Экспериментальные исследования, связанные с разработкой интерпретационной схемы ЦТО

1. В эксперименте, проведенном на 100 здоровых испытуемых, последовательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов из дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда (1980), на каждый из которых испытуемые должны были выбрать самый подходящий цвет из восьми цветов.

Результаты показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми факторами можно достоверно связать определенный цвет. Так, удивление – желтое; радость – красная; утомление -серое; страх – черный. Другие распределения бимодальны: гнев – красный и черный; грусть – серая и синяя; интерес – синий и зеленый. Наконец, некоторые факторы, такие, как отвращение и стыд, оказались менее определенными по своим ассоциативным эквивалентам (эти же факторы были хуже всего определены в анализах К. Изарда). Характерно, что синонимичные или близкие по значению эмоциональные термины, как правило, ассоциируются с одним и тем же цветом.

Результаты этого исследования согласуются с этнографическим анализом значения цвета, проведенным В. Тернером. Так, полученные данные о значении светлоты цвета соответствуют выделяемой этим автором оппозиции белого и черного, связанной с антитезами благо-зла, здоровье-болезнь, удача-неудача (Тернер В. У., 1983). Согласуются и данные об амбивалентном значении красного цвета. Все это свидетельствует об определенной транскультуральной устойчивости основных цветоэмоциональных структур. Полученные данные в определенной степени соответствуют и результатам интересного исследования Э. Т. Дорофеевой (1970), в котором сравнивались дифференциальные пороги чувствительности к красному, синему и зеленому цветам в различных эмоциональных состояниях. Видимо, чувствительность анализатора в эмоциональном состоянии повышается именно к тем цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в ассоциативном акте.

2. В следующей серии экспериментов эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. В исследовании приняли участие 48 испытуемых. Каждый из них заполнил личностный дифференциал на цвета ЦТО, а также на ряд социальных стереотипов.

Анализ полученных данных показал, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками. Так, для красного цвета характерны значения активности, экстраверсии; синему – приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый –воспринимается как доминантный, интровертированный; желтый – как очень активный при низкой моральной оценке, что отличает его от не менее активного красного; фиолетовый –характеризует эгоизм и неискренность; коричневый символизирует слабость и отношение зависимости; черный – отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негативные характеристики; серый – слабый и пассивный. Существенно, что в пространстве силы и активности цвета практически не перекрывают друг друга. Высокая сила и высокая активность свойственны красному, высокая сила и низкая активность – черному, высокая активность и низкая сила – желтому, низкая сила и низкая активность – фиолетовому. Таким образом, каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно-определенным в проведенных экспериментах эмоционально-личностным значением

3. Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5–15 лет, в котором ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследованием по другим диагностическим методикам, показало, что дети начиная с 3–4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольствием принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуацию. Даже аутичные, практически не способные к открытой вербализации своих отношений дети давали легко интерпретируемые ассоциации.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с красным обычно указывает на доминантного отца или активную, импульсивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких отношениях в семье и может быть признаком родительской гиперопеки. Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности ребенка от отца или матери.

Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения ребенка того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Чем меньше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в себе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличию сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения: перед цветами, с которыми ассоциируются родители (я хороший – они плохие), после них (я плохой – они хорошие) или между ними (отношения диссоциированы).

При обследовании детей был выявлен интересный параметр цветооассоциативных реакций, который характеризует меру их сложности или, наоборот, стереотипыности. Он измеряется количеством разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к определенному набору стимулов: С = K/N, где С – сложность цветоассоциативных реакций, К – количество разных использованных в ассоциациях цветов, N – количество стимулов; данную формулу можно применять при № 8. Понятно, что С прямо зависит от количества повторов при выборе цветов. По наблюдениям, С растет с возрастом. Малые значения С характерны для эмоционально недифференцированных подростков с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных случаях малое значение С может свидетельствовать о негативизме по отношению к лечению или обследованию.

Важнейшим результатом проведенных исследований является доказательство самого факта возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых независимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня, тяжести симптоматики. Не могут выполнить ЦТО лишь больные, недоступные контакту либо характеризующиеся низким интеллектуальным уровнем.

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений пред­назначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособлен­ности ребенка, а также его взаимоотношений с окружаю­щими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявле­ние особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его от­ношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщает­ся, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает воп­росы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображен­ных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выб­рать его ближе или дальше от определенного лица. В тек­стовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позво­ляет получить информацию об отношении ребенка к раз­ным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают воз­можность относительно большей ее формализации и кван-тифякации. Помимо качественной оценки результатов, дет­ская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обсле­дования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий конкретно-личност­ные отношения ребенка: отношение к семейному окруже­нию (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к дру­гу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и про­являющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

1.2. отношение к матери,

1.3. отношение к отцу,

1.4. отношение к матери и отцу как семейной чете,

1.5. отношение к братьям и сестрам,

1.6. отношение к бабушке и дедушке,

1.7. отношение к другу,

1.8. отношение к учителю,

1.9. любознательность, стремление к доминированию,

1.10. общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количе­ством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто про­ективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инстру­мент глубинного изучения личности, а также в исследова­ниях, требующих измерений и статистической обработки.

№ шкал Название шкал № заданий Общее количество заданий
Отношение к матери 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42
Отношение к отцу 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42
Отношение к матери и отцу как родительской чете 1–4, 6–8, 14, 17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8–19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7–13, 17–19, 30, 40, 41
Отношение к другу (подруге) 1, 4, 7–13, 17–19, 30, 40, 41
Отношение к учителю (авторитарному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28–30, 32, 40
Любознательность 5, 22–24, 26, 28–32
Доминантность 20–22, 39
Общительность 16, 22–24
Закрытость, осторожность 9, 10, 14–16, 17, 19, 22–24, 29, 30, 40–42
Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32–38

Наши рекомендации