Деловой партнер и виды деловых стилей.

Деловые коммуникации

Бабаева А.В. Мамина Р.И. Маркова О.Ю.

Философия общения.

(законы, правила и нормы деловых коммуникаций)

Содержание

Введение.

Раздел I. Организационное поведение.

1. Деловое общение: содержание, структура, функции.

2. Деловой партнер и стили делового поведения.

3. Психологические особенности работы в группе и команде.

4. Мотивация делового поведения. Карьера и успех.

5. Проблема психологической совместимости: начальник, коллеги, подчиненные.

6. Конфликты в организациях и способы выхода из них.

Раздел II. Этикет как регулятор делового общения.

1. Методика установления контакта и законы первого впечатления.

2. Деловой этикет

3. Этикетные требования к деловой переписке.

4. Новые этикетные требования: телефон, мобильная связь, Интернет.

Раздел III. Речь и знак в деловом общении.

1. Психологические особенности речевого общения

2. Невербальные знаки: реальность понимания и использования.

Заключение.

Введение.

Серьезные преграды на пути к успеху.

1. Неумение управлять собой.

2. Размытые личные ценности.

3. Смутные личные цели.

4. Недостаточные навыки общения.

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ.

Чего нельзя изменить

Коммуникативные барьеры в деловом общении:

1. Комплекс неполноценности: профессиональ­ной, психологической, административной. («Я не могу» или «У меня это не получается») Они не очевидны для партнера. Могут скрываться с помощью агрессии, замкну­тости, застенчивости.

2. Принудительность общения, то есть необходи­мость общения с неприятными людьми.

3. Сложность и скрытость целей и мотивов участ­ников.

4. Специфика организационного контекста – нали­чие корпоративной культуры и корпоративной этики.

Раздел 1

1. Деловые коммуникации: содержание, структура, функции.

Существуют разные виды общения: личное, деловое, фор­мальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отноше­ниям участников общения между собой, и формам поведения. Лично­стное общение – это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (например, влюбленные). При этом цен­ность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. Например, Вы хотите встретиться с другом и предлагаете по­пить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же потребности немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в соци­ально-ролевое общение, при котором наша роль, цель и обстоятель­ства общения определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению от­носительно них. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информа­цией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный ре­зультат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмо­циональные переживания. Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.

В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность - главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.

Отличительные особенности обстоятельств делового общения:

1.Общность или целей или мотивов или деятельности.

2. Наличие общего социального пространства –времени: орга­низация, группа, команда.

3.Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения.

4.Регламентация форм общения.

Что же изучает психология делового общения? Во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темпера­мент, интроверсия -экстраверсия, характер, воля, способности, на по­ведение партнеров и результаты общения. Во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологиче­ских защит, возникающих в процессе общения. В-третьих, социально-психологические факторы - потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения. В-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.

Реальным пространством, в котором осуществляется деловое общение выступает организация.

ОРГАНИЗАЦИЯ – форма объединения людей, обладающая целями, функциями и структурой, заданными внешней средой, сущест­вующая независимо от конкретных людей в ней взаимодействующих. Реальная социально-профессиональная структура общества существует как система организаций различного уровня и характера. Конечно, конкретная организация может быть создана людьми, собирающимися в ней работать ( захотели и создали фирму). Суть в том, что сама орга­низационная форма деятельности существует объективно, и, создав собственную фирму, дальше вы будете жить по законам организацион­ного поведения, характерным для организации вообще. Организация обладает не только целевым предназначением, но и собственным ли­цом и статусом в обществе, а так же корпоративной культурой: систе­мой знаков, символов и ритуалов, позволяющим работникам иденти­фицировать себя как членов именно этой организации.

Место работы – одна из важнейших взаимосвязей между от­дельным человеком и обществом. Внутренняя структура организации включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, кото­рые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это система социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения. Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряже­ния в заданном социально-профессиональном пространстве –времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказы­вать, контролировать, поощрять и наказывать. Коллега – человек, на­ходящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный – эта роль требует способности ис­полнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчинен­ный должны соблюдать дистанцию между собой. Партнерские отно­шения означают осознание: 1 взаимовыгодности сотрудничества; 2. общего пола деятельности в определенном пространстве – времени - «нам не жить друг без друга». 3. выработки стратегии поведения, по­зволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Отно­шения «Фирма – Клиент» подчеркивают потребность и заинтересован­ность одного субъекта в поддержании отношений с другим. Во-вторых, это система профессиональных ролей, которая существенно опреде­лена задачами организации. Внутри каждой системы существует своя иерархия статусов, которые обусловливают реальное положение лич­ности относительно власти, информации, экономического достатка и так далее. Организационное поведение работника определяется его статусом, профессиональной ролью, а так же мотивами трудовой дея­тельности.

Мотивы работников и участников делового общения сводятся к трем основным группам: 1. достижение конкретного результата, 2. получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы, 3. реализация в процессе совместной деятельности личных от­ношений - дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с моти­вацией участников делового общения позволяют определить и закре­пить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.

Существуют специальные ритуалы делового общения. Это де­ловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, ат­рибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и сим­волы отношений, барьеров, защит и конфликтов. Например, в деловом разговоре принято обращаться к друг другу официально независимо от характера отношений партнеров вне работы. Кроме того, могут быть формы приветствия или места, занимаемые за столом, характерные именно для этой рабочей группы и символизирующие характер и ие­рархию взаимоотношений в ней. С помощью ритуальных форм: обра­щений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не мо­жет быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.

В обыденной речи люди часто говорят: “это деловая встреча”, “ у нас чисто деловые отношения”, чтобы подчеркнуть приоритет предмета общения и отсутствие субъективных пристрастий, предубеж­дений, скрытых мотивов. На самом деле исключить личное отношение участников общения из его контекста невозможно. То есть в каждом конкретном случае эффективность совместной деятельности усилива­ется или ослабляется личными отношениями партнеров. Для реаль­ного понимания психологических особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на цели, формы и результаты общения.

Результативность общения существенно зависит от нашей способности оценить характер отношений и выбрать стиль поведения, позволяющий достичь цели. В совместном бизнесе, научной или пре­подавательской работе важно понять мотивы, интересы, потребности участников общения, соотношение формального и неформального в общении, степень приязни, неприязни, безразличия партнеров к друг другу.

Деловое общение происходит в неком коммуникативном про­странстве, пределы или границы которого можно представить сле­дующим образом:

1. Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны . На одном полюсе, общение определяется его целью, на другом -получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели.

2. Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других -обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или ме­сто работы, а не начальников, коллег и подчиненных .

3. Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.

Деловое общение помимо основных целей имеет и психологи­ческие функции:

1. Связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем на­учную статью.

2. Формирующая - Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.

3. Подтверждающая - Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.

4. Эмоционально организующая - Мы. Например, как при­ятно работать вместе.

Таким образом, деловое общение - один из видов коммуника­ции, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего а пределами са­мого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение -общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с меж­личностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве - времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совме­стная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, наруше­ния, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные спо­собы разрешения.

Деловой партнер и виды деловых стилей.

Деловой стиль.

Наши рекомендации