Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии
Решение психофизиологической проблемы определяет задачи и методы исследования
В настоящем разделе мы ответим на следующие вопросы. Как зависят задачи психофизиологии от методологических
2.2. Основы системной психофизиологии
установок? Существует ли среди них специфическая задача психофизиологии в общей проблематике психологии? Если да, то в чем она состоит, в рамках какой методологии может быть сформулирована и каково значение ее решения для психологии? С позиций бихевиоризма можно полагать, что «рассмотрение проблемы дух -тело не затрагивает ни тип выбираемой проблемы, ни формулировку решения этой проблемы» (Дж.-Б. Уотсон). Мы считаем, что именно от решения этой проблемы зависит понятийный аппарат исследования, его задачи и методы. Поэтому ответы на поставленные вопросы мы дадим в контексте решения психофизиологической проблемы.
Коррелятивная психофизиология
Традиционные психофизиологические исследования проводятся, как правило, с позиций «коррелятивной (сопоставляющей) психофизиологии».В этих исследованиях психические явления напрямую сопоставляются с локализуемыми элементарными физиологическими явлениями. Задачей подобных исследований, формулируемой, как правило, в терминах парадигмы реактивности, является разработка представлений о физиологических механизмах психических процессов и состояний. В рамках подобных представлений «психические процессы» описываются в терминах возбуждения и торможения мозговых структур, свойств рецептивных полей нейронов сенсорных структур и т. п.
Решение задач коррелятивной психофизиологии не требует какой-либо специальной методологии, которая могла бы, по выражению П.К. Анохина, стать «концептуальным мостом» между психологией и физиологией. Если психолог при изучении восприятия сложных зрительных паттернов регистрирует какой-либо электрофизиоло-ический показатель или нейрофизиолог ри обсуждении свойств активности нейронов сенсорных структур использует тер-мины «восприятие», «образ» и т. п., их >ты могут рассматриваться как психо-иологические с позиций коррелятивной психофизиологии.
Коррелятивная психофизиология неоднократно подвергалась аргументированной критике со стороны как психологов, так и психофизиологов.
Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы
Принципиальным недостатком этой психофизиологии является прямое сопоставление психического и физиологического, что с точки зрения психологии малопродуктивно (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский и др.) и неизменно приводит к рассмотрению психологических и физиологических процессов как тождественных, параллельно протекающих (при этом психика оказывается эпифеноменом) или взаимодействующих (при этом допускается действие нематериальной психики на материю мозга).
Названные варианты решения психофизиологической проблемы существуют уже столетия, меняются лишь термины в рамках все тех же альтернатив. Так, например, дуализм Декарта, предполагающий воздействие психики на мозг через эпифиз (см. выше), сменяется «триализмом» [Popper, Eccles, 1977].
Они выделяют три мира: Мир 1 — физических объектов и состояний (включающий неорганические и биологические структуры, в том числе мозг); Мир II -состояний психического (включающий субъективные знания, мышление, эмоции и т. д.); Мир III — знаний в объективном смысле (включающий знания, зафиксированные на материальных носителях и теоретические системы). Мир I взаимодействует с миром II, а Мир II — с Миром III. Воздействие психики на мозг осуществляется в области синапсов.
Несопоставимость рефлекторного механизма и психологических понятий
Пытаясь избежать методологических проблем подобного рода, Г. Спенсер и В.М. Бехтерев утверждали, что субъективное и объективное являются характерис-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
тиками единого процесса (у Бехтерева -нейропсихического). Что же это за процесс?
Возможность рассмотрения в качестве такового рефлекторного процесса, как обеспечивающего поведение, специфический язык которого может служить для перевода с психологического на физиологический язык и наоборот, отпадает, что следует из логики самой рефлекторной теории. В соответствии с ней несопоставимость «рефлекторного механизма, составляющего фундамент центральной нервной деятельности» и «психологических понятий», аргументируется пространственной локализацией первых и непространственным характером вторых (И.П. Павлов).
Теория функциональных систем как «концептуальный мост» между психологией и физиологией
В настоящее время, как считает П.С. Черчланд [Churchland, 1986], психологи и философы в качестве основного препятствия на пути к синтезу психологического и физиологического знания рассматривают эмерджентность психического, т. е. появление на уровне психического таких специфических качеств, которыми не обладает физиологическое. Системное решение психофизиологической проблемы, данное В.Б. Швырковым, превращает эмерджентность, которая была пропастью, разделяющей психологию и нейронауки, в «концептуальный мост», объединяющий эти дисциплины и формирующий новое направление исследований — системную психофизиологию. В качестве «концептуального моста», соединяющего психологию и нейронауки, в системной психофизиологии использована ФУС, точнее -развитое в ее рамках представление о качественной специфичности, эмерджентности системных процессов, организующих для достижения результатов поведения частные, локальные физиологические процессы, но несводимые к последним.
С этих позиций, заменив рефлекторные механизмы поведения на системные, можно принять приведенное выше положение о существовании специфического языка,
связывающего психологию и нейронауки и относящегося к поведенческому уровню организации жизнедеятельности (М.Г. Яро-шевский).
Системное решение психофизиологической проблемы
Суть системного решения психофизиологической проблемы заключена в следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т. е. процессы, организующие элементарные механизмы в функциональную систему. Иначе говоря, психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности оказывается частным описанием одних и тех же системных процессов.
Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура — как «система взаимосвязанных функциональных систем». Изучение этой структуры есть изучение субъективного, психического отражения. Поскольку, исходя из сказанного, можно полагать, что психическое появляется в индивидуальном развитии вместе с функциональными системами, соотносящими организм со средой, постольку эти представления согласуются с гипотезой о том, что психика индивида зарождается еще в пренатальном (внутриутробном) периоде (А.В. Брушлинский).
Приведенное решение психофизиологической проблемы избегает: 1) отождествления психического и физиологического, поскольку психическое появляется только при организации физиологических процессов в систему; 2) параллелизма, поскольку системные процессы есть процессы организации именно элементарных физиологических процессов; 3) взаимодействия,
2.2. Основы системной психофизиологии
поскольку психическое и физиологическое лишь аспекты рассмотрения единых системных процессов.
Интересно отметить, что уже в самое последнее время предлагается решать психофизиологическую проблему с привлечением концепции информации следующим образом. Физическое (мозговые процессы) и психическое рассматриваются как два базовых аспекта единого информационного состояния, или, по крайней мере, «некоторогоинформационного состояния» (Д. Чалмерз). Однако сразу возникает закономерный вопрос: какой именно информационный процесс обладает таким свойством? И этот вопрос, как справедливо замечают Ф. Крик и К. Кох, не менее трудный, чем сама исходная проблема. Содержание настоящего раздела позволяет дать на него определенный ответ.
зволяет избавить последнюю от эклектики при использовании материала нейронаук (см. выше) и описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей, в том числе электро-, нейрофизиологических и т. п.
Аппарат системной психофизиологии может быть также применен для системного описания состояний субъективного мира, соответствующих тем или иным понятиям не только научной, но и «бытовой психологии», которые отражают важные в практическом отношении характеристики поведения человека, такие, например, как «сомнение», «уверенность», «ненависть» и др. Поскольку настроения, самооценка, поступки людей «определяются объективными законами субъективной реальности», постольку представляется очевидным, что изучение этих закономерностей в системной психофизиологии может быть чрезвычайно эффективным.
Задачи системной психофизиологии и ее значение для психологии
Использование приведенного решения психофизиологической проблемы в системной психофизиологии в качестве одного из важнейших компонентов методологии позволяет избежать редукционизма и эклектики — частых следствий психофизиологических корреляций (П.К.Анохин; В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов; и др.), т. е. избежать тех именно ошибок, от которых избавляет использование методологически последовательного системного подхода (А.В.Брушлинский). При этом системный язык оказывается пригодным для описания субъективного отражения в поведении и деятельности с использованием объективных методов исследования.
Этот подход позволяет объединить психологические и естественнонаучные стратегии исследования в рамках единой методологии системной психофизиологии. Специфические задачипоследней состоят в изучении закономерностей формирования и реализации систем, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности.
Значениесистемной психофизиологии для психологиисостоит в том, что ее теоретический и методический аппарат по-
Взаимосодействие коррелятивной и системной психофизиологии
Несмотря на различие задач и методологий коррелятивной и системной психофизиологии, они могут и должны взаимо-содействовать, являясь участниками общего процесса, который определяется П.С. Черчландом как коэволюция психологии и нейронаук.
В частности, выявление сходных положений при сравнении своих теоретических построений с формулируемыми в рамках другого направления и анализ причин подобного совпадения могут быть очень полезны для исследователя, способствуя сохранению целостности и последовательности системы развиваемых им представлений.
Конечно, может взаимно использоваться и экспериментальный материал. Следует учесть, однако, что в случае, когда исследователь, получивший материал, проанализировал его в полном соответствии с методологическими требованиями своего направления, то представитель другого направления, также желающий оставаться последовательным, должен использовать для заимствования процедуру «межпара-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
дигмального перевода». Это объясняется тем, что факты, которыми оперируют ученые, есть эмпирические явления, проанализированные с позиций той или иной теории. Поэтому в рамках разных парадигм одно и то же явление превращается в разные факты.
Системогенез
Идеи развития и системности в теории функциональных систем
В предыдущем разделе при формулировке задач системной психофизиологии не случайно на первое место поставлена задача изучения формирования систем. Мы увидим дальше, что история формирования поведения и деятельности лежит в основе закономерностей их реализации.
Идея развития наряду с идеей системности относится к основным идеям, лежащим в истоках ФУС. Обе они были воплощены в концепции системогенеза, развитой с привлечением огромного экспериментального материала, накопленного при исследовании взаимосвязи процессов формирования нервной системы и поведения. В этих исследованиях было обнаружено, что в процессе раннего онтогенеза избирательно и ускоренно созревают именно те элементы организма, имеющие самую разную локализацию, которые необходимы для достижения результатов систем, обеспечивающих выживание организма на самом раннем этапе индивидуального развития.
Органогенез и системогенез
В отличие от концепции органогенеза, постулирующей поэтапное развитие отдельных морфологических органов, выполняющих соответствующие локальные «частные» функции, концепция системогенеза утверждает, что гетерохронии в закладках и темпах развития связаны с необходимостью формирования не сенсорных или моторных, активационных или мотивационных, а «общеорганизменных» целостных функциональных систем, кото-
рые, как мы уже говорили, требуют вовлечения множества различных элементов из самых разных органов и тканей.
Образно говоря, если концепция органогенеза предполагает, что развитие — это поэтапное строительство дома: фундамент, стены, крыша и т. д., то концепция системогенеза утверждает, что в отличие от этого дома живой «домик», хотя и усложняется, модифицируется в процессе онтогенеза, но на каждом этапе он — целый и имеет все те части, которые позволяют использовать его в качестве «дома», все более и более обустроенного.
Принципы гетерохронной закладки компонентов, фрагментации органа и минимального обеспечения функциональной системы
Системогенетический анализ процессов развития раскрыл системный характер морфогенетических процессов и привел к формулировке следующих принципов:
1. Принцип гетерохронной закладки
компонентов функциональной системы.
За счет внутрисистемной гетерохронии:
неодновременной закладки и разной ско
рости формирования различных по слож
ности компонентов функциональной
системы (более ранняя закладка и форми
рование более сложных компонентов), эти
компоненты «подгоняются» к одновремен
ному началу функционирования в рамках
данной системы.
2. Принцип фрагментации органа. В свя
зи с наличием межсистемной гетерохронии:
формирование отдельных функциональ
ных систем на последовательных этапах
онтогенеза, состав данного органа в каждый
момент развития неоднороден по своей зре
лости. Наиболее зрелыми оказываются те
элементы, которые должны обеспечить
реализацию систем, формирующихся на
наиболее ранних этапах. Так, например,
у птенца формируется не внутреннее ухо
и слуховая кора вообще, но в них избира
тельно и ускоренно созревают те элементы,
которые оказываются чувствительными к
частоте «пищевых» сигналов матери, т. е.
необходимые для обеспечения ранних
форм пищедобывательного поведения.
2.2. Основы системной психофизиологии
3. Принцип минимального обеспечения функциональных систем. Функциональная система становится «продуктивной» (обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие операциональной архитектоники (см. выше) до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.
Научение у взрослых как реактивация процессов развития
В настоящее время становится общепризнанным, что многие закономерности модификации функциональных, морфологических свойств нейронов, а также регуляции экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что действуют на ранних этапах онтогенеза (см. [Анохин, 1996]). Это дает авторам основание рассматривать научение как «реювенилизацию» или «реактивацию процессов развития», имеющих место в раннем онтогенезе.
В рамках ФУС наряду с признанием специфических характеристик ранних этапов индивидуального развития, по сравнению с поздними, уже довольно давно психофизиологами (В.Б. Швырков), физиологами (К. В. Судаков) и психологами (В.Д. Шадриков) было обосновано представление о том, что системогенез имеет место не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.
Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учет истории формирования поведения,т. е. истории последовательных системогенезов, и разработана системно-селекционная концепция научения.Она представляет собой составную часть системно-эволюционной теории,которая сформулирована В.Б. Швырковым, и является важнейшим компонентом методологической базы системной психофизиологии. Основное содержание этой теории будет изложено в настоящем и следующем разделе.
Селекция нейронов
как основа развития и научения
Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о «функциональной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализации», и о селективном (отбор из имеющегося в мозгу набора нейронов клеток с определенными свойствами), а не инструктивном (изменение свойств, «инструктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений на ранних и поздних стадиях онтогенеза.
Дж.М. Эделмен привел убедительные аргументы против инструктивного принципа, заключающиеся в том, что он требует точной копии каждого сигнала, которая может формироваться новыми структурами, включающими старые компоненты, или совершенно новыми структурами. В первом случае необходим механизм высшего порядка (гомункулус) для различения старых и новых элементов; во втором — система будет быстро истощена. Альтернатива — селекция.
Эделмен проводит аналогию между селекцией нейронов, селекцией в эволюции и клональной селекцией в иммунологии. Принятие положения о селекции как основе развития на всех его этапах устраняет дихотомию между созреванием и научением (Э.С. Рид).
Формирование элементов индивидуального опыта
В рамках системно-селекционной концепции научения формирование новой системы рассматривается как фиксация этапа индивидуального развития — формирование нового элемента индивидуального опытав процессе научения.
Известно, что как молекулярно-биоло-гическое, так и морфологическое «обеспечение» достижения одного и того же результата нового поведенческого акта сразу после завершения обучения и через несколько часов или дней после этого существенно различается. Возможно, в процессе фиксации элемента опыта деист-
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
вует принцип минимального обеспечения систем (см. выше).
Сравнительный анализ нейронного обеспечения реализации данного элемента на ранней стадии его существования, когда упомянутая выше модификация морфологических свойств нейронов еще не произошла, и на поздних стадиях представляется актуальной задачей.
Системная специализация
и системоспецифичность нейронов
Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем — системная специализация— постоянна, т. е. нейрон системоспецифичен.В настоящее время обнаружены нейроны, специализированные относительно самых разнообразных элементов опыта: актов использования определенных слов у людей, актов «социального контакта» с определенными особями в стаде у обезьян, актов инструментального поведения у кроликов, актов ухода за новорожденными ягнятами у овец и т. д.
Селекция нейронов из резерва (ранее молчавших, неактивных клеток) зависит от их индивидуальных свойств, т. е. от особенностей их метаболических «потребностей». Можно полагать, что именно нарастание разнообразия метаболических «потребностей» нейронов обусловливает филогенетическое усложнение поведения: белковый и пептидный состав нейронов усложняется в филогенезе.
Положение о селекции и системоспе-цифичности не означает абсолютной предопределенности: как в раннем онтогенезе селекция не означает полной готовности, предопределенности моделей результатов даже видоспецифических актов — они формируются в зависимости от особенностей индивидуального развития, так и у взрослого наличие групп нейронов со специфическими свойствами, которые могут быть отобраны при научении, по-видимому, означает возможность сформировать не определенный акт, а определенный класс актов. Выяснение границ и характеристик подобных классов — перспективная задача.
В процессе формирования индивидуального опыта вновь сформированные
системы не сменяют предсуществующие, но «наслаиваются»на них. Что значит «не сменяют, но наслаиваются»? Ответ на этот вопрос будет дан в следующем разделе.