Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения

4.2.3.1. История вопроса: классические и современные исследования

Классические теории толпы. Развитие психологии «толп» или «масс» в определенном смысле связано как с историческим развитием и функционированием общества в целом, так и с- теорией и практи­кой политической деятельности и государственного управления, в частности. Психология толпы получает свое оформление в Европе, во Франции, в конце XIX — начале XX вв.

Г. Лебон (1903, 1910) был первым, кто начал изучать эту пробле­матику. Именно он обратил внимание правящих политических элит­на ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явле­ний по отношению к стабильности общества и развитию цивилиза­ции в целом, и рассмотрел феномен толпы как существенный эле­мент социального поведения в социальной динамике общества.

Основной постулат его описательной теории толпы, которая и сегодня стоит выше банальных рассуждений здравого смысла, со­стоит в том, что существует кардинальное различие между психикой индивида, находящегося в спокойном, сознательном состоянии, и его психическим состоянием в толпе, спонтанным, не полностью осознаваемым, импульсивным и часто агрессивным. Возбужден­ность и эмоциональная «разгоряченность», возникающие в толпе, ощущение слитности и единения с ней в общем настроении или «духе» стирают личностные различия, нивелируют социальный ста­тус индивидов, притупляют их интеллектуальные способности. И люди «сбившись в кучу», в массовом порядке начинают прибегать к таким формам поведения, которое иногда имеет героический от­тенок, но намного чаще анархический и деструктивный.

Для объяснения различий между сознательным и бессознатель­ным (подсознательным) состоянием психики, коллективная приро­да которого проявляется в толпе, Лебон привлек теорию гипноза, повальное увлечение которым в тот период было сильно распро­странено как среди ученых, так и у образованной публики в целом. Гипноз помогал объяснить две вещи: во-первых, состояние внушае­мости (суггестии) и восприимчивости индивидов, находящихся в толпе; во-вторых, психологический механизм (или способ, путь), при помощи которого лидер удерживает контроль над толпой. По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа воз­вращает ему в ответ на его призывы и лозунги.

Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1901, 1910), теория которого имеет достаточно общий характер и может применяться для анализа всех форм социального поведения. Главной темой его исследовательского интереса становятся искусст­венно создаваемые или организованные толпы, в последующем на­зываемые массами или массовыми движениями. Массы, т. е. орга­низованные виды толп, становятся движущей силой эволюции об­щества. В модели Тарда толпа должна обладать способностью к творчеству, т. е. качеством, которое отсутствовало в объяснительной

222 Раздел IV. Психология социальных сообществ

системе Лебона. Решение, предложенное Тардом, заранее наделяет массы людей (человечество) способностью к прогрессу во главе с лидером, провоцирующим их движение. Благодаря аналогии с вну­шаемостью возможна, образно говоря, имитация поведения, кото­рая обеспечивает одновременное когнитивное и аффективное еди­нообразие массы людей, поскольку они подчиняются лидеру.

В определенной мере Тард стал предвестником теорий массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подра­жательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизером, кото­рого мы сегодня назвали бы лидером общественного мнения. Сле­довательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию.

Признавая оригинальность и пророческую природу работ Лебона и Тарда, следует отметить, что только с появлением теории группо­вой психологии 3. Фрейда (1921) их гипотезы превратились в поло­жения всеохватывающей теоретической системы. Основной вопрос, решению которого посвятил себя Фрейд в своей психоаналитической теории, это история происхождения таких фундаментальных соци­альных институтов общества, как семья и церковь (религия), которые он, как и его предшественники, рассматривали как прототип всех коллективных образований.

Фрейд не принял идею Лебона о коллективном бессознательном как объяснительном принципе изменений, происходящих в психике индивидов, находящихся в толпе. Для него проявление бессозна­тельного в коллективных действиях толпы возникает не из группо­вого заражения и гипноза, а как следствие освобождения (релакса­ции) индивида от своего подавления. Толпа является лишь услови­ем, способствующим этому процессу. Поведение индивида в толпе — это регрессия к примитивному «стадному состоянию», даю­щему индивиду чувство релаксации.

Вопрос о природе механизмов, которые объясняют формирова­ние толпы и формирующую роль лидера, Фрейд решает с помощью концепций либидо и идентификации. Концепция либидо описывает как бы двойную реальность существования толпы — нарцисстиче-ское либидо обеспечивает любовь индивида к себе, которая неиз­бежно присуща и лидеру, а эротическое ^социальное место своего проявления, саму толпу. Концепция идентификации является раз­витием теории имитации Тарда и объясняет изменение психики и поведения людей посредством интериоризации внешней власти, со-

Психология больших социальных групп... 223

циальных идеалов и соответствующих моделей поведения. Как от­метил сам Фрейд, давая общую оценку своей теории: «Наш вклад в объяснение либидоинальной структуры групп возвращает нас опять к разграничению между эго и идеалом и к двойной связи, которая оказывается возможной, — идентификации и помещению объекта вместо этого идеала».

Современные теории. Классические теории психологии толпы дали толчок развитию других направлений исследовательской мыс­ли. Но в целом все эти теории по своей природе продолжают оста­ваться, скорее, на описательном уровне и имеют предположитель­ный характер. Как отметил С. Московичи (1996), явление, которое они анализируют, все еще остается не раскрытым и, следовательно, обладает абсолютной исторической новизной.

Наиболее значимые и влиятельные тенденции в этом плане были выражены в работе Рейха «Массовая психология фашизма» (1933) и разработках Франкфуртской школы, отразившихся в соци­альных движениях 60-х гг. Другая научная традиция, основанная на эмпирической и экспериментальной психологии и сформировав­шаяся за период Второй мировой войны, внесла важный вклад в по­нимание конкретных аспектов массовых явлений. Многократно были изучены, сфотографированы, измерены, оценены и проанали­зированы размер, форма, движения, циркулирование информации и распространение слухов, а также другие параметры феномена тол­пы. Экспериментальные работы привели к формулировке частных гипотез, таких, как «кристаллизация толпы» для описания ее перво­начального формирования (Канетти, Мильгрэм). Есть теории, счи­тающие групповые образования типа толпы отклоняющимися и даже патологическими явлениями. Теория возникающих норм, раз­витая в русле групповой динамики (Тернер, Киллиан), предлагает модель, которая исключает гомогенность поведения толпы как про­стую иллюзию наблюдателя. Согласно этой теории, небольшое ко­личество активных участников навязывают основной массе ту мо­дель действия, с которой она конформно соглашается и которая воспринимается как доминантная норма поведения.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в социальной психологии существует два отдельных направления ис­следований в области психологии толпы — классическая объясни­тельная теория, научный статус которой до сих пор не определен, и корпус исследований, основанный на более строгих методах, но их значение и применение ограничено теоретическими и идеологиче­скими предпосылками.

224 Раздел IV. Психология социальных сообществ

4.2.3.2. Основные признаки, виды и структурные характеристики толпы

В жизни существует много типичных ситуаций, способствующих массовым скоплениям людей, — общественный транспорт и транс­портные коммуникации, зрелищные мероприятия, проведение по­литических и общественных акций, стихийные бедствия, места мас­совых празднований и отдыха и т. д. Вместе с тем различные виды толп, образующихся в разных социальных ситуациях, имеют много сходных признаков и характеристик.

Основные признаки толпы. Толпой обычно называют такое скоп­ление людей, которому в той или иной степени присущи следую­щие признаки:

• многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологиче­ские феномены толпы);

• высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персо­нальные пространства);

• эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения, его им­пульсивность, волнение людей, ощущение слитности и един­ства и т. п.);

, • неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, слабо
организованна, а при наличии организованности может легко
терять ее); •

• неустойчивость цели (когда говорится"о бесцельности толпы
как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми
осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочислен­ное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуж­дения, характеризующееся изначально своим стихийным образова­нием (или потерей организованности) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).

Структурные характеристики толпы'. 'Формально-структурные параметры толпы, как отмечалось выше, были детально проанали­зированы, выявлень? и оценены в многочисленных эмпирических исследованиях массовых психических явлений. К их числу относят-

Психология больших социальных групп... 225

ся форма толпы, ее величина и плотность, а также уровень физиче­ской и психической активности.

Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в ре­зультате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений — например стоящая на улице толпа по форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усе­ченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная зада­ча, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы за­висит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего ве­личину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 м2, поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Уровень активности толпы оценивается по моторным показате­лям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к пери­ферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центро-стремительном направлении свидетельствует об ее активности.

Кроме этого, любая толпа имеет внутреннюю структуру по сво­ему составу по самым разным характеристикам — по половозраст­ным признакам, образовательному уровню, имущественному стату­су людей или роду их занятий и т. д. Но выделение структуры толпы по разным признакам является достаточно сложной задачей. Наибо­лее сложно выявить структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Хотя именно это практически необходимо, так как позволяет заранее выявить толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению внутри толпы (что тре­бует соответствующей профилактики — разведения антагонистиче­ски настроенных частей толпы).

Виды толп. Различные виды толп выделяются на основании со­ответствия вышеперечисленным признакам.

По уровню или степени своей активности выделяют пассивные, активные и агрессивные виды толп.

8 - 8765 Соснин

226 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология больших социальных групп...

227



Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения - student2.ru Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения - student2.ru Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения - student2.ru Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения - student2.ru Для пассивных толп характерно прежде всего отсутствие эмоцио­нального возбуждения. В спокойном состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совер­шать какие-то совместные действия. Люди в пассивной толпе либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие прихо­дящий поезд на вокзале или собравшиеся на митинг и ожидающие его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спо­койно передвигаются (например, массовые выставки или так назы­ваемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоя­нии эмоционального возбуждения. Эмоциональная «разгорячен­ность» способствует появлению психологической готовности людей действовать совместно, у них формируются одинаковые установки на определенные формы поведения, между ними возрастает теснота связей и интенсивность обмена информацией. При этом необходи­мо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) актив­ности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы (активные и внут­ренне, и внешне).

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, со­ответственно, внутренней и внешней активности существенно воз­растает. Для агрессивно настроенной толпы характерно появление нового состояния — психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния или гнева. Для пере­хода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызываю­щий общее возмущение, негодование. Главная особенность агрес­сивной толпы — это деструктивное, разрушительное поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типич­ными агрессивными толпами нередко становятся группы спортив­ных болельщиков, поведение которых приводит к большим разру­шениям на стадионах и улицах.

Толпы, объединенные* чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические виды толп. У них много общих характери­стик: сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; не­критичное отношение к окружающей обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасно­сти, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно

приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Одна­ко между ними есть и различия.

Панические толпы отличаются от спасающихся, прежде всего, более высокой степенью опасности для людей, полной утратой вся­кой организации. Поведение людей походит на автоматически со­вершаемые «броуновские.» действия, для членов такой толпы харак­терно так называемое суженное сознание, когда люди многое из ок­ружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди со­храняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы являет­ся стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопле­ние чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легко­доступными в результате каких-либо стихийных бедствий или чрез­вычайных событий (например, брошенные дома, магазины и скла­ды при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техноген­ных катастрофах, военных действиях и т. п.).

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут сильно разли­чаться друг от друга по степени своей организованности и целена­правленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы (например, различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.).

Жизненная практика показывает, что под влиянием различных факторов даже тщательно спланированные акции легко могут терять организованность, целенаправленность и вызвать, не желая этого, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Характеристики состояния психики и поведения участника тол­пы. Как уже отмечалось, существует большое различие между со­стоянием психики индивида и его поведением вне толпы и в каче­стве ее участника. В целом психическое состояние и поведение че­ловека в толпе характеризуется рядом основных признаков:

• снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переклю-

Психология толпы: история вопроса, основные признаки, типология и критерии выделения - student2.ru 228 Раздел IV. Психология социальных сообществ

чаемость внимания, а также искажение информации и поро­ждение слухов);

• более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбу­димости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состоя­ние повышенного эмоционального возбуждения и психофи­зиологической мобилизации);

• повышенная внушаемость (некритичное согласие с информа­цией из внешней среды, т. е. большая зависимость от внеш­ней среды);

• ощущение анонимности (т. е. состояние нивелировки социаль­ного и личностного статуса индивида).

Отмеченная специфика состояния психики человека, находяще­гося в толпе, детерминирует и основные особенности его поведения в ней, для которого характерны:

• непроизвольность (спонтанность и импульсивность);

• неполная осознаваемость;

• деиндивидуализация (стирание в поведении личностных разли­чий, похожесть людей друг на друга через одинаковость пове­дения);

• более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);

• нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, вы­соко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что ее поведение бывает чрезвы­чайно опасным как для самих участников, так и для общества. По­этому для «социально приемлемого» управления толпой необходимо использование научно обоснованных методов регуляции массового поведения больших групп людей типа толпы.

Наши рекомендации