Правовое регулирование оказания наркологической помощи

В настоящее время в стране практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, злоупотребляющих наркотиками. Тенденция такова, что в ближайшее время Россия станет одной из самых наркозависимых держав, что несет в себе глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Оказание наркологической помощи больным наркоманией регламентируется Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (глава VII, статьи 54-57), но он не создает нормативно-правовой базы для оказания наркологической помощи.

23.Технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

24.Технологии социальной работы с несовершеннолетними матерями.

Цель технологии:
- проанализировать специфику детско-родительских отношений;
- выявить уровень эмоциональных связей между девочкой-подростком и ее матерью;
- определить характерологические особенности девочек, родивших ребенка в подростковом возрасте.

Краткое описание технологии:
Проблема юного материнства в последнее десятилетие является актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, который ведет к увеличению количества не планируемых беременностей и родов у девушек-подростков. Следовательно, увеличивается и количество юных матерей. Однако существующие службы, как здравоохранения, социального обеспечения, так и образования, оказались не подготовленными для оказания им медицинской помощи, социального обслуживания и поддержки.
С целью развития и совершенствования системы оказания социальной помощи несовершеннолетним матерям в 2005 году было проведено социологическое исследование, направленное на изучение социально-экономического положения несовершеннолетних матерей в городе Сыктывкаре. В проведенном исследовании интерес представляли социальный статус и семейное положение несовершеннолетних матерей; основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться несовершеннолетним матерям после рождения ребенка; обращаемость в учреждения социальной сферы и удовлетворенность оказанной помощью. В качестве метода сбора информации был применен анкетный опрос как способ наиболее эффективно собрать социологическую информацию по изучаемому вопросу в сложившихся условиях. Метод анализа информации - представление точных данных в процентном соотношении и дальнейшее их сопоставление с соответствующими выводами.
Таким образом, при составлении социального портрета несовершеннолетних матерей были получены следующие результаты: во-первых, юные матери – это чаще всего девочки-подростки 15,16,17 лет, в своем большинстве воспитывающиеся в полных семьях, где отношения между ее членами характеризуются как ровные, доброжелательные. Однако, учитывая, что социальный опыт подростка формируется в родительской семье, а отсутствие привития культуры половых отношений – основная причина беременности несовершеннолетних.

25.Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др.
Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:
— дома ночного пребывания;
— специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
— центры социальной адаптации;
— социальные гостиницы и приюты.

26.Технологии социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей.

Профилактическое направление работы с безнадзорными имеет несколько уровней: первый – работа со здоровыми (физически и психически) детьми по формированию опыта социально-одобряемого поведения в обществе, семье; второй – работа с детьми группы риска, то есть имеющими эпизоды бродяжничества, ухода из дома, из школы; третий – индивидуальная работа специалистов с детьми, имеющими серьезные трудности.

27.Технологии социальной работы с детьми девиантного поведения.

Личности:

С гиперкинетическим расстройством поведения; С поведенческими и эмоциональными расстройствами; С аддиктивным поведением; С агрессивным поведением; С делинквентным поведением; С социализированным и не социализированным расстройством поведения.

В общем смысле под социальной работой с подростками понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной личности так и группе людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.

Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.

Необходимо отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением - это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Эта задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.

Целями организации воспитательной деятельности могут быть:

· социально-педагогическая защита подростков;

· предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав;

· формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

· увеличение степени относительной самостоятельности подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

· создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

· адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе (в том случае, если имеет место сформировавшееся девиантное поведение);

· компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;

· дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

28.Технологии социальной работы с детьми-сиротами.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры.

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся образовательные учреждения, в которых содержатся(обучаются и/или вос­питываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей; учреждения социального обслуживания населения(детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты); уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.

29.Технологии социальной работы с молодыми семьями.

«Служба семьи»: это один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и детей, стабилизации брака.

Появление семейных служб вызвано, прежде всего, тем, что у семей выявляются совершенно новые проблемы, потребности, стремления, решение которых вызывает затруднения у супругов.

С помощью подразделений служб семьи, при содействии их или непосредственно ими осуществляется:
- все виды и уровни подготовки молодежи к семейной жизни (внутрисемейная подготовка, консультирование молодых людей в соответствующих вопросах и т.д.);
- ликвидация и устранение психологической безграмотности в вопросах супружеской и семейной жизни и повышение уровня осведомленности, компетентности членов семей в сфере общения;
- семейные неурядицы в молодых семьях отражаются на самочувствии и работоспособности.

Новой формой работы с молодыми людьми, вступающими или уже вступившими в брак, становятся открывающиеся клубы молодой семье. Они помогают молодым семьям в наиболее сложный для супругов период привыкания к роли жены и мужа, когда возникает немало чисто психологических трудностей, связанных с необходимостью перестройки прежних представлений и образа жизни.

30.Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Причины создания групп самопомощи:

1) самореализация и развитие личности;

2) кризисная ситуация или горе;

3) плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие

инвалидности;

5) принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретаетсовершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощипрестарелым.Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер,направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих группнаселения к полнокровной жизни в обществе. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов насовременном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение вденежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое сучетом законодательно установленных государством социальных гарантий посоциальному обеспечению.Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себяпенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых иинвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения;протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным. Социальное обеспечение осуществляется государственными органами,предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработнойплаты) трудящихся.

Наши рекомендации