Американский функционализм

Предмет – сознание, но функционалистов не интересует строение сознания. Изучают:

1. Как сознание функционирует, работает?

2. Какова роль сознания (психики) в жизнедеятельности организмов?

У. Джемс (1842 – 1910)

Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Его главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. В популярной форме прагматический взгляд можно выразить словами <истинно то, что дает результат>.

Парадоксальны и фигура Вильяма Джемса, и его роль в американской психологии. Его работы предвосхитили функционализм, а сам он стал пионером нового направления психологии в США. Согласно одному из недавних исследований по истории психологии, Джемс, уступая по значимости для мировой психологической науки только Вундту, возглавляет список американских психологов (Кот, Davis & Davis. 1991).

Джемс не был первооткрывателем функциональной психологии, но он писал и мыслил в атмосфере функционализма, наполнившего собой американскую психологию тех лет. Его научное вдохновение передалось последующим поколениям психологов, тем самым повлияв на развитие функциональной психологии.

В <Основах психологии> Джемса заложен главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Джемс писал, что сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание - это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека.

I блок: проблемы исследования сознания. Теория элементов сознания и актов сознания не устраивают Джемса, так как присутствует атомизм. Теория потока сознания, для объяснения которой – моторная теория сознания. Согласно этой теории, первичным является двигательный (моторный) образ мира. Например, у детей элементарный анализ – в действии (чтобы узнать, что внутри, надо сломать).

Рассмотрим некоторые проблемы, затронутые Джемсом в его < Основах психологии>.

Джемс выступал против искусственного характера и узости вундтовской позиции. Он писал, что сознательные переживания есть просто то, что они есть, а не группы или наборы элементов. Открытие дискретных элементов с помощью интроспективного анализа еще не доказывает, что эти элементы существуют независимо от наблюдателя. Интерпретация психологом результатов эксперимента зависит, прежде всего, от его взглядов и позиции, которой он придерживается.

Дегустатор учится распознавать отдельные элементы вкуса и запаха, которые человек неподготовленный уловить не в состоянии. Обычные люди во время еды воспринимают смесь вкусов, сплав, который они не могут проанализировать. Точно так же, считал Джемс, тот факт, что некоторые люди могут анализировать собственные переживания в условиях психологической лаборатории, не означает, что отдельные элементы, которые они описывают, присутствуют в сознании любого, кто переживает такой же опыт. Подобные допущения Джемс называл ложным выводом психологов.

Глубоко задетый подходом Вундта, Джемс заявил, что в сознательном опыте не существует элементарных ощущений, они являются исключительно результатом сложного спиралевидного процесса умозаключения или абстрагирования.

Сознание существует в форме непрерывного течения, - которое он назвал потоком сознания - и любая попытка разделить его на отдельные элементы или фазы только извращает его суть.

Поскольку поток сознания находится в непрерывном движении и постоянно видоизменяется, мы не можем пережить одну и ту же мысль или ощущение более одного раза. Об объекте или раздражителе можно думать сколько угодно раз, но эти мысли не будут одинаковыми. Их разница обусловлена промежуточным опытом. Таким образом, сознание носит не обратимый, а направленный, кумулятивный характер.

Процесс мышления также непрерывен. Строго говоря, в потоке сознания могут быть пробелы, например, во время сна, но, просыпаясь, мы тут же без труда восстанавливаем движение потока сознания.

Кроме того, психика избирательна. Мы можем уделять внимание какой-то маленькой части эмпирического мира - значит, мозг выборочно реагирует на множество действующих на него раздражителей, фильтрует и объединяет их, отбирая одни и отвергая другие. Критерием выбора, согласно Джемсу, является релевантность - то есть тесная взаимосвязь. Мозг отбирает релевантные раздражители таким образом, чтобы сознание могло работать логически, в результате формируется разумное умозаключение.

Главное, что подчеркивал Джемс, - это цель сознания. Он полагал, что сознание обладает биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания - дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде.

Методы психологии.

Ÿ Поскольку психология изучает индивидуальное и непосредственное сознание, лучшим инструментом для этого является самоанализ. Джемс осознавал все трудности, связанные с методом интроспекции, и считал его далеким от совершенства. Тем не менее, он полагал, что результаты интроспективного наблюдения можно проверять, сравнивая данные, полученные от разных наблюдателей.

Ÿ В дополнение к экспериментальному и интроспективному методам Джемс предложил использовать в психологии сравнительный метод.

Ÿ Исследуя психические функции детей, людей со слабо развитым интеллектом и с психическими расстройствами, Джемс пришел к выводу, что психология должна изучать психические отклонения.

Ÿ Поднятый в книге Джемса разговор о методах подчеркивает разницу между структурной и функциональной психологией: американский функционализм не замыкается на вундтовской интроспекции. Он пользуется и другими методами, что значительно расширяет горизонты психологии.

II блок: проблема исследования эмоций.

1884 – 85 г. – У.Джемс и Ланге независимо друг от друга сформулировали периферическую теорию эмоций Джемса-Ланге.

Американский функционализм - student2.ru

Но в этой схеме нет эмоций.

В кору поступает обратный поток импульсов от рабочих органов. Это и есть эмоции. Они вторичны (сначала мы плачем, потом нам становится грустно). Механизм адаптации – любые психические реакции, кроме эмоций.

Критика:

Ø по теоретической линии: за эпифеноменализм – явление имеет место, но не имеет значения (тень). Эмоции должны выполнять какую-либо адаптивную функцию. Оказалось, что они выполняют ее в новых, оригинальных, опасных ситуациях. Функция мобилизации физических и психических ресурсов организма. На фоне этой мобилизации происходит ускоренное получение информации, ее переработка, апробация выходов из ситуации. При этом могут возникнуть новые варианты поведения, которые позволяют выйти из ситуации.

Ø по экспериментальной линии: эмоции связаны с периферическими сдвигами. Что будет, если искусственно вызвать эти сдвиги? Вводили адреналин искусственно. Испытуемые говорили: «Я чувствую себя так, как если бы я был испуган». Следовательно, периферических сдвигов недостаточно.

III блок: проблема личности.

Джемс впервые вышел на целостную личностную проблематику.

Структура внутреннего мира личности (психического склада личности) по Джемсу:

Американский функционализм - student2.ru

1. Эмпирическое Я – Я познаваемое (многообразие качеств, которые человек может обнаружить и оценить в себе). Это Я дискретное и изменчивое. Изменения происходят в отдельных свойствах, предметах и явлениях и зависят в первую очередь от возраста.

· Физическое Я:

Ø Телесное Я – особенности организма человека (черты лица, мимика, походка).

Ø Вещное Я – представленность внутреннего мира во внешнем облике (объекты, которые человек считает своими), неотъемлемые части моего физического Я, как и мое тело.

· Социальное Я – качества, которые проявляются во взаимодействии с людьми. У каждого человека столько социальных Я, сколько существует взаимодействий. Эта идея о множественности социального Я явилась предпосылкой для создания ролевой теории личности (сколько отношений, столько и социальных Я – каждая личность играет множество ролей в зависимости от того, с кем контактирует).

· Психологическое (духовное) Я – психические процессы, состояния и свойства человека, связанные с организацией деятельности, ее контролем и т.д.

2. Чистое Я – Я познающее, «стержень», невербализуемое ядро. Оно осуществляет функции самопознания и самоотношения и является непрерывным, постоянным.

Ø Самопознание – безэмоциональное, беспристрастное отражение особенностей своего эмпирического Я.

Ø Самоотношение – эмоционально окрашенное, пристрастное отражение своего эмпирического Я. (Формула самоуважения = успех/притязания).

Самопознание и самоотоношение связаны в реальной жизни. Негативное отношение к себе может отразиться на мировосприятии.

Дж. Дьюи (1859 – 1952)

Новая версия теории прагматизма – инструментализм: психика есть инструмент адаптации к окружающему миру.

Дьюи интересовался массовидными психическими феноменами, то есть такими, которые существует при наличии больших масс людей. Рассматривал социальные феномены, духовные продукты деятельности общества как инструменты социального инженерного искусства: культура, искусство, наука, мораль, религия. Инструмент искусственно создан, может сломаться.

Наука как инструмент произвольно, сознательно развивается людьми как способ для лучшей адаптации. Она развивается через смену концепций, подходов.

Мораль – инструмент: любые нормы целенаправленно создаются людьми для регуляции собственных взаимодействий, нет универсальной, общечеловеческой морали. Если нормы помогают нам, то их надо поддерживать, но если они устарели, их надо отбросить как ненужную вещь. Эта идея Дьюи подвергалась критике.

Религия как инструмент: чрезвычайно важна в обществе:

Ø управление людьми через догмы, ритуалы;

Ø оказание человеку психологической помощи;

Ø консолидация, объединение людей в пределах страны, региона, континента (на основе идентификации чувствуется родство).

Но все мировые религии уже устарели: они не соответствуют ментальности современных людей, им нечего взять от этих религий. Таким образом, они не могут выступать в качестве инструмента и надо создавать новую гуманистическую религию мирового масштаба. Она должна выполнять свои функции в масштабах всего мира. Надо взять из старых религий некоторые понятия, догмы, добавить кое-что из науки – получится новая наука.

Эти убеждения лишали религию божественности, историчности, в результате чего появляются в большом количестве неорелигии, псевдорелигии, психорелигии. Р. Хаборд – дианетика: тоталитарная группа. «Хочешь быть богатым – создай новую религию». «Нарконон» – структура дианетической общины, сайентологические общины., мунисты, белое братство, кришнаиты. Большинство этих сект агрессивны, легко войти, но трудно выйти.

Роль Дьюи заключается в том, что он серьезно повлиял на умы психологов и других ученых, а также расширил философские границы научной мысли. Когда в 1904 году Дьюи ушел из Чикагского университета, лидером функционализма стал Энджелл.

Стенли Холл (1844 – 1924)

Проходил стажировку у Вундта, потом создал в США свою лабораторию по примеру Вундта, но Холл проводил вундтовские эксперименты на детях и подростках, таким образом, вводит генетический метод исследования. Вводит новую проблему – проблему развития психики в онтогенезе.

Этот метод (изучение психики в развитии) имеет 2 разновидности:

1) метод поперечных срезов;

2) метод продольных срезов (лонгитюдный).

Ÿ Метод поперечных срезов: исследования организуются следующим образом. Берем группу 5 лет, 6, 7, …, 20 лет. Мы ухватываем развитие психического процесса, но это разные дети, поэтому у каждого конкретного ребенка развитие может идти по-другому. Этим методом мы можем получить быстро общую картину развития, но индивидуальные прогнозы затруднительны.

Ÿ Метод продольных срезов: берется одна группа и обследуется в течение длительного времени. Обеспечивается индивидуальность исследования, видна индивидуальная динамика, но занимает очень длительное время (группа может распасться).

В лаборатории Холла созданы опросники, анкеты, тесты. При изучении детской психологии Холл широко пользовался методом анкетирования, с которым он познакомился в Германии. К 1915 году Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника (White. 1990). Эта методика получила столь широкое применение, что через некоторое время в Соединенных Штатах она ассоциировалась именно с именем Холла, хотя еще до него была предложена Гальтоном.

С. Холл – основатель педологии: комплексная наука о детстве. В рамках педологии должны были объединиться представители всех наук, которые касаются детства (психология, педагогика, биология, медицина, философия, социология). Но представители разных наук не понимали друг друга (разные методологии, разные языки), поэтому педология редуцировала до психолого-педагогическая науки о детстве (она превратилась в одну из отраслей психологии и начала развиваться).

Теория рекапитуляции: построена по образцу биогенетического закона Эрнста Геккеля («Эмбриогенез в краткой форме повторяет филогенез»). Холл: онтогенез как сжатая форма истории общества (развития психики, поведения). Но С. Холл чрезмерно детализировал. В настоящее время эта теория обобщается и подтверждается экспериментально.

В рамках теории рекапитуляции была описана роль игры в развитии ребенка: как важный механизм социализации. Игра позволяет человеку войти в социум, приобщиться к культуре:

1) через игру транслируются накопленные в обществе знания, умения, навыки (игры детей один к одному совпадают с деятельностью взрослых);

2) через игру транслируются обобщенные смыслы и ценности человеческой деятельности;

3) через игру транслируются нормы морали:

Ÿ морали равенства (равноправные паритетные отношения – мы разные, но мы равны);

Ÿ мораль послушания: взрослый человек лучше знает, что тебе хорошо, он действует в твоих интересах, а значит, ты должен беспрекословно его слушаться. Взрослые нормы морали дети получают только от сверстников.

С самого начала изучение детской психологии имело громадный общественный резонанс и привело к возникновению движения под условным названием <Изучение развития ребенка>. Однако через несколько лет из-за низкого качества проводимых исследований это движение <сошло на нет>: не было исследований, которые можно было взять за образец, опросники были <сырыми>, проводившие опросы люди - неквалифицированными. результаты анкетирования анализировались неадекватно. Несмотря на заслуженную критику, это движение показало важность эмпирического изучения детской психологии и концепции психологического развития в целом.

Становясь старше, Холл, естественно, заинтересовался заключительной стадией развития человека. В возрасте 78 лет он опубликовал работу <Старение> (Senescence, 1922 г.), которая стала первым обширным обзором психологических проблем людей пожилого возраста.

Наши рекомендации