Что такое экстрасенсорное восприятие?
Многие знакомы с картами, которыми пользуются любители поиграть в экстрасенсов. Это пачка из двадцати пяти карт с пятью различными рисунками на лицевой стороне, так что всего в пачке пять карт с кружками, пять карт с квадратами, пять карт со звездами, пять карт с крестами и пять карт с «волнами». Суть игры состоит в попытке угадать рисунок на карте, не глядя на нее. Очевидно, по теории вероятности, верной должна быть, в среднем, каждая пятая догадка.
Эта игра представляет научный интерес по той причине, что в лаборатории доктора Дж. Б. Райна, который и придумал эти карты, многие люди в тысячах испытаний проявляли способность правильно угадывать карты в среднем чаще, чем в каждом пятом случае. Доктор Райн предположил, что этим людям так хорошо угадывать карты помогает какой-то метод восприятия, не связанный с использованием органов чувств, и он для этой способности угадывать карты чаще, чем можно было бы ожидать согласно законам теории вероятности, выбрал название «экстрасенсорное (то есть сверхчувственное) восприятие».
Доктор Райн разработал эти карты с целью изучения телепатии и ясновидения. Если ассистент смотрит на карту и напряженно о ней думает, словно пытаясь мысленно телеграфировать испытуемому изображенный на ней рисунок, это называется телепатией. Испытуемый может сидеть при этом за ширмой в той же комнате или находиться за много миль от ассистента, но во всех случаях принимаются все меры к тому, чтобы он не мог видеть карты.
Если же испытуемый пытается угадать следующую карту, которой никто не видит и о которой никто не думает, это называется ясновидением. В обоих случаях, по теории вероятности, в среднем лишь один ответ из пяти должен быть правильным.
Проведя за многие годы миллионы испытаний, доктор Райн обнаружил много интересного. Самым важным было то обстоятельство, что одни люди почти всегда показывали высокий процент правильных ответов, другим же это никак не удавалось. Создавалось впечатление, что у одних людей регулярные способности к телепатии и ясновидению выше, чем у других. Интересно было и то, что, когда испытуемый, показывавший высокие результаты, уставал или когда ему давали седативные средства, притуплявшие мышление, процент правильных ответов опускался до вероятностного уровня (один из пяти). Если же ему давали кофе или другие стимуляторы, результативность опять повышалась.
Все это, по-видимому, означало, что у некоторых людей есть особые способности к ясновидению или к телепатии, и это не могло не вызвать сенсацию в научных кругах. Работа Райна была сразу же подвергнута критике по многим пунктам. Во-первых, была поставлена под сомнение его «математика». Утверждали, что при такой организации опытов высокие результаты «попаданий» могли объясняться простой случайностью. Но поскольку в 1937 году Институт математической статистики официально объявил, что его расчеты верны, и признал применение вероятностных законов в его экспериментах правильным, критики поутихли. К этому можно добавить, что наши представления о законах случая отработаны пока только на бумаге. Вполне может оказаться, что опыты доктора Райна открыли нам подлинные законы вероятности, а все расчеты математиков ошибочны, поскольку их теоремы умозрительны и никогда не проверялись на столь обширном статистическом материале.
Во-вторых, критиковали его карты. При должной практике их можно было узнавать по «рубашке» на глаз и с передней стороны на ощупь, что обесценивает некоторые из экспериментов Райана. Имеются, однако, другие эксперименты, когда у испытуемого не было никакой возможности видеть или трогать карты, особенно в тех случаях, когда опыты проводились по телефону или когда испытуемый находился в другом помещении, иногда на расстоянии во много миль.
В-третьих, ставили под сомнение сознательную или бессознательную добросовестность экспериментаторов. Высказывались подозрения, что они могли сознательно или бессознательно заблуждаться. На этом основании можно оспаривать многие из проведенных экспериментов, но никак не все.
В-четвертых, аналогичные эксперименты, проводившиеся в других местах и другими исследователями, не смогли получить столь устойчиво высоких результатов, какие наблюдались в университете Дьюка (где работал Райн). Специалисты Британского общества психических исследований, не отвергавшие идеи доктора Райна, но критиковавшие его методы, так и не смогли найти людей, которые бы убедительно продемонстрировали свои телепатические или ясновидческие способности при испытаниях по методике Райна.
Принимая в расчет все проведенные Райном опыты и все критические замечания в его адрес, трудно не прийти к выводу, что либо дело в методике демонстрации экстрасенсорного восприятия, либо сами законы теории вероятностей не такие, как мы их себе представляем. Многие интересующиеся этой проблемой люди, однако, считают, что математика — не лучший способ ее изучения, что телепатия и ясновидение существуют, но изучать их надо другими методами. Если все-таки принять на веру, что люди могут воспринимать вещи экстрасенсорно, то самый интересный вопрос, разумеется, в том, как они это делают, и математика на этот вопрос едва ли ответит.
Доктор Райн сейчас работает над другой проблемой, которая волнует многих: может ли игрок, бросающий кости, влиять на выпадение очков? Судя по первым опытам Райна, ответ вроде бы положительный. Создается впечатление, что люди, которые бросают кости, не заботясь о результате, выигрывают реже тех, кто делает это с большим желанием выиграть. Используя механическое устройство для бросания костей, доктор Райн исключил всякую возможность «подтасовок». Эта проблема не так сложна для изучения в повседневной жизни, как проблема ясновидения и телепатии. В любой группе игроков в кости всегда есть те, кто выигрывает с поразительной регулярностью, те, кто не выигрывает почти никогда. То же самое в покере. У одних стрейт выпадает поразительно часто, а у других (в том числе у автора) — почти никогда.