую решает социальный менеджмент, это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для достижения поставленных целей.

Объектом социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы.

Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенден­ции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

К их числу следует отнести:

а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращениеплощади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, чтов сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

В результате возрастает противоречие между личностью и обществом – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального пространства являются также:

• неразвитость экономических структур, окружающих человека;

• нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

• характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

• низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает кол­лективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Остановимся более подробно на последнем вопросе. Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полнее использование социальных ресурсов, «человеческого фактора».

Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент. Последний затронул прежде всего органы местного самоуправления, муниципальные образования, где коренным образом изменил качество взаимоотношений между жителями территорий, промышленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. Произошли качественные преобразования в культуре управляющих–менеджеров, которые в массе своей становятся профессионалами и способны осуществлять эффективное воздействие на темпы социально–экономического развития территорий. Увеличивается число собственников–совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпринимателем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа – менеджеральная.

В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения про­рыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.

Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, в которой отражены не только актуальные ориенти­ры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изу­чения исходного развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработ­кой социальных задач и включает меры не только социально–диагностического, но и организационно–управленческого (техно­логического) обеспечения.

Следует сказать, что реализации социальных решений, соци­альных программ в последние десятилетия уделялось недоста­точное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомпетен­тность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных решений — от выра­ботки до реализации. Другая — сложившийся стереотип мышле­ния, выражающийся в недоверии к организационным сторонам управления, которые в условиях командно–бюрократической си­стемы нередко сводились к жестоким некомпетентным регла–ментациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т.п.

В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — цен­ности жизни выше целей производства. В американской и япон­ской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой уп­равления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие «результат» на Западе все в большей мере включа­ются человеческий фактор, развитое мышление, творческие воз­можности, развитие организации, самоуправления, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывает­ся механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития человека, повышения уровня организа­ции социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим со­держанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценно­сти, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управленческих и организационных средств обеспечивают его дости­жения, имеют технологическую проработку, которая включает до­верие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к твор­ческим способностям человека. Поэтому за социальным диагно­стированием логически следует необходимость применения со­циальных технологий, которые обеспечивают практическую реа­лизацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.

Таким образом, речь идет о необходимости более эффектив­ного управления социальными процессами, социальной сферой и социальными ресурсами с помощью современных методов.

В настоящее время разрабатывается теория и практика соци­ального менеджмента. В русле сказанного само управление пред­ставляется все в большей мере наукой о законах и закономерно­стях социализации, включения социальных субъектов (человека, группы, общности, народа, государства, нации) в ценности миро­вой культуры, освоения этих ценностей в различных видах дея­тельности с целью развития индивидуального и социального интеллекта, создания благоприятных условий жизни в условиях равновесия человека и природы, сбалансированности социаль­ного и природного пространства.

Это конструктивное, творческое, инновационное управление выполняет теоретико–познавательную и созидательно–преобразующую функции в их органической связи. Первая функция реализуется с помощью информатизации, вторая — технологизации социального пространства. Следуя этой логике, технологизация социального пространства — главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

В основе технологизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, ме­ханизмы которого отстали от требований жизни. По существу, сегодня необходима современная теория управления, которой пока нет. Об этом свидетельствуют научные дискуссии в данной обла­сти, низкий уровень управляемости социальными процессами, особенно в стадии их проектирования и технологизации.

Разработка социальных моделей, программ и адекватных им технологий — это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социального пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих функций – аналитической, информационной, технологической, экспертной. Обществоведение чрезмерно идеологизировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборе путей общественного развития.

Перед обществом стоит задача огромной значимости – уб­рать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обес­печить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизо­ванный механизм выработки и реализации ответственных реше­ний, политики, максимально исключить политиканский диктат в интеллектуальной сфере и сложившийся в коридорах власти сте­реотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.

Конечно, этот тезис не избавляет науку от справедливых пре­тензий со стороны общества, субъектов управления. В самой на­уке сложился существенный разрыв между наличием определен­ных идей и неготовностью их к внедрению, недоведенностью до конкретных методов, процедур, обеспечивающих их воплощение в практику социального управления. Последнее и является в боль­шей мере функцией социального менеджмента.

Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХI–го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изу­чать и предсказывать различные социальные перемены, но и ак­тивно влиять на практическую жизнь, получать прогнозируемый социальный результат, оказывать воздействие на развитие слож­ных социальных систем.

Наши рекомендации