Особенности стереофонического микрофонного приёма
Стереофонические совмещённые (X / Y) микрофоны имеют, вообще говоря, такой же список параметров, как и микрофоны монофонические. Условия их использования, по сути дела, не отличаются от тех, что описаны выше, кроме разве
что особого учёта угла эффективной направленности, о чём сообщалось в § 4-2.
Тем не менее, существует одно требование, игнорирование которого всегда приводит к тому, что фонографический результат не соответствует ожиданию. Речь идёт о полной согласованности всех параметров электроакустических приёмников левого и правого направлений. В особенности это условие должно выполняться для фазочастотных характеристик. В противном случае звуковое изображение теряет стереофоническую конкретность: локализация виртуальных фрагментов звуковой картины если и существует вообще, то не имеет никакого подобия расположению источников в реальном акустическом пространстве.
В максимальной степени указанный дефект проявляется в паре монофонических микрофонов, когда ею хотят полностью заменить совмещённый стереомикрофон. Если добросовестные изготовители электроакустических приёмников ещё заботятся о взаимной согласованности элементов стереоком-плекта, то в случае мономикрофонов такая задача вовсе не ставится. Поэтому, когда в распоряжении звукорежиссёра не оказывается стереофонического микрофона, то пару мономикрофонов следует подбирать очень тщательно. Лучше всего, если этим делом займутся квалифицированные инженеры-акустики. И уж само собой разумеется, что использовать для такой цели микрофоны разных типов или марок категорически нельзя.
Нужно сказать и об иных причинах «размазанности» звуковой картины. Подобное случается, если стереомикрофон установлен в такой зоне тонателье, где ранние отражения, наиболее тесно коррелированные с прямыми сигналами, нарушают временные или фазовые соответствия акустических волн левого и правого азимутов. Более того, возникающие интерференционные эффекты изменяют ещё и амплитудно-частотные свойства прямых излучений, что усугубляет ситуацию. ГГоэтому залог успеха состоит в расположении источников и микрофонов как можно дальше от стен тонателье, обладающих высокой отражающей способностью, либо в блокировании отражений посредством поглощающих или рассеивающих акустических конструкций (щитов).
«Фазовый хаос» и интерференция звуковых волн особенно вредны для уже упоминавшейся стереопары из монофонических микрофонов. Поскольку преимущественные излучения
протяженным акустическим объектом имеют горизонтальные направления, то и фазовые (временные) смещения волн наиболее актуальны для разных точек тонателье, находящихся в горизонтальных плоскостях. Не зря конструкции стереофонических совмещённых микрофонов предусматривают, как правило, их вертикальную установку: именно в этом случае, учитывая приведенные обстоятельства, обеспечивается максимальная гарантия «чистой» амплитудной стереофонии. Поэтому искусственно сооруженная стереопара должна по расположению монофонических приёмников напоминать совмещённый в вертикальной оси стереомикрофон с соответствующим разворотом в левую и правую стороны.
Существует идея изоляции каждого из мономикрофонов от акустических сигналов «чужого» направления, заключающаяся в том, что между приёмниками устанавливается поглощающая перегородка. Об эффективности такой конструкции можно говорить лишь в случае звуковых волн, длины которых не превышают размера (диаметра) этой перегородки, ибо только тогда реальна создаваемая ею акустическая тень.
Аналогичные рассуждения должны касаться вообще всех механических способов коррекции направленности микрофонов, в частности, установки тыловых отражателей / поглотителей для обеспечения сугубо одностороннего приёма.
Высококачественный стереофонический микрофон действует аналогично фото(кино)съёмочной стереоскопической паре объективов, и фонография, полученная с его помощью иной раз настолько убедительна в широтно — пространственной передаче множественного звукового объекта, например, хора или оркестра, что отпадает необходимость в дополнительных акустических «подсветках». Полнота и реальность виртуального зрелища сообщает звуковой картине такую прелесть, с которой не сравнятся никакие изыски спектрального толка или специфическая обработка звука, в особенности, когда мы имеем дело с записями классических жанров.
Но если для деталировки стереофоническое изображение комбинируется с локальными монофоническими фрагментами, то самое слитное фонографирование будет получено при соосном совпадении ориентации стереофонического (удалённого) и монофонического (относительно близкого) микрофонов на интересующий нас источник. Объяснение простое:
в этом случае азимутально едины спектральные составы направленных излучений (рис. 4-11).
Рис. 4-11
Рис. 4-12 |
А добавка, даже небольшая, в общую стереофоническую картину сигнала, соответствующего крупному фрагменту источника, не ориетированному в «главном» направлении, может дать ощущение появления в фонографическом ансамбле почти нового голоса, что, впрочем, допустимо при необходимости чрезмерного укрупнения изображаемой детали (рис. 4-12).
Отступления от канонического использования стереофонического микрофона дают довольно интересные фонографические результаты. Так, например, выключение направленности во имя оптимизации электроакустических свойств (см. выше), заставляет расположить стереомикрофон горизонтально, ибо в противном случае из-за ничтожной разницы интенсивностей акустических волн в вертикальном направлении полученная звуковая картина будет чрезвычайно «узкой», почти монофонической. Но когда совмещённые приёмники находятся на горизонтальной оси, то фонография приобретает затейливую стереометрическую динамику, состоящую в том, что локализация тех или иных виртуальных источников звука становится зависимой от спектрально-геометрических свойств передаваемых объектов. Это объясняется возникновением направленности микрофонов на высоких частотах, поддерживаемой возрастающим фазовым сдвигом вдоль акустической горизонтали. И в кажущейся изобразительной неразберихе то там, то здесь возникают азимутальные блики, чудесным образом освещающие картину, не отягощенную, казалось бы, стереометрической дидактикой. Разумеется, получаемая нестационарность, более того, неуправляемость результата требует применять такой способ с должной предусмотрительностью, так как на него ложится драматургическая нагрузка.
Огромное впечатление производит на слушателя стереофоническая звукопередача по так называемой системе MS (от нем. Mitte— середина и Seiten— стороны). Распространённый в 60-х годах, этот способ, к сожалению, не нашёл широкого применения из-за невыполнения требований совместимости стереофонических фонограмм в моновоспроизведении. Однако полученный эффект оказался настолько необычным и богатым в своей фонографической выразительности, что сегодня к нему возвращаются в том или ином виде.
Суть метода состояла в использовании совмещённого X/Y стереомикрофона, один из приёмников которого являлся ненаправленным, а другой— имел характеристику направленности в форме восьмёрки (рис. 4-13). Микрофон устанавливался на оси симметрии источника (как правило, хора или оркестра), причём направленная его часть ориентировалась перпендикулярно этой оси, «оглядывая», так сказать, стороны объекта. Предполагалось, что источник звука находился в оптимальных акустических условиях, и был сбалансирован
в громкостном и тембральном отношениях; оставалось только «сфонографировать» его. План звукоизложения регулировался изменением расстояния от микрофона до объекта.
Рис. 4-13
Стец£омикрофон коммутировался на звукорежиссёрском пульте специфическим образом, с помощью суммарно-разностного преобразователя, посылающего в один из своих выходных каналов сумму сигналов ненаправленного и направленного приёмников (М + S), а в другой — их разность (М - S).
Наличие противофазной составляющей в звуковой программе (что, собственно, и нарушало самым категорическим образом условие совместимости), активизировало особые пси-
хофизиологические механизмы восприятия, создававшие у слушателя ощущение так называемой «сверхбазы», то есть впечатление, будто виртуальная ширина передаваемого объекта заметно превышает расстояние между громкоговорителями. Ясно, что на тогдашнем уровне развития стереофонической техники и эстетики подобное воспринималось как большое откровение.
В настоящее время имитациями «сверхбазы» занимаются специфические устройства обработки электроакустических сигналов по программам SURROUD или SUPERROUND. Они также используют противофазные включения.