Визионерство как особый тип писательства
Психологический тип имеет в качестве своего материала такое содержание, которое движется в пределах досягаемости человеческого сознания, как-то: жизненный опыт, определенное потрясение, страстное переживание, вообще человеческую судьбу, как ее может постигнуть или хотя бы прочувствовать обычное сознание.
На этой линии находятся многочисленные типы литературной продукции: любовный, бытовой, семейный, уголовный и социальный романы, дидактическое стихотворение, большая часть лирических стихотворений, трагедия и комедия. Какова бы ни была художественная форма этих произведений, содержание психологического художественного творчества происходит неизменно из областей человеческого опыта, из психологического переднего плана, наполненного наиболее сильными переживаниями
Визионерского тип. Здесь дело во всех отношениях обстоит иначе: материал, т. е. переживание, подвергающееся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным; он наделен чуждой нам сущностью, потаенным естеством, и происходит он как бы из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, то ли светлых, то ли темных,— некое первопереживание, перед лицом которого человеческой природе грозит полнейшее бессилие и беспомощность. Значимость и весомость состоят здесь в неимоверном характере этого переживания, которое враждебно и холодно или важно и торжественно встает из вневременных глубин; с одной стороны, оно весьма двусмысленного, демонически-гротескного свойства, он ничего не оставляет от человеческих ценностей и стройных форм — какой-то жуткий клубок извечного хаоса или, говоря словами Ницше, какое-то «оскорбление величества рода человеческого», с другой же стороны, перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить себе, или красота, выразить которую бессильны любые слова. Потрясающее зрелище мощного явления повсюду выходит за пределы человеческого восприятия и, разумеется, предъявляет художественному творчеству иные требования, нежели переживание переднего плана. Последнее никогда не раздирает космической завесы; оно никогда не ломает границы человечески возможного и как раз по этой причине, вопреки всем потрясениям, которые оно означает для индивида, легко поддается оформлению по законам искусства. Напротив, переживание второго рода снизу доверху раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего. Куда, собственно: в состояние помраченного духа? в изначальные первоосновы человеческой души? в будущность нерожденных поколений? На эти вопросы мы не можем ответить ни утверждением, ни отрицанием.
. Психологический метод. «Мысль и язык» А.А. Потебни, понятие «внутренней формы». Общее представление о психоаналитическом методе в литературоведении.
Психологический метод – Сформировался в 70-80 г. Опирался на достижение физиологии и психологии. Эмиль Эннеки проводил анализ личности героя и автора. Об авторе можно узнать все из его произведения. Для этого метода необходимо определить, какие мысли и чувства охватывали автора при написании произв. Э. изучил психологию создателя произведения, он раскрыл не законы литературы, а законы психологии. В результате текст игнорировался. Русская психологическая школа — Потебня: Он называет литературу словесностью. Он исследовал структуру слова и ст-ру текста. Ст-ра слова: внешняя форма (звуки), внутренняя (образ, который возникает при произношении слова), значение. Стр-ра текста: внешняя (слово), внутр. (худ образы), значение – идеи текста. Идея (по Потебне) — совокупность мыслей, вызываемых у читателя образами произведения. + Особое внимание обращено на психологию авторов – психология метит вытеснять литературу.
Вопрос 9. Проблема бессознательного в трудах К .Г. Юнга. Визионерство как особый тип писательства.
Психоаналитический метод – возник вначале 20 в. Можно запретное желание заменить полезным: Зигмунд Фрейд наблюдал за деятельностью ребенка. Взрослый человек тоже может играть и заменить свою реальность игрой, то есть миром творческим, художественным. Он может переключить свою энергию в нужную сторону (от запретного к разрешаемому) — Сублимация. Писатель может показать свои яростные желания в произведении, а может их скрыть. Любой литературовед должен понять какие скрытые мотивы лежат в основе текста (чем меньше разрешается людям тем выше уровень культуры и больше невротических расстройств — по Ф.) Для Ф. важен вопрос какие чувства управляют личностью. Юнг — ученик и отрицатель Ф. Существует сознательное, бессознательное, подсознательное во снах, бред (по Ф.). Юнг расчленяет бессознательное на индивидуальное и коллективное — древнейшие осознания человека, которые не исчезают, а сохраняются. Но большинство людей или не ощущают их на сознательном уровне или подавляют их. Художник — тот, кто наиболее остро ощущает. В результате эти образы влияют на читателя. + Обращают внимание на сферы подсознания – насыщают эту сферу клиническими моментами.
Юнг вычленил бессознательно в человеческих действиях, но количественное бессознательное. В этом количественном есть архитипы. Архитип самости (я) могут проявляться в снах, видениях, мифах.
№ 8 Формальный метод в отечественном литературоведении (Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов, Томашевский, Жирмунский, Пропп, Якобсон)
Формальный метод (школа) появляется в конце первого десятилетия 19 в. ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка). Формалисты обращали внимание на язык и композицию и декларировали игнорирование содержания.
Представители: Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов, Томашевский, Жирмунский, Пропп, Якобсон).
«искусство как прием» Школовский. Когда прием тиражируется, происходит в сознании читателя автоматизм восприятия. Отстранение – универсальный закон, читательская реакция на смену приемов, или это новаторские приемы писателя на фоне трафарета, который добивается отстранение читателя.
Возник в России в 1915-1919 гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. придавали большое значение слову как самостоятельной единице искусства, называя его «самовитым», считая его многозначным эталоном основ формы произведения художественной литературы. Слово, считали формалисты, опираясь на концепцию А. Потебни, уже само по себе есть искусство, т.к. является произведением языка, его поэзией. Отсюда пристальное внимание формалистов к истории поэтического языка, исторической поэтике, морфологическому анализу поэтического текста и его структуре, т.к. вышеперечисленное позволяло составить представление о том, что такое форма, из каких компонентов языка она состоит, и как в конечном итоге «делается» произведение. Главное, на чем акцентировали свое внимание ученые-формалисты на ранних этапах творчества, это глубинная динамика языковых явлений, которая привела их к детальному изучению поэтического языка и исторической поэтики и созданию двух различных школ. В 1915 г. сторонниками Ф. был создан «Московский лингвистический кружок», образованный лингвистами Р. Якобсоном и Г. Винокуром. Их интересы лежали в области изучения языковой культуры поэтической речи. Наиболее плодотворными представляются труды Р. Якобсона «Поэтический язык В. Хлебникова» (1919) и О. Брика «О стиховом ритме» (1919). В названных статьях представлен взгляд на поэтическую форму с профессионально-лингвистической позиции (Р. Якобсон) и отчасти любительской — о поэтическом ритме (О. Брик). В 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ.
№ 9Работа Б Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя»
Интересует сказывая манера: Эйхенбаум – сказ. необычный, ориентируется на жестикуляцию, сказ. строится на речевых каламбурах (пр. Акакий Акакиевич Бошмачкин, смена комического и патетического планов)
Статья Б. М. Эйхенбаума „Как сделана «Шинель» Гоголя“ — один из наиболее ярких и значительных документов в истории ОПОЯЗа. Став практически сразу после опубликования литературоведческой классикой
ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ. http://www.opojaz.ru/manifests/kaksdelana.html
№ 10 Идеи и труды М.М.Бахтина и их влияние на отечественное и западное литературоведение.
Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского "диалогична". Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.
Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой . Сейчас становится ясно, что дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины веков "живым примером", вне письменной фиксации.
№ 11 Общая характеристика структурно-семиотического направления (его основоположники, цели и методы исследования литературы)
Структурализм, или структурно-семиотический метод, отталкивается от формализма (системный метод).
Синхрония, синхронический срез – литература рассматривается в определенную эпоху, взаимосвязь всех жанров и т.д.
Диахрония – рассматривает только один жанр во всем его историческом развитии.
Структуралисты воспринимали лит-ру и искусство как единую науку. Пытались сблизить гуманитарные науки с точными науками.
Для них важное определение «оппозиция». Обращают большое внимание на поэтику лит-рного жанра. Бинарные оппозиции (пр. герой – антигерой, романтизм – реализм).
Смысл структурализма: свести литературу к жесткой структуре, через которую подобраться к ее смыслу.
Основатель – Леви – Стросс (антрополог)
Леви-Стросс изучал мышление дикарей и создал книгу «Сырое и вареное» на основе результатов исследований.
Новая единица – элемент. Элементы вступают в бинарное противопоставление. Появился уровень, на котором надо изучать произведение.
Исторический структурализм – возникает из Пражского лингвистического кружка 1926 – нач 1950х. Связан с деятельностью ученого Яна Мукаржовского.
Вторая веха – Парижская семиотическая школа. Роланд Барт, Ю. Кристева, Жженнетт.
Структурализм в США: М. Риффатер «грамматика истории»
Структурализм в СССР: Ю. М. Лотман. Возникает в нач. 1960х гг. Лотман: семиотика – наука о знаковых системах. Лотман выделял знаки иконические (идеографические) и символические. Иконические знаки часто привязаны к предмету. Символические – не привязаны к предмету.
Пытались найти структурные модели для всех повествовательных произведений (наррология). Наррология – наука об универсальных структурах в произведениях: формула А(герои) F (отношение к миру) Е (событие)
№ 12 и 13 Эстетическое и художественное как основные категории искусства (слова). Художественное моделирование реальности - или ее (пере)создание Словом?
Образность и условность. Художественный образ, его типы. Вторичная условность и жизнеподобие..(ВвЛв.С.22,33). (ВвЛв.С.46)
Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, переходящем – сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. О. представляет собой не только изображение человека – он является картиной чел. жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя все то, что его в жизни окружает. В любом произведении много образов. Портрет — изображение внешности персонажа. Портрет зависит не только от авторской манеры, но и от конкретного замысла, от данной среды. Предметы и вещи – та обстановка, которая окружает персонаж. Речь — важнейший показатель национальной и социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности. Психологический анализ – воссоздание духовной жизни персонажа. Внутренний монолог – излюбленный прием писателя при изображении духовной жизни их персонажей. Авторский комментарий – несоответствие между тем, что делает или говорит герой. Воспоминания и сны – раскрытие внутреннего мира. Поступки, действия – самый важный показатель характера, его мировоззрения, всего дух мира. Эстетическое (от гр. aisthetik'os – чувствующий, чувственный; воспринимаемый чувством) представляет собой особый род отношений человека к действительности. Присущее только человеку высшее социальное чувство – эстетическое – позволяет воспринимать и оценивать явления с точки зрения его значимости для человечества. Эстетическое отношение не ограничивается любованием человека красотой предметов и созерцанием им явлений жизни. В диапазоне эстетического лежат прекрасные, безобразные, возвышенные, низменные, смеховые, трагические и др. переживания, предполагающие особое состояние катарсиса. Художественное творчество — человеческая деятельность, удовлетворяющая
эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу
эстетических отношений между людьми.
№14 Литература и мифология. Историческое взаимодействие мифа/неомифа и литературы.
Мифология – источник литературы. Литература несет эстетическую функцию. Миф – объясняет мир – мировоззренческая функция.
Миф – область веры. Литература – область наслаждения. Миф обладает синкретизмом ( в мифе соединяются вера, философия объединения мира, наука, искусство, бытовые практики) (пр. мучительные роды). Миф – это все для человека того времени.
Сознание развивается. Мифологический синкретизм распадается. Миф становится иллюзорным для человека. На распаде мифологического синкретизма появляются роды литературы.
Антропологическая теория Веселовского:
Распад мифологического синкретизма дал свободу фольклору, древней письменной литературе ( у народов, которые имели письменность)
художественная литература все больше дистанцируется от мифологии, постепенно приобретает авторское лицо, теперь это не общее произведение, а имеет отдельного творца.
Функция в мифе во многом сакральная, а в литературе эта сакральность исчезает. ( Гомер с уважение относится к богам, верит в них, но уже игнорирует). Мифология остается источником литературы. Навоя мифология – рождение коллективного бессознательного, не религиозные. (миф Об отца народов). Миф – коллективное иллюзорное представление мира, основанное на древнем представлении мира.
№15 Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика) . (Лекции. ВвЛв.С 68 и далее) Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Концепция «смерти автора» Р.Барта. (ВвЛв.с.73 и далее).
Категория авторства
Художественность-оценка(степень) эстетического качества произведения
Художественное произведение-единство содержания и формы, целостность и завершенность
Категория авторства-важнейшая в теории литературы
Автор-субъект творчества, носитель эстетического потенциала, воплощенного в словесном образе
Традиционно считается, что автор черпает образы и замысел из реальности
Под влиянием таких психологических феноменов как фантазия, воображение, вдохновение.. Возникает уже не замысел, а вымысел
Автор пресуществляет вымысел в образы и уже отправляет их обратно в реальность через текст
Автор творит и сознательно и бессознательно
В современном литведе автор имеет несколько смысловых областей:
-автор-реальный писатель
-автор-авторская воля направленная на создание этого произведения
-имманентный автор-внутренне при сущий этому произведению творец, отвечающий за данное произведение
-автор как персонаж произведения
В последние десятилетия идея дегуманизации искусства породила концепцию смерти автора. По словам Р. Барта, ныне «исчез миф о писателе как носителе ценностей». Прибегая к метафоре, ученый называет автора Отцом текста, характеризуя его как деспотичного и самодержавного. И утверждает, что в тексте нет записи об отцовстве и личность писателя лишена власти над произведением, что с волей автора считаться не надо, ее следует забыть. Провозгласив, что Отец «мертв по определению», Барт резко противопоставляет автору живой текст. Ныне, полагает он, на смену Автору пришел Скриптор (т.е. пишущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки»2. Барт полагает, что автор — это некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель.
№16 Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Стратегии авторского успеха.
Литературные репутации:
-Писатели гении
-Талантливые выдающиеся писатели
- Писатели второго ряда
-Эпигоны (повтор известного мотива, образа)
-Профоманы (хотят писать, но их произведения не имеют ценности)
Как складывается репутация:
Это процесс объективно-субъективный. Биография сказывается на репутации. Влияют на репутацию:
талант, востребованность, критика (литературная), рынок (популярность книги на рынке), историческая судьба (смена режима => востребованы писатели, которых не печатали), читательские отзывы, реклама PR, перекодирование на другой вид искусства, премии и экспертные оценки (top-листы).
№17 Поэтика. Категории содержания и формы (традиционное понимание). Содержание. Тема, идеи/проблемы, конфликт, пафос литературного произведения/модусы художественности. Мир произведения. Понятие о художественном времени и художественном пространстве (хронотоп – по Бахтину). Персонаж, тип и характер в художественной литературе. (ВвЛв. С.197).
Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации. (Семинар, ВвЛв.С.217) Понятие мотива в литературоведении (см. сюжет и мотив у Веселовского и другие концепции).
16вопрос. Сюжет и фабула
Впервые термин "сюжет" был использован К. Буалло в его работе "поэтика искусств"
Термин фабула впервые был использован Аристотелем. Он говорил, что фабула- "душа трагедии"
У разных литературовед веских школ были свои трактовки терминов "фабула" и "сюжет"
Так, сравнительно-историческая школа( Бенфей, Веселовский) называли сюжетом-хронологическую последовательность событий, а фабулу-художественное построение повествования. Такую трактовки можно встретить в работах Хализева
Формалисты ( Шкловский, Эйхенбаум) сюжетом называли художественную последовательность событий, а фабулой-сам материал для повествования в своей хронологической последовательности.Такую трактовку использовал и структуралист Лотман. В современности такие определения встречаются у Поспелова.
Социологическая школа (Поспелова) предлагали , что сюжета вообще не существует, а фабула-это художественно-последовательная композиция сюжета. Но такая версия не прижилась.
Сюжет — сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжетов обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущее им противоречие
ФАБУЛА – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической-причинно-следственной связи
Типы(виды) сюжетов:
Хроникальный. ( преобладание чисто временных связей между событиями) ( король умер, умерла королева)
Концентрический ( преобладание причинно-следственных связей между событиями) ( король умер и умерла королева)
Классификация
По количеству сюжетных линий:
Однолинейный
Многолинейный
По происхождению:
Заимствованный
Оригинальный
По прототипические:
Исторический
Биографический
Фактографический
Компоненты сюжета:
Предыстория
экспозиция
Завязка
Развитие события
Кульминация
Развязка (или возможен открытый финал)
Последующая история
Эпилог
Малые эпические жанры(новелла, повесть, басня, сказка, рассказ)- 1крнфликт, однолинейный
Крупные эпические жанры(роман, эпос, роман-эпопея, эпопея)-много конфликтов, много сюжетных линий
Драма-всегда! Однолинейный, концентрический
Мотив-мельчайшая единица повествования. (примеры мотивов: похищение красавицы)
№18 Художественная форма. Композиция литератур
но-художественного произведения. (Лекция. Семинар.ВвЛв. С322 и др.). Система персонажей. Повествование и описание. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.(Лекции)
17 Композиция
Композиция — членение литературного произведения на составные части, компоненты и объединение их в единое целое для художественно-образного воплощения замысла писателя. От латинского — сочинение, составление.
Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета (если это эпическое или драматические произведение),
выбор формы повествования (в виде дневника, от лица автора, героя, устное повествование)
общую композицию, то есть сведения всех компонентов в единое целое.
Работа над К. требует учета особенностей выбранного рода и жанра, в котором воплощается замысел.
В К. произведения входит также его членение на части, главы, эпизоды, абзацы (в эпических произведениях), на акты, явлении (драмы), на строфы в лирике.
Композиция подлинно худ произведения, отражает логику жизни, закономерности жизненных связей и отношений. Жизнеподобие — важнейший закон построения реалистических произведений. Элемент Условности — вымышленность, элементы надуманности.
Приемы и средства композиционной организации.
Композиционный контраст — сопоставление противоположных образов, сюжетных линий, эпизодов и т.д. К.К. заостряет образную мысль писателя, делает ее более эмоциональной и доходчивой.
Сюжетно-композиционная инверсия — нарушение последовательного ухода повествования или порядка следования событий, эпизодов.
Композиционное кольцо — прием, сущность которого сводится к тому, что произведение заканчивается тем же образом (эпизодом, мотивом), которым оно было начато (чаще в лирике).
Сюжетное обрамление — когда основной сюжет введен как бы в рамку другого сюжета, который выступает как мотивировка основного рассказа.
Главное в композиции драматического произведения – организация действия, основанного на резком столкновении противоположных характеров.
Уровни композиции:
Композиция деталей
Композиция времени
Композиция повествования
Композиция речи
Композиция персонажей
Композиционные приемы:
Умалчивание
Узнавание
Повторы
Монтаж
Ассоциация
Смена носителей речи
№19 Язык художественной литературы и речь художественная. Основные «уровни» и функции. Соотношение нормы и экспрессивности. (Лекция, Вв вЛвС389, 403 и др.)
№20 Тропы и фигуры речи (Семиинар , словари)
Тропы – слова, употребленные в переносном значении.
Метафора – сравнение, в ней отсутствуют, но подразумеваются союзы как, словно и тд
Метонимия – (переименование) иносказание, условленное не сходством, а смежностью. Прим.выпить стакан, купить бутылку.
Синекдоха – основана на отношениях количества: большее вместо меньшего и наоборот. Пр. Сюда по новым их волнам, Все флаги будут в гости к нам. ( волнам – море, флаги – все корабли, или государства), Все мы глядим в Наполеоны.
Перефраз - Описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких .Пр. нет, не луна, а светлый циферблат.
Эпитет – яркое определение слова
Психологическиу параллелизм – пр. человек как дерево
Сравнение
Олицетворение
Ирония
Эллипсис – пропуск одного из главных членов предложения.
Анафора - единоначатие
Эпифора - единоокончание.
Антитеза – противопоставление, контраст (пр. страшусь, надеюсь, стыну и пылаю)
Оксюморон - намеренное противоречие ( труп живой, грустной радостью )
Инверсия
№21 Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи. (ВвЛв.С.416-436) Системы стихосложения.
Силлабичекская система – слоговая
тоническая – ударная
силлабо-тоническая
Белый стих – без рифмы
Стопы – 2-сложные: спондей --, пиррихий UU, хорей –U, ямб U-
3-сложные: дактиль -UU , анапест UU- , амфибрахий U-U , амфимакр –U- , бакхий U-- , палимбакхий --U , трибрахий UUU ,тримакр ---
Cил-Тон – дольник –UU-UU-U-U, U-U-UU-U- (между ударными слогами 1 или 2 безуд.)
Проза – тип худ. речи, сопротивопоставленный стиху.
№21 Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы.
20 жанры и роды
Основное:
Род — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.
Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля
Так Шеллинг лирику соотнёс с бесконечностью и духом свободы, эпос - с чистой необходимостью, в драме же усмотрел своеобразный синтез того и другого: борьбу свободы с необходимостью. Гегель характеризовал их как отношения "субъекта" и "объекта": эпос объективен, лирика субъективна, драма соединяет оба начала
Жанры — группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.
Эпические: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка. Лирические: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма. Лиро-эпические: баллада, поэма. Драматические: драма, комедия, трагедия
Жанры литературы. Исторические судьбы жанров.
1. Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет и современный литературный процесс. Литературные премии.
2. Общие понятия о литературном методе, направлении, течении и школе. Понятие стиля и идиостиля.
Характеристика одного из направлений/методов искусства 16-20 вв.(барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и его течения. Постмодернизм: его теория и художественная практика.
Классицизм.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнельи Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж.Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Никола Буало. Бюст работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден иАлександр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзииалександрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированныйсинтаксис.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеистаБосуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I.Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Классицизм в России развивался под большим влияниемПросвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира(А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода(Ломоносов, Г. Р. Державин).
В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина
В связи с провозглашённым Руссопризывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте(1749—1832) и Ф. Шиллера(1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.