Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу. 312
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. 313
Биографический очерк. 313
Основные принципы гуманистической психологии. 314
Мотивация: иерархия потребностей. 317
Физиологические потребности. 319
Потребности безопасности и защиты. 319
Потребности принадлежности и любви. 320
Потребности самоуважения. 321
Потребности самоактуализации. 321
Почему самоактуализация так редка. 322
Дефицитарная мотивация и мотивация роста. 323
Метапатологии. 324
Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию. 325
Основные положения Маслоу относительно природы человека. 326
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории. 329
Самоактуализация: неформальное исследование здоровых людей. 330
Оценка самоактуализации. 331
Краткая форма «Опросника личностной ориентации». 334
Исследование вершинных переживаний. 334
Применение: характеристики самоактуализирующихся людей. 335
Самоактуализирующиеся люди — не ангелы. 338
Психологическая утопия: Эупсихея. 338
Резюме. 339
Вопросы для обсуждения. 340
Глоссарий. 341
Библиография. 342
Рекомендуемая литература. 344
Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. 344
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности. 345
Биографический очерк. 345
Точка зрения Роджерса на природу человека. 347
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. 348
Феноменологическая позиция Роджерса. 350
Господство субъективного опыта. 350
Я-концепция: «все-таки кто я?». 351
Развитие Я-концепции. 352
Переживание угрозы и процесс защиты. 354
Психические расстройства и психопатология. 356
Полноценно функционирующий человек. 356
Основные положения Роджерса относительно природы человека. 358
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории. 362
Точка зрения Роджерса на научные исследования. 362
Измерение Я-концепции: техника Q-сортировки. 363
Самовосприятие и психологическая адаптация. 364
Самопринятие и принятие других. 365
Применение: терапия, центрированная на человеке. 366
Эволюция роджерсовской терапии: от техники к взаимоотношениям. 366
Терапевтические условия для изменения личности. 367
Резюме. 369
Вопросы для обсуждения. 370
Глоссарий. 370
Библиография. 372
Рекомендуемая литература. 374
Глава 12. Психология личности: новые направления. 374
Основные положения в ретроспективе. 375
Оценка теорий личности. 378
Верифицируемость. 379
Эвристическая ценность. 380
Внутренняя согласованность. 381
Экономность. 381
Широта охвата. 382
Функциональная значимость. 383
Наступление эры персонологии. 384
Ценность альтернативных направлений. 385
Обоснование эмпирических исследований. 385
Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности. 386
1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования. 386
2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение. 388
3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности. 390
4. Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте. 391
5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека. 392
Заключение. 393
Резюме. 393
Вопросы для обсуждения. 394
Глоссарий. 394
Библиография. 395
Рекомендуемая литература. 396
(Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии.
Предисловие к русскому изданию.
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
С.-Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
Об авторах.
Ларри А. Хьелл— доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер— профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.
Предисловие.
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.