Формирование личности профессионала

_1 В отечественной и зарубежной психоло-•^гии общепринято положение о существен-1 ной роли деятельности в развитии личности. \ Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека., познания им мира и самовыра­жения в обществе. Сложность и многооб­разие связей личности и деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляций его поведения, а также спецификой деятельности, ее психо­логических характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отно­шений достаточно динамичной, что про­является во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур.

Особенности взаимосвязи и взаимовлия­ния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности опреде­ляют постановку проблемы психологичес­кого изучения процесса формирования личности профессионала, которая нашла отражение в исследованиях Е.А. Климова [33], Т.В. Кудрявцева [38], Ю.П. Поварен-кова [46J и др. Теоретическим основанием для этих исследований явились основопо-

лагающие положения работ Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхзновой-Славской, Л.И. Анцы-феровой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаи­мосвязи личности и деятельности, разви­тия личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом про­цессе и т. д.

Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологичес­кие, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психоло­гического содержания этой проблемы связан с изучением особенностей развития лич­ности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов успешного освоения и реализации профес­сиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения личности (профориентации и отбора), тру­дового обучения, профессиональной под­готовки, социально-психологической адап­тации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности [47]. Существенное значение в изучении этой проблемы имеет развитие представлений о тех явлениях, которые связаны с основ­ными закономерностями профессиональ­ного становления, выявления факторов регуляции его динамики, построения на этой основе системы мер осознания себя субъектом собственной профессиональной деятельности и понимания социальной значимости своей профессии. Центральным понятием в данной проблеме является «профессионализация» личности. Профес­сионализация как психологическая кате­гория отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структу­рирования совокупности ее профессио­нально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в кон-кретн ых видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация — это специфическая форма трудовой актив­ности личности в течение профессиональ­ного этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень раз­вития.



7.5, Психология профессиональной деятельности



На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений психоло­гических теорий личности и деятельности, а именно — концепция психического раз­вития, разработанная в трудах А.Н. Леонть­ева. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и опи­рающаяся на представления о ведущей и доминирующей деятельности и их смене; роль возникновения кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова); положение о противоречивости процесса индивидуального развития человека — закон гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев); особенности соот­несения психической организации человека с требованиями деятельности; регулирую­щая роль образа «Я» и образа профессио­нала (и их сопоставление) и т.д.

Анализ данных литературы позволяет определить основные предпосылки про­фессионального развития в виде следую­щих положений:

\/ • все люди индивидуально различа­ются по психологическим свойствам и качествам;

• успешность профессионализации определяется степенью соответствия ин-цивидуально-психологическихособеннос-гей личности требованиям профессии;

• каждый человек соответствует требо-ааниям ряда профессий;

• степень соотношения индивидуаль­ных особенностей и профессиональных гребований определяет уровень интереса с профессии, удовлетворенности в ней, :тремление к профессиональному совер-ценствованию и т. д.;

• профессионализация реализуется на 1сем протяжении профессионального пути 1азвития личности;

• профессиональное развитие личности, с операционных и психологических качеств [ структур происходит неравномерно и азновременно;

• определяющим в профессиональном азвитии личности является характер ве-ущей деятельности и их смена;

• отношение к профессии, ее освоение

трудовая деятельность детерминируются

корректируются профессиональными,

синологическими, физиологическими и

ругими факторами, определяющими осо-

Ош ременная психология

бенности жизненной и трудовой актив­ности человека [47J.

Развитие личности профессионала рас­сматривается как интеграция двух процес­сов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессиона­лизации (с начала периода самоопределе­ния до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития (например, Д. Сьюпера) и клас­сификации стадий развития человека (Б.Г.Ананьев, Е.А. Климов, Т.В. Кудряв­цев).

Психологический отбор

Одним из направлений обеспечения успешности трудовой деятельности явля­ется профессиональный отбор специалис­тов. Это комплекс мероприятий, направ­ленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологичес­ким качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обуче­нию и последующей трудовой деятель­ности по конкретной профессии (специ­альности). Многолетний опыт применения профессионального и, в частности, психо­логического отбора показал, что его прове­дение позволило снизить отсев «непригод­ных» к обучению (с 30—40 до 5—8%) и ава­рийность по вине персонала (на 40—70%), повысить надежность систем управления (на 10—25%) и успеваемость (на 25—30%) [11, 53, 67J. Однако совпадение прогноза профпригодности с последующей успеш­ностью обучения или трудовой деятельнос­ти не превышает, как правило, 75-83%, что определяет необходимость дальнейшего изучения различных аспектов проблемы психологического прогнозирования про­фессиональной пригодности.

Опыт исследований в области психо­логического отбора свидетельствует о том, что рекомендации по его проведению должны основываться на результатах изу­чения определенного комплекса вопросов в целях обоснования: 1) необходимости, актуальности его проведения на конкрет­ную профессию (специальность), вид де-



7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ



ятельности; 2) конкретного содержания задачи отбора; 3) характеристики контин­гента, из которого производится отбор; 4) профессиональных требований к кан­дидатам; 5) валидности и надежности методик оценки способностей (профес­сионально важных качеств — ПВК); 6) кри­териев прогнозирования профпригодности; 7) эффективности разработанных реко­мендаций по отбору; 8) организационных форм проведения психологического отбора (4, 11, 66].

Психологические особенности кон­кретной профессиональной деятельности определяют требования к личности обучаю­щегося (или специалиста), его способностям, своеобразным сочетаниям индивидуально-психологических качеств, В настоящее время получает все большее эксперимен­тально-теоретическое обоснование пред­ставление о том, что процесс сочетания этих качеств (их компенсация и взаимное развитие) может проявляться в функцио­нальной системе деятельности. Опираясь на понятие «функциональная система», В.Д. Шадирков [59] определил способности как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Рассмотрение способности через струк­туру функциональной системы деятель­ности позволяет характеризовать опреде­ляющее ее психологическое качество как аналитическую и конкретную функцию, обеспечивающую достижение успеха в деятельности (он зависит и от других лич­ностных качеств). Аналитичность психи­ческой функции проявляется в ее отраже­нии какой-либо специфической стороны обеспечения реализации компонента це­лостной деятельности. Конкретность функ­ции выражается в ее оперативности, т, е. согласовании операционных механизмов психических процессов с требованиями конкретной деятельности при включении субъекта в эту деятельность. Данный взгляд на сущность способностей позволяет при­знать в качестве задач профессиональной психодиагностики необходимость оценки операционных механизмов развития ПВК,

а также измерения особенностей взаимо­действия отдельных способностей в сис­теме деятельности.

Теоретические положения о структур­ной архитектонике личности, в частности способностей, о детерминирующей роли деятельности в развитии личности, о ди­намических преобразованиях структуры и содержания деятельности и изменении в связи с этим профессиональных требова­ний к личности определяют пути дальней­шего совершенствования системы психо­логического отбора.

В целях изучения и практической реа­лизации перечисленных выше положе­ний проведено исследование структурно-динамических особенностей ПВК курсан­тов-летчиков [12]. Обследовано свыше 650 кандидатов на обучение и курсантов летных училищ в период отбора и после­дующего обучения (4 года) с помощью еди­ного комплекса методик. В качестве одной из рабочих гипотез было выдвинуто поло­жение о том, что сочетание отдельных ПВК у курсантов образует ряд типичных структур, которые характеризуются нали­чием определенных внутренних взаимо­связей между компонентами структуры и иерархических отношений между ними. Результаты психологического обследования, в частности показатели уровня развития ПВК у каждого курсанта, выраженные в величинах 9-балльных унифицированных шкал, использованы для графического отображения этих показателей в единой координатной системе («психометричес­кий профиль»). Для его построения ис­пользовались наиболее информативные показатели пяти ПВК: оперирование прост­ранственными представлениями, репро­дуктивное мышление, оперативная память, внимание и психомоторные качества. Из множества вариантов психометрических профилей выделены 23 наиболее типич­ные их конфигурации.

Применение аппарата множественного корреляционного и многомерного фактор­ного анализа позволило установить нали­чие взаимосвязи между ПВК, а также из­менение соотношений в количестве, характере и тесноте этих связей на разных этапах обучения. Выявленные изменения вызваны различиями в профессиональных



7.5. Психология профессиональной деятельности



требованиях к ПВК курсантов в зависи­мости от содержания учебных задач, а также степенью адаптации курсантов к этим требованиям, уровнем адекватности психо­логической функциональной системы деятельности содержанию и условиям вы­полнения задач на каждом этапе обучения. Таким образом, была доказана корректность использования предложенного приема отображения психометрического профиля для характеристики состава, степени вы­раженности и структуры ПВК.

В лонгитюдном исследовании выявлена большая вариативность динамики показа­телей выраженности отдельных ПВК кур­сантов в период четырехлетнего обучения, что отражает гетерохронность и неравно­мерность фаз психического развития, а также влияния на их состояние особен­ностей деятельности. Установлен эффект увеличения структурированности ПВК в процессе обучения, который заключается в постепенном уменьшении количества слабых связей между отдельными качест­вами (на 1-м курсе — около 50%, на 4-м курсе — 28%), а также в ориентированном изменении характера связей между отдель­ными элементами структуры (на 1-м курсе они равномерно распределены между всеми ПВК, на 4-м курсе — возрастает коли­чество сильных связей между ПВК наиболее профессионально значимых познавательных процессов). Достаточно четко выделяются три относительно автономных блока ПВК — когнитивный, психомоторный и актива-ционный, которые обеспечивают выпол­нение задач преобразования информации, управляющей активности, информацион­ного поиска и контроля. О профессио­нально ориентированном структурирова-

нии ПВК курсантов свидетельствует также увеличение за период обучения количест­ва психометрических профилей, характер­ных для лиц с благоприятным прогнозом обучения.

Данные корреляционного анализа сви­детельствуют о том, что на всех этапах обучения имеются достоверные различия по количеству и степени выраженности связей ПВК у курсантов двух полярных по успеваемости групп (табл. 7.2). У «отлич­ников» количество сильно выраженных связей к концу обучения снизилось (с 47 до 17%), что отражает развитие у них спе­циализированных психологических под­систем деятельности, характеризующихся минимизацией жестко детерминирован­ных связей и относительным увеличением менее тесных (более пластичных) связей. У слабо подготовленных курсантов коли­чество сильных связей увеличилось (с 0 до 23%), что связано с формированием жест­кой, консервативной структуры ПВК, вхо­дящей в определенное противоречие с меняющимися в период обучения профес­сиональными требованиями.

Для определения возможности учета динамических характеристик структуры s-1 при прогнозировании профпригодности курсантов были проведены исследования особенностей развития этой структуры у лиц с разным уровнем успешности обуче­ния. Ретроспективный анализ полярных по летной успеваемости групп курсантов-выпускников показал, что уже на 1—2-м курсах у наиболее успевающих в профиле отмечаются ПВК с высоким уровнем раз­вития, а к 3-му курсу формируется устой­чивая структура ПВК; для наименее успе­вающих характерен равномерно-усреднен-

Наши рекомендации