Адаптация на новом рабочем месте
Решив проблему трудоустройства и пережив первое воодушевление от этого, человек должен понять, что именно теперь наступил важнейший этап в его карьере - надо на деле доказать свое соответствие новым обязанностям и должности.
Поступая на новую работу (особенно по другой специальности), мы не всегда точно представляем себе все ее аспекты - это познается на практике. Иногда возникают неприятные сюрпризы. Новая должность (или профессия) нередко оказывается совсем не такой, как представлялось ранее. Через месяц-другой может появиться ощущение, что вы не очень подходите для новой должности или что она не удовлетворяет вас. Вы начинаете сомневаться в правильности своего выбора, снижается эффективность труда, появляются мысли об уходе
Не торопитесь. Период становления в новой должности переживают в той или иной степени почти все люди, осваивающие для себя сферу деятельности. Очень важно преодолеть себя в такой момент и не поддаться временной слабости. Не отступайте это трудности временные, они неизбежны и будут присутствовать в любой другом месте. Уступив один раз, вы можете сформировать у себя психологическую модель готовности уступать в таких ситуациях и впредь. Профессия, должность или рабочее место надо уметь отстоять.
Психологический смысл процесса адаптации состоит в следующем. Любые внешние изменения определяются организмом как новизна, а любая новизна, в свою очередь, это неопределенность -невозможность полностью прогнозировать и контролировать варианты развития будущего. Следовательно, неопределенность представляет собой потенциальную угрозу: вдруг что-то пойдет не так? Вдруг я чего-то не понимаю, не знаю? Устранение потенциальной угрозы, т.е. уменьшение неопределенности, требует действий -познания, проверки, определения новых возможностей, которые, в свою очередь, требуют дополнительного расходования энергии, повышенного внимания, более быстрого мышления. Вот почему вновь принятый сотрудник, при самом благожелательном к нему отношении, чувствует и тревогу Этот период вхождения в новый коллектив называется периодом «Острой адаптации» сотрудника. Наблюдения показывают, что он длится обычно один-два месяца
Здесь очень важно понимать то, что и другие члены коллектива переживают нечто подобное. Ведь новый сотрудник также представляет для них существенный элемент неопределенности. Как новый сотрудник будет себя вести? Как его появление скажется на взаимоотношениях в коллективе.
Период острой адаптации заканчивается в тот момент, когда у работника возникает ощущение, что он справляется с полученной работой и познакомился с членами коллектива - знает, чего от них ожидать. Возникает ощущение, что ситуация на работе предсказуема
Когда возникает такое ощущение, работник вступает в новый период адаптации - «оптимистических ожиданий». Он характеризуется тем, что рабочее и общепсихологическое напряжение снижается до привычного, оптимального для него уровня. И здесь могут возникнуть непредвиденные проблемы.
Дело в том, что и в работе, и в отношениях между людьми, помимо четко определенных формальных правил, всегда есть какие-то неписаные законы, характерные для данного коллектива.
В периоде «оптимистических ожиданий» существенно повышается вероятность того что новый сотрудник или сделает что-то не так, как принято в коллективе (наступит кому-нибудь на «любимую мозоль»), или совершит какую-то оплошность в работе. Одновременно коллектив будет спрашивать с нового сотрудника за эти оплошности так же, как с любого другого, потому что «оптимистические ожидания сводятся к тому, что новичок знает все нюансы работы. Это взаимное непонимание может очень легко вылиться в эмоциональный конфликт, взаимные обиды и склоки. Именно поэтому многие новые сотрудники начинают испытывать разочарование в работе на четвертый-пятый месяц работы. И именно в этот период велика вероятность увольнения нового работника
Если увольнения не произошло, то новый работник и коллектив вступают в период, который носит название «вторичной адаптации». В этом периоде происходит освоение новым сотрудником неписаных правил и норм, присущих данному коллективу. Одновременно, коллектив вырабатывает некоторые правила относительного того, как взаимодействовать с этим новым сотрудником. В этот период сотрудник окончательно занимает свое место в коллективе - становится его полноправным членом.