Оценка субъективной адаптации сотрудника
Для выявления субъективных критериев адаптации сотрудника и для уточнения его личностных особенностей необходима диагностическая беседа. Наиболее эффективной в таких случаях является беседа о биографии работника. Начинается она с истории своей жизни, которую сотрудника просят рассказать как можно более подробно. Такой подход дает психологу возможность по ходу беседы, задавая при необходимости дополнительные вопросы, выяснить:
- источники влияния на личность сотрудника в процессе ее формирования;
- периоды и содержание кризисов в жизни сотрудника;
- его индивидуальные стратегия и тактика решения жизненных проблем и их эффективность;
- что повлияло на формирование стиля адаптации;
- особенности восприятия тех или иных событий и явлений;
- понять и использовать язык сотрудника (а не навязывать ему
свой);
- умение человека рефлектировать по поводу своих личностных особенностей;
- проследить изменение основных ценностей и установок в течение жизни.
Для проведения такой беседы могут быть полезными следующие вопросы, подразумевающие оценочные суждения:
1. Какой из:
учителей был для Вас лучшим (худшим)
начальников
случаев из жизни
2. Как бы вы описали ваших: мать
отца
учителя
начальника
вашу организацию
управленческий стиль
должность
друга
ребенка
семью
родственника
стиль поведения
сильные (слабые) стороны характера
3. Где и когда вы испытали наибольшие: удовлетворение
разочарование
неуверенность
горечь
успех
поражение
сомнения
4. Каким образом обычно вы распределяете время в течение недели?
5. Как проходит ваш обычный рабочий день?
6. Что нового произошло за последнее время в той сфере, в которой вы работаете? Хватает ли вам нынешнего уровня образования?
7. Ваше хобби, уровень достижений в нем.
8. К какому социальному слою вы себя относите? Почему?
9. Как часто и как легко вам общаться с представителями других национальностей, противоположным полом, детьми, стариками и т.п.?
Также полезны вопросы проективной направленности, подобные этим:
· Что бы вы делали, если бы вы могли загадать три желания ...
· Что бы вы делали, если бы вы встретились с исторической личностью ...
· Что бы вы делали, если бы у вас была возможность начать жизнь заново ...
Однако у психолога не всегда есть время для беседы (она очень трудоемка и длительна). Тестовая диагностика позволяет сократить время, хотя и за счет значительного снижения информативности результатов.
Подбор методик осуществляется исходя из того, что к критериям субъективной адаптации относятся:
- удовлетворенность содержанием,
- удовлетворенность условиями труда,
- удовлетворенность общением внутри трудовой группы.
Т.е. необходимо изучить степень соответствия социальной среды ожиданиям и потребностям работника.
Наиболее экономичной в данном случае является методика изучения степени неудовлетворенности условиями труда
В процессе адаптации работник проходит несколько стадий.
1-я стадия ознакомления. Работник получает информацию о новой трудовой среде, о критериях оценки различных его действий, об эталонах и нормах трудового поведения.
2-я стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения, о признании основных элементов новой системы ценностей. При этом у работника сохраняются многие прежние установки.
3-я стадия идентификации, то есть полное приспособление работника к новой трудовой среде. На этой стадии работник отождествляет личные цели и задачи с целями и задачами предприятия.
Об успешности адаптированности работников судят по:
- объективным показателям, характеризующим реальное поведение работника в своей профессии (например, по эффективности работы, оцениваемой как успешное и качественное выполнение задания);
- субъективным показателям, характеризующим социальное самочувствие работников. Эти показатели измеряются на основе анкетного опроса путем установления, например, уровня удовлетворенности работника различными сторонами труда, желание продолжать работу на данном предприятии.
В разных профессиональных группах наблюдаются разные сроки адаптации (от нескольких недель до нескольких месяцев). У руководителя коллектива сроки адаптации должны быть существенно короче, чем у подчиненных.
Успешность адаптации зависит от ряда факторов:
- личностные факторы - социально-демографические характеристики; социально-обусловленные факторы (образование, стаж, квалификация); психологические факторы (уровень притязания, восприятия самого себя) и др.;
- производственные факторы – это, по сути, элементы производственной среды (включающие, например, характер и содержание труда данной профессии, уровень организации условий труда, и т.д.);
- социальные факторы: нормы взаимоотношений в коллективе; правила трудового распорядка и др.;
- экономические факторы: размер заработной платы; Различные дополнительные выплаты и др.
Управление процессом адаптации включает:
- измерение уровня адаптированности различных групп работников;
- выявление факторов в наибольшей степени влияющих на сроки адаптации;
- регулирование процесса адаптации на основе выявленных факторов;
- поэтапный контроль адаптации работников.
Наставничество – это процесс, в котором один человек ответствен за должностное продвижение и развитие другого вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.
Консультирование – возможность найти способы решения проблемы или уменьшить беспокойство в значимых областях.