Коррекционно - развивающая программа по снижению уровня личностной тревожности, формированию положительного образа- «Я», оптимизации детско-родительских отношений
Блок 1. Коррекционная работа с подростками
Занятие 1. Знакомство
Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
Необходимые материалы: лист ватмана, маркер.
Содержание занятия:
1.Принятие правил групповой работы. Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.
Выработка правил поведения на занятиях
Цель:принятие правил работы в группе.
Процедура проведения:Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки психолог предлагает принять правила, по которым будет работать группа
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.
3. Правило равноценности. В группе все равны.
4. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее
7. Правило «поднятой руки».
2. Знакомство
Упражнение «Снежный ком»
Цель: знакомство участников группы друг с другом, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами.
Процедура проведения: Психолог предлагает познакомится друг с другом, путем создания снежного кома. Для этого каждый должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом психолог начинает первым: он говорит свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от психолога справа, должен сначала повторить его высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с высказывания психолога, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя «снежный ком».
Упражнение «Моя вселенная»
Цель: знакомство участников группы друг с другом
Процедура проведения:Ребятам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центре написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:
- мое любимое занятие…
- мой любимый цвет…
- мой лучший друг…
- мое любимое животное
- мое любимое время года
- мой любимый сказочный герой…
-моя любимая музыка…
3.Основная часть
Упражнение «Молчалка-говорилка»
Цель: Развитие навыков слушания в ситуации, когда говорят другие, умения держать паузу.
Процедура проведения:Упражнение выполняется в парах.Партнерам в течение двух минут необходимо молчать и смотреть друг другу в глаза. Важно удерживать внимание без разговоров и соблюдать дистанцию. Следующие две минуты –говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая (можно применить скороговорки, пословицы, любые стихи, афоризмы, все, что можно сказать, не оскорбляя партнера и не затрагивая его личное). В обсуждении следует задать следующие вопросы: как ты себя чувствовал в ситуации молчания и как, когда тебя не слушали, а говорили? Что тебе больше понравилось, что показалось трудным?
Упражнение «Установление дистанции»
Цель :Определение личного расстояния в упражнениях.
Процедура проведения: Психолог объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. По очереди каждый участник встает в центр круга. К нему один за другим подходят все члены группы. Каждый двигается до тех пор, пока стоящий в центре не скажет «Стоп!», то есть когда он начнет испытывать дискомфорт. Все участники должны запомнить, на какое расстояние к кому можно приближаться.До начала упражнения ведущему следует обратить внимание ребят на то, что не следует обижаться, если кто-то не допускает их на близкое расстояние, –просто человеку удобнее общаться именно так. Можно провести пробу: вызвать двух добровольцев, один стоит молча, а другой, говоря все, что ему приходит на ум, «наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто нарушает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.
Упражнение «Дружеская рука»
Цель :Формирование доверительной атмосферы в группе.
Процедура проведения:Все участники садятся спинами в кругу, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто больше всех нравится. Психолог подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие не знали, кто к ним подходит. Задача: не открывать глаза. Важно терпение. По окончании следует спросить каждого участника: трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым? Приятно или неприятно было чувствовать чужие руки у себя на плечах?
4.Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Процедура проведения:Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет.