Самостоятельная работа № 5-6-7
Тема: Социально-психологические исследования.
Вопросы:
1. Методы социально-психологического исследования.
2. История возникновения социометрии.
3. Методика изучения межличностных отношений. Проведение социометрического эксперимента.
4. Методика изучения мотивов межличностных выборов. Проведение референтрометрии.
5. Особенности межличностных отношений в группе (по результатом исследования).
Тесты:
1. Сущность метода социометрии сводится к выявлению:
а) социальных качеств членов группы;
б) ценностных ориентацией членов группы;
в) системы симпатий – антипатий;
г) системы внешних связей группы.
2. Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.
3. Лидер – это тот, кто лучше других:
а) относится к остальным членам группы;
б) осознает критерии общности группы;
в) знает историю группы;
г) выполняет общегрупповые нормы.
4. Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:
а) группу встреч;
б) психологическую общность;
в) общение;
г) корпорацию.
5. Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.
6. Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений:
а) 1,3,4,6;
б) 1,2,3,4;
в) 1,2,5,6;
г) 2,4,5,6.
7. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:
а) социальная установка;
б) общественная позиция;
в) общественный престиж;
г) социальный статус;
8. Социометрическая процедура впервые предложена:
а) Коломенским Я.Л.;
б) Парыгиным Б.Д.;
в) Морено Дж;
г) Олпортом Г..
9. Динамический аспект статуса, выражение своих прав и обязанностей в соответствии с социальными ожиданиями.
а) роль;
б) позиция;
в) престиж;
г) вознаграждение;
10. Референтометрия позволяет выявить
а) уровень самосознания
б) мотивы межличностных выборов
в) уровень интеллекта
г) эмоциональные предпочтения
11. Процесс, посредствам которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется
а) дискуссией
б) руководством
в) лидерством
г) управлением
Литература:
1. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. гл. «Коллектив».
2. Социальная психология. Под ред. Петросвкого А.В. М., 1987
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
4. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru
5. Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для СРС при изучении психологии. Тобольск, 2006.
6. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено. Методология и история психологии, 2007, том 2, вып.2
Методические указания к вопросам 2-4.
1. Изучить литературу по списку.
2. Провести социометрический эксперимент
3. Обработать результаты социометрического опроса.
4. Сделать анализ и интерпретацию результатов:
а) каковы основные группировки и что их объединяет;
б) каково положение актива и трудных подростков.
5. Сформулировать педагогические рекомендации:
а) как повысить статус изолированных и ослабить влияние нежелательных лидеров;
б) как улучшить взаимоотношения в классе;
в) как организовать воздействие на микрогруппы и отдельных учащихся
6. Представить результаты в форме социматрицы и социограммы.
Семинарские занятия № 5-6
Тема:Психология межгрупповых отношений.
Вопросы:
1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
3. межгрупповые феномены.
4. Отношения между малыми группами.
5. Понятие и виды психологического воздействия.
Тесты:
1. Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.
2. Культурная дистанция – это степень … или … между культурами.
3. Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой, называется:
а) интеграция;
б) маргинализация;
в) конфронтация;
г) коммуникация.
Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990
2. Е.В. Андриенко Социальная психология. М., 2004.
3. Крысько В.Г. М., 2005. Лекция 14
Семинарские занятия № 7-8
Тема:Проблемы личности в социальной психологии
Вопросы:
1. Понятие социализации. Механизмы и институты социализации.
2. Основные этапы социализации личности.
3. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.
4. «Значимые другие» и личность. Референтные группы.
5. Социализация и детерминация социального поведения личности.
Литература:
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
- Келли Г. Две функции референтных групп / Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. Гл. 16, 17.
- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Хрестоматия по психологии: Уч. пособие / Под ред. А.В. Петровского М., 1987. С. 134-140.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / там же. с. 146-152. или Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петовского . М., 1977. С. 164-171.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Вопросы психологии. 2001. .№ 5.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 3-17.
Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:
По вопросу 1 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология», Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления», статья Смелзера Н. «Социализация: основные проблемы и направления исследования»):
· социализация: основные проблемы и направления исследования;
· особенности современной социализации;
· механизмы и институты социализации.
По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):
· стадии социализации (А.В. Петровский, Гилинский и др.);
· стадии социализации по отношению к трудовой деятельности.
По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»):
· дать краткую характеристику сферам становления личности.
По вопросу 4 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология», статья Келли Г. «Две функции референтных групп», статья Мясищева В.Н. «Проблема отношений человека и ее место в психологии»):
· благоприятные условия социального развития личности;
· влияние референтной группы на социальное развитие.
По вопросу 5 (Г.М. Андреева «Социальная психология», ?):
· социализация и детерминация социального поведения личности.
Литература:
1. Г.М. Андреева Социальная психология. М. 2004
2. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследования // Хрестоматия: Учеб. пос. для студ. вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2000. – С. 327-349.
3. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994
Тесты:
1. Процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт называется…….
2. Процесс социализации – это совокупность всех ……, благодаря которым индивид …… определенную систему ……. норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве ……. общества.
3. Поиск средств и способов для проявления и фиксации своей индивидуальности называется:
а) социализацией
б) идентификацией
в) индивидуализацией
г) интеграцией
4. Активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности называется …….
5. Социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми называется:
а) диалог
б) адаптация
в) интеграция
г) аттитюд
6. Социально – типические образования личности, обусловленные влиянием социального окружения это:
а) индивид
б) персона
в) альтруизм
г) личность
7. Развитие личности – это процесс …… как …… качества индивида в результате его …… и …….
8. Развитие социальных качеств индивида в ходе социализации и воспитания лежит в основе:
а) развития личности;
б) психокоррекции;
в) психодиагностики;
г) обучения.
9. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется:
а) социализация;
б) аккультурация;
в) адаптация;
г) конформизм.
10. Закодированную модель конечного результата деятельности, называют:
а) внушаемость;
б) установка;
в) заражение;
г) манипуляция.
11. К механизмам социальной перцепции относятся:
а) десакрализация;
б) аттракция;
в) идентификация;
г) сублимация.
12. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:
а) социальная установка;
б) общественная позиция;
в) общественный престиж;
г) социальный статус;
13. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема…..
а) социальной установки
б) мышления
в) темперамента
г) способностей
14. К мезафакторам, влияющим на социализацию человека не относится:
а) тип поселения
б) региональные условия
в) планета
г) этнокультурные условия
15. Субъектом в психологии называется:
а) человек как обладатель социальных качеств;
б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;
в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;
г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.
16. Термин «личность» в психологии определяется как:
а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;
б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания;
г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризующее меру представленных в индивиде общественных отношений.
17. Уровнем притязаний называют:
а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;
г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.
18. Понятие «убеждения» в психологии определяется как:
а) система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты, установки и т.д.;
б) устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности;
в) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
г) система идеалов, взглядов, позиций личности.
19. Психологической защитой называется:
а) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
б) специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;
в) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;
г) специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
20. Идеальным «Я» обозначается:
а) стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;
б) то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
в) желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;
г) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.
21. Креативностью обозначают:
а) врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
б) общую способность к творчеству;
в) специальную способность к творчеству;
г) патологическую склонность вести себя необычно, не так, как все.
22. Понятие «идентификация» в психологи связывается с:
а) псевдоразумным объяснением человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения;
б) бессознательным переносом на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;
в) видом психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
г) видом психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.
23. Компонент структуры личности в теории К.Г.Юнга, являющийся универсальной, врождённой частью подсознания:
а) сознание;
б) личное бессознательное;
в) бессознательное;
г) коллективное бессознательное.
24. Фрейдизм −
а) рассматривает психологию как науку поведения;
б) рассматривает проблему развития интеллекта;
в) дает представление о человеческом организме как системе;
г) рассматривает вопрос о сексуальной жизни человека.
25. Гуманистическая психология сконцентрирована на:
а) изучении социальной сферы в психологии личности;
б) исследовании терапевтических приемов оптимизации жизни человека;
в) изучении здоровых и творческих людей;
г) исследовании познавательных процессов.
26. Главным элементом поведения для бихевиористов являются:
а) врожденная установка;
б) ошибка стимула;
в) реакция;
г) связь стимула и реакции.
27. Суть понятия «самость» раскрывается через:
а) персонификацию жизненной мудрости и зрелости;
б) бессознательную противоположность того, что индивидуум настойчиво утверждает в сознании;
в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;
г) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности.
28. Термин «сублимация» психоанализе означает:
д) форму замещения, при которой импульсы «ид» направляются на социально приемлемую активность;
е) стремление осознавать свои инстинктивные побуждения;
ж) освоенную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания.
29. Понятие «персона» включает в себя:
а) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании;
б) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;
в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;
г) персонификацию жизненной мудрости и зрелости.
30. Самоактуализацией называется:
а) процесс развития, в котором индивидуум берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала;
б) процесс, в котором проявляются наиболее существенные свойства личности;
в) процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, позволяющих им стать тем, кем они могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;
г) высший аспект жизни, достигаемый наиболее активными людьми.
Задание: