Сделайте обмен информацией в команде не трудоемким
...Обмен информацией представляет одну
из самых сложных проблем в организациях.
Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоури Ф. [28, с. 166]
При обмене информацией между членами команды могут возникнуть следующие основные проблемы.
Первая проблема осуществления коммуникаций в команде — так называемая проблема кодирования и декодирования сообщения. Человек, направляющий сообщение (коммуникатор), и человек, принимающий его (реципиент), могут по-разному понимать смысл содержащихся в нем слов. В результате может быть изменен смысл передаваемого сообщения или утеряна его часть. Взаимопонимание между людьми, обменивающимися информацией, возможно лишь, если: □ им известны знаки (слова, понятия, термины, символы), применяемые для передачи сообщения, и, главное, закрепленные за ними значения;
О они придают знакам, используемым в информационных сообщениях, одинаковое значение, или, говоря научным языком, используют единую или сходную систему кодификации и декодификации.
Таким образом, чтобы достигнуть взаимопонимания при обмене информацией рекомендуется:
1. Не путать людей использованием новых слов, если только их применение не оправдано.
2. Составить глоссарий основных и часто используемых терминов. Определите ключевые (например "«миссия», «стратегия» и т. п.) и часто используемые термины. Договоритесь с участниками коммуникационного процесса о том, что имеется в виду при употреблении этих терминов.-. Запишите определенные термины в глоссарий, чтобы каждый мог с ними ознакомиться. За пределами организации некоторые из этих терминов могут иметь различные значения. Главное, чтобы внутри организации каждый однозначно понимал, о чем идет речь.
3. Давать четкое пояснение своим словам. В общем-то, не имеет значения, какие именно слова Вы используете. Важно, чтобы всем было понятно, что Вы имеете в виду.
Следовательно, Вы добьетесь однозначного по-| нимания Ваших слов при передаче информации, исключив возможность их двоякого понимания и толкования.
Вторая проблема осуществления коммуника- ций в команде связана с перегруженностью ин-формационных каналов. Она может возникать в том случае, если членам команды предоставля-ется меньше или больше информации, чем требуется для решения задач. Тогда члены коман-
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
ды вынуждены направлять предназначенные для основной деятельности ресурсы либо на поиск недостающей информации, либо на обработку дополнительной. Решение этой проблемы лежит в области конструирования информационных систем, которые должны производить тот объем информации, который необходим членам команды [58, с. 306].
Проведенные нами исследования показали, что именно эта проблема наиболее часто встречается в командах при построении коммуникационного процесса. В связи с этим целесообразно остановиться на ней подробнее.
Наиболее слабым местом процесса обмена информацией в командах является использование информационных каналов: в различных ситуациях информации предоставляется меньше или больше, чем требуется для решения задач. В основном, это может быть связано с недостатками в области конструирования информационных сетей и с ошибочным выбором соответствующих ситуации носителей информации.
Для более наглядного рассмотрения данной проблемы приведем следующую ситуацию, действительно имевшую место в практике деятельности одной из обследованных нами команд.
Предприятие успешно функционировало вот уже несколько лет. Поэтому последнее время руководство занималось разработкой проектов развития бизнеса. Один из вариантов заключался в создании на паевой основе лизинговой компании, специализирующейся на операциях со строительной техникой и оборудованием. Предполагалось, что основными клиентами станут небольшие подрядные организации, которые могли бы брать технику на несколько месяцев (на срок возведения конкретного объекта). Директор направил имеющиеся у него данные членам управленческой команды и попросил каждого из них дать экспертную оценку этого проекта в письменной форме. Некоторые из представленных оценок, с точки зрения директора, были недостаточно обоснованными, поэтому они были возвращены на доработку. Затратив на получение оценок больше времени, чем предполагалось, директор, просуммировав все высказанные «за» и «против», принял решение участвовать в данном проекте. Однако позднее стало очевидным, что это решение было ошибочным:
1. Значительная доля техники находилась за порогом нормативных сроков службы. Достаточно часто от лизингополучателей поступали жалобы на плохое техническое состояние машин и оборудования.
2. Особые проблемы возникли при организа- \ ции лизинга грузоподъемных механизмов. По дей-«
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
ствующему законодательству, эксплуатация грузоподъемных машин — лицензируемый вид деятельности. Владелец таких машин (лизинговая компания) должен взаимодействовать по сложной схеме с Госгортехнадзором, содержать в штате соответствующих специалистов и т. д. Компания попыталась решить эту проблему за счет заключения договора со специальным предприятием по обслуживанию подобной техники, но это привело к удорожанию лизинговых сделок, чем, естественно, не были довольны лизингополучатели.
Эти и другие причины привели к тому, что вскоре после своего создания лизинговая компания завершила свою деятельность.
Когда на одном из совещаний принятое решение было подвергнуто анализу, то после совместного обсуждения почти все из тех членов команды, кто первоначально высказался за участие в данном проекте, признали, что этого не следовало делать.
Чтобы проанализировать ситуацию и определить возможные пути ее исправления, дадим некоторый необходимый для этого теоретический материал.
В первую очередь рассмотрим возможные варианты построения коммуникационных сетей. Обычно выделяются два типа коммуникационных сетей: Централизованные и децентрализованные сети.
В централизованных сетях информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение.
В децентрализованных сетях большинство информационных сообщений проходит минуя центр.
Выбор типа коммуникационной сети, наиболее подходящего текущей ситуации, определяется следующей логикой. Если команда решает относительно несложную, но требующую обмена информацией задачу, то наиболее целесообразна централизованная сеть (рис. 14).
К примеру, процедура разработки очередного бюджета, не предполагающая внесение в него существенных поправок, достаточно отработана и
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
не вызывает затруднений. Сотрудник, находящийся в центре сети, имеет возможность эффективно получать и отправлять знакомую, рутинную или структурированную информацию [8, с. 271].
Однако при выполнении задач в условиях неопределенности эффективность централизованных структур резко снижается.
Рассмотрим, к примеру, задачу по разработке нового продукта. В ходе его проектирования будут неоднократно возникать самые разнообразные проблемы и нестандартные ситуации. Их решение во многом зависит от скорости взаимного обмена информацией членов команды. Действия, предпринимаемые одним из членов команды, в свою очередь, воздействуют на других, которым приходится постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. В том случае, когда вся информация направляется в центр, принимающий ее человек попросту захлебывается в потоках данных и не имеет возможности адекватно отреагировать на неожиданные проблемы, в то время как рядовые члены команды ожидают его решений [8, с. 271].
Поэтому для данной ситуации наиболее целесообразна децентрализованная форма коммуникативной сети: члены команды в зависимости от обстоятельств обращаются и в центр, и к коллегам (рис. 15).
Теперь рассмотрим то, как для каждой ситуации выбирается соответствующий носитель информации.
Все информационные носители условно можно классифицировать по степени их богатства: расположить в континууме «бедные-богатые» (рис. 16). Богатство носителя характеризуется возможностью, которую дает носитель для того, чтобы: D прояснить недостатки и пробелы, обнаруженные в информационном сообщении, получив дополнительные пояснения от отправителя сообщения в предельно короткие сроки;
1"7П
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
□ продемонстрировать различные аспекты сообщения (деловой, эмоциональный) и др.
Однако ошибочно считать, что богатые носители информации всегда лучше бедных. Богатые источники информации являются более дорогими, по сравнению с бедными. Более высокие затраты на использование богатого носителя информации могут быть оправданы только типом задачи, решаемой в данной ситуации.
Таким образом, ситуационная модель выбора информационного носителя показывает, в каких случаях можно использовать «бедные» носители, а в каких оправданным является использование «богатых» носителей (рис. 17).
Рис. 17. Ситуационная модель выбора информационных носителей [8, с. 273]
Использование для передачи обычного сообщения при решении простой и стандартной задачи «богатых» носителей или информационной сети децентрализованного типа приводит к избытку данных, возникновению множества сигналов, а в результате — путанице и избыточному смыслу.
В свою очередь, применение при решении сложной, многофункциональной, нестандартной проблемы «бедных» носителей информации (записки, бюллетени, письма и т. д.) и централизованной информационной сети зачастую также не позволяет получить желаемого решения.
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
(( В силу этого члены команды вынуждены направлять предназначенные для выполнения ос-Довных трудовых задач ресурсы на обработку *.'^лишней или поиск недостающей информации, ч 10 в целом снижает эффективность коммуника-ц; юнного процесса, делая его трудоемким и требу ощим для достижения своих целей больших затрат времени и энергии.
Руководитель в рассматриваемой ситуации, оцени ч решаемую задачу как сложную и нестандартна ю, вполне обоснованно построил обмен информ щией по типу децентрализованной сети.
Но щ и этом он допустил ошибку в определении cooti этствующего ситуации типа информационного но :ителя. В данном случае наиболее целесообразно шло использовать личное общение.
Третья гроблема коммуникаций в команде — низкая инт -шсивность информационного обмена между членгми команды. В рамках совместного труда в неп >средственное взаимодействие вступают люди с» своими характерами, привычками, индивидуаль шми отношениями к труду, уникальными особенностями. Поэтому интенсифицировать общение только формальными механизмами — жесткая регламентация отношений — зачастую невозможно. Интенсивность информационного обмена обычно начинается с требования неформальности [33, с. 163].
Культивирование неформального общения в первую очередь предполагает частые неформаль-
ные встречи членов команды без повестки дня и протокола. Вытекающие отсюда рост доверия и открытости, снижение дистанции в отношениях между членами команды формируют благоприятную почву для осуществления активного двустороннего обмена информацией. Образуется замкнутый контур движения информации, устраняющий рассогласование между целью и результатами труда объекта информационного воздействия (обратная связь) [35, с. 89]. В результате члены команды ведут систематическую и интенсивную работу по обмену информацией: получают и предоставляют друг другу реакцию на послание, сообщают друг другу полезные идеи, предупреждают друг друга о возможных отклонениях и предлагают способы их устранения и т. д.
Четвертая проблема осуществления коммуникаций в команде — недостаточное понимание руководителем важности коммуникаций. Нередко руководитель (формальный лидер команды) считает излишним информировать членов команды о положении дел, полагая, что главное для последних — беспрекословно выполнять принятое решение и не терять время на излишние вопросы [22, с. 109]. Но практика показывает, что одним из основных условий достижения успешных межфункциональных и межличностных коммуникаций является активная роль менеджера в формировании и поддержании коммуникаций,
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
особенно неформальных (поощрение незапланированных встреч, дискуссий и т. д.).
В случае успешного решения названных проблем сонечная цель коммуникационного процесса в к (манде — формирование целостной инфор-мациодной картины, — а также промежуточные цели дожигаются ее членами эффективно, то есть с минима тьными затратами времени и энергии.