Воплощение режиссерского замысла в актерском искусстве
“Главное в руках актеров, которым надо помочь, которых надо направить в первую очередь”.
“Приходилось центр тяжести спектакля переносить на самую постановку. Необходимость творить за всех создавала режиссерский деспотизм”.
(Моя жизнь в искусстве. – С. 131.)
Примеры двух типов режиссеров.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 61–67; см. также с. 84–89.)
О неосуществимых “мечтаниях режиссера”.
“Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу”.
(Моя жизнь в искусстве. – С. 285.)
О превращении репетиции в урок.
“Если участниками спектакля окажутся подлинные знатоки и мастера своего искусства, то режиссуре не придется постоянно превращать репетицию в урок, как это приходится делать теперь”.
(Статья, речи, беседы, письма. – С. 321.)
О непосильных для актера заданиях режиссера.
“Нужно, чтобы режиссер усиленно заботился о том, чтобы его задания не превышали творческих средств самого артиста, но режиссер в подавляющем большинстве случаев не считается с творческими силами и возможностями артистов…”
(Там же. – С. 479–480.)
О творческой и ремесленной режиссуре.
“Либо вы [режиссер] инициатор творчества, а мы [актеры] простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет? Вы будете тянуть в одну сторону, то есть в сторону театрального внешнего зрелища, а мы в сторону психологии и духовного углубления. При этом мы будем только взаимно уничтожать друг друга. Превратите наше актерское искусство в ремесло, а сами творите искусство. Такая комбинация возможна. Поймите, что режиссерское постановочное дело в том виде, как вы его видите, не имеет ничего общего с актерским искусством, и особенно с нашим направлением, требующим беспрерывного переживания. Ваше постановочное и наше актерское искусство фатальным образом уничтожают друг друга. Когда вы творите в плоскости искусства, мы должны идти в плоскость ремесла и забыть о собственной инициативе. И горе вам, если мы, артисты, захотим сами творить. Тогда от вашей постановки, мизансцены, декораций, костюмов ничего не останется. Мы потребуем другого, чего хочет наше чувство, и вы должны будете уступить нам, конечно, кроме того случая, когда вам удастся зажечь нас и повести за собой”.
(Там же. – С. 500; см. также с. 497–503.)
О режиссерском плане спектакля.
“Режиссерские постановки, смелые по замыслу, но не оправданные актером, его мастерством, не освоенные, не обжитые, категорически им отвергались. Лучше что-нибудь меньше, проще, чтобы было под силу актеру, чем бесплодный порыв ввысь с негодными средствами.
Режиссерский план, не воплощенный средствами актера, так и остается планом, а не спектаклем.
(Топорков. Станиславский на репетиции– С. 127.)
3. Режиссер – воспитатель творческого коллектива и педагог.
Примеры педагогических приемов К.С.Станиславского.
(Моя жизнь в искусстве. – С. 158, 197–199, 347–350; Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 79–87, 288–289.)
Об искусстве “устранять актерские недуги” (на примере М.П.Лилиной).
Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 109–114.)
О воспитании единства в коллективе.
“Воспитывая молодых актеров, К.С.Станиславский требовал, чтобы вся молодежь театра присутствовала на больших ответственных репетициях, в которых были заняты актеры всех поколений, так как хотел, чтобы вся группа овладела единым методом работы над ролью, над пьесой.
Эти репетиции были для нас замечательными уроками, на которых мы могли наблюдать, как Станиславский с большой настойчивостью воплощал свой режиссерский замысел в конкретные действия актеров”.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 50.)
О воспитательной работе режиссера.
“…Я считаю, что мне важнее воспитать еще одну смену молодежи, чем поставить новый спектакль”.
(Там же. – С. 110.)
“Я верю в актера”.
“Поменьше пеленок, ограничивающих творчество актера, поменьше помочей и тех коробочек на колесиках, в которые чересчур опасливые няньки и родители любят помещать бутуза, еще не совсем крепко стоящего на ногах”.
(Там же. – С. 491.)