Будущее групповой работы

Будущее групповой работы изобилует богатыми возможностями. Развитие ее происходит в разных направлениях. Одно из них – это разработка новых, теоретически обусловленных способов работы в группе. Например, сосредоточенное на решении консультирование и краткосрочные терапевтические группы становятся все более популярными, а их эффективность получает подтверждение в многочисленных исследованиях (LaFountain, Garner & Eliason, 1996; Shapiro, Peltz & Bernadett-Shapiro, 1998). Эти группы отличаются от проблемных групп своей «сфокусированностью на убеждениях относительно изменения, убеждениях относительно расстройства и на выработке решений» (LaFontain et a)., 1996, р. 256).

Групповая работа предполагает усиление профилактической направленности. Обучение жизненным навыкам, проводимое в группах, – одно из подтверждений этого (Gazda, 1989). В данном подходе можно выделить четыре области: 1) межличностная коммуникация и отношения между людьми; 2) решение проблем и принятие решений; 3) физическое самочувствие и поддержание здорового образа жизни; 4) развитие идентичности и цели жизни. Но самое значительное проявление профилактической направленности в групповой работе имеет место в профилактическом здравоохранении, где за помощь людям в поддержании здоровья или за предотвращение будущих трудностей присуждаются денежные премии.

В целом будущее групповой работы кажется прочным и обещает большее разнообразие как в теории, так и на практике (DeLucia-Waack, 1996). Вопросы различия культур, особенно в части понимания других людей, своего «Я», обучения и исследований, привлекают все больше внимания (Merta, 1995). Например, Конин (Сопупе, 1998) разработал серию << культу рал ьных сенсибилизаторов», которые могут применяться наравне с принципами наблюдения за базовыми групповыми процессами Хансона (Hanson, 1972) для того, чтобы помочь обучающимся стать более компетентными в вопросах групповой работы. Подобно этому, созданы руководства по групповой работе, которые фокусируются на особенностях работы с отдельным и культурными меньшинствами. Например, разработаны и опубликованы способы работы с женщинами афроамериканского происхождения (Pack-Brown, Whittington-CIark & Parker, 1998). В XXI столетии таких разработок станет больше.

Резюме

Групповая работа – это увлекательный, необходимый и эффективный способ помощи людям. Она может принимать образовательную, профилактическую или коррекционную направленность. ASGW сформулировала стандарты для обучающих групп, групп консультирования, психотерапевтических групп и групп, занимающихся конкретными задачами. В групповой работе часто применяются те же самые теории, что и в индивидуальной работе. Однако есть и особенности в применении этих теорий для групповой работы.

Чтобы быть максимально эффективными, групповые лидеры, помимо навыков работы с группой, должны быть компетентными в решении вопросов индивидуального характера. В овладении этими навыками заключается процесс развития. Хорошие групповые лидеры понимают особенности тех видов групп, которые они могут вести, и предоставляют эту информацию потенциальным участникам. В своей работе лидеры руководствуются этическими, юридическими и методическими требованиями (рекомендациями) профессиональных организаций. Они заинтересованы в благополучии руководимых ими групп в целом и отдельных людей, участвующих в них. Они предвосхищают проблемы еще до их возникновения и предпринимают для исправления действенные шаги. Они систематически наблюдают за участниками группы и после того, как групповая работа закончилась. Они следят за профессиональной литературой, касающейся групповой работы, и стремятся совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень.

В целом групповая работа – это поэтапный, эффективный и расширяющий свои границы способ работы с людьми, направленный на достижение индивидуальных и коллективных целей. Профессиональные консультанты должны приобретать навыки групповой работы, если они хотят работать комплексно и разносторонне.

Наши рекомендации