Тренинг переговорного общения

Профессиональная Этика и этикет

Материалы курса

Автор-составитель: ст. препод. каф. философии Л.Е. Зиновьева

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

подготовка специалистов, владеющих знаниями об этических принципах профессиональной деятельности, моральных основаниях и нормах взаимодействий в профессиональной сфере, о сущности и особенностях деловых коммуникаций и делового этикета, умеющих их использовать в практической профессиональной деятельности

Основными задачами курса являются:

- формирование представлений о системе основных понятий профессиональной этики, о теоретических основах этой науки,

- формирование представлений о принципах и требованиях к нравственной культуре в профессиональной сфере,

- изучение социально-психологических оснований профессиональной этики,

- знакомство с этическими требованиями и этикетными нормами основных видов деловых коммуникаций,

- изучение основных требований и правил делового этикета,

- укрепление общегуманистических и толерантных установок и нравственных принципов слушателей,

- формирование убеждений слушателей в безусловной значимости профессиональной этики как необходимого условия их профессиональной компетенции.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Сам. раб.
Лекции Семин.  
Раздел 1 Профессиональная этика как дисциплина
1. Предмет и категориальный аппарат этики.  
2. Профессиональная этика.  
Раздел 2 Этикаделовых отношений
3. Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений.  
4. Этика служебных взаимоотношений.  
5. Этика деловых коммуникаций.  
Раздел 3 Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности
6. Этикет делового человека.  
7. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.  
8. Культура одежды делового человека.  
9. Поведение в общественных местах.  
  ИТОГО

Содержание курса

Раздел 1. Профессиональная этика как дисциплина.

Тема 1. Предмет и категориальный аппарат этики.

Предмет и задачи этики как науки. Система этического знания: теоретическая и нормативная этика.

Мораль - предмет этики. Сущность морали. Специфика нравственных отношений и средств нравственной регуляции. Функции морали. Понятия добра и зла, долга и ответственности, чести и достоинства. Нормативные образцы личности.

Тема 2. Профессиональная этика.

Понятие профессиональной этики и деловой морали. Деловая мораль и рыночные отношения. Профессиональные нравственные ценности в системе нравственных ценностей современного общества.

Виды профессиональной этики. Основные принципы профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности.Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная честь и достоинство. Этические требования к профессиональному поведению.

Кодексы профессиональной этики.

Раздел 2. Этика деловых отношений

Тема 3. Этические принципы и психологические основания деловых взаимоотношений.

Понятие и основные виды деловых отношений. Этические принципы деловых отношений. Психологические основания и их роль в построении деловых отношений. Психосоциотипология: различные классификации типов людей. Трансакционный анализв деловых взаимоотношениях.

Тема 4. Этика служебных взаимоотношений.

Типы взаимоотношений в коллективе. Взаимоотношения между коллегами. Неформальные и формальные отношения. Конкуренция внутри коллектива и карьерный рост.

Управленческая этика. Основные стили и методы управления. Отношения между руководителем и подчинёнными. Требования к современному руководителю.

Тема 5. Этика деловых коммуникаций

Виды, уровни и особенности деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.

Структура деловых коммуникаций. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд. Техника и этика ведения переговоров.

Раздел 3. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности.

Тема 6. Этикет делового человека.

Культура делового общения. Этикет общения по телефону. Этикет деловой переписки. Электронная переписка и «нетикет».

Визитная карточка и бизнес-подарки в деловой коммуникации.

Тема 7. Этикет деловых бесед и публичных выступлений.

Правила проведения презентаций, деловых бесед и публичных выступлений. Особенности публичного выступления и культура делового совещания. Культура деловой беседы и спора. Этикет проведения пресс-конференций.

Тема 8. Культура одежды делового человека.

Культура одежды делового человека. Внешний вид делового мужчины. Внешний вид деловой женщины. Составляющие имиджа. Имидж и «язык тела». Стиль делового человека. Создание профессионального имиджа специалиста.

Тема 9. Поведение в общественных местах.

Правила поведения в общественных местах. Общие правила этикета на работе, на улице, в общественном транспорте, в гостях. Правила поведения в театре, ресторане, на деловых приемах, дорожный этикет. Гостевой этикет. Поведение за столом.

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Профессиональная этика.

Основные понятия:

Этика блага, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, деонтология. Профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональная честь и честность, профессиональное достоинство, профессионализм.

Уважение к закону и социальным институтам, нормам морали.

Этический кодекс.

Вопросы к теме:

1. Теоретические основания деловой этики. Утилитаризм и деонтология.

2. Нравственные основания профессиональной деятельности педагога.

3. Профессиональный аспект основных категорий этики.

4. Кодексы делового поведения: современный зарубежный и отечественный опыт. Этические кодексы в педагогической сфере.

Список литературы и источников

Источники:

Российский кодекс предпринимательской этики.

Хартия туризма (Кодекс туриста).

Глобальный этический кодекс туризма.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Любое издание.

Дополнительная литература

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

2. Гурова, И.П. Этика международных деловых отношений / И.П. Гурова. – М. : Дело, 2004.

3. Де Джордж Р.Т. Деловая этика / Р.Т. Де Джордж. В 2-х т. Пер. с англ. – М.-СПб.: Прогресс. 2001.

4. Зарубина Н.Н. Бизнес в зеркале русской культуры / Н.Н.Зарубина – М.: Анкил, 2004.

5. Каверин С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин – М. Изд-во института психологии РАН, 1998.

6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А.Канке. – М.: Логос, 2003.

7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М,
2002.

8. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

9. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

10. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М. : Изд-во МГУ, 2004.

11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.

12. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.

Семинар 2. Этика служебных взаимоотношений.

Основные понятия:

Стиль руководства. Авторитарный, либеральный, анархический стили.

Трансакционная (ролевая) теория. Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Виды трансакций: дополнительные, перекрестные, скрытые

Вопросы к теме:

1.Трансакционный анализ в деловых взаимоотношениях.

2.Взаимоотношения "руководитель - подчиненный". Стили руководства.

3.Взаимоотношения "Коллега - коллега". Конкуренция внутри коллектива.

Практикум.

Дополнительная литература

1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось–89, 2002.

7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001

8. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.

9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

10. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

11. Поляков В.Г. Человек в мире управления / В.Г.Поляков – М.: Наука, 2001.

12. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

13. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. – СПб., 2001.

14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.

Семинар 3. Этика деловых коммуникаций.

Основные понятия:

Виды деловых коммуникаций. Консультации. Собеседования. Переговоры.

Средства коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Средства невербального общения: дистанция, поза, мимика, жесты, взгляд.

Вопросы к теме:

1. Виды деловых коммуникаций.

2. Средства коммуникаций.

3. Техника и этика ведения переговоров.

Тренинг переговорного общения

Дополнительная литература

1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Любое изд.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика. 2001.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова – М.:ИНФРА-М, 2002.

4. Колбин Г.И., Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса / Г.И.Колбин, И.М. Фросина – М.: Изд-во института психологии РАН, 2004.

5. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. М. : Акад. Проект, 2005.

6. Корпоративная этика : учеб. пособие / сост. И.Н. Кузнецов. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2003.

7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось–89, 2002.

8. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова. – СПБ.:Питер, 2001

9. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях /Г.М.Мануйлов. М.: Изд-во РАН, 2002.

10. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми: Этикет делового человека / А.В.Опалев. М.: Дело, 2006.

11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А.П.Панфилова – СПб.: Изд-во Знание; ИВЭСЭП, 2001.

12. Поваляева М. А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А.Поваляева . Ростов н/Д : Феникс, 2004.

13. Семенов А.К.. Маслова ЕЛ. Психология и этика менеджмента и бизне­са / А.К.Семенов, Е.Л. Маслова – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

14. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания / В.Г. Федцов – М.: Аверс, 2006.

15. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов – Минск: Амалфея. 1997.

Семинар 4. Этикет делового человека.

Основные понятия:

Телефонный этикет, речевой этикет, обращения, эпистолярный этикет, «нетикет», формулы вежливости, визитная карточка, деловые подарки.

Вопросы к теме:

1. Стилистика деловой речи.

2. Ведение телефонных переговоров.

3. Жанры деловой переписки и оформление деловых писем.

4. Этикетные правила визитных карточек и бизнес-подарков.

Наши рекомендации