Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких механизмов:

Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр

Гиперболизация- существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

8. Самостоятельная работа по теме:

Тест на определение уровня внимания «числовой квадрат»

Тест предназначен для оценки объема распределения и переключения внимания. Это свойство связано с успешностью деятельности во многих профессиях, имеющих дело с переработкой информации, точностью и скоростью реагирования на сигналы.

Инструкция.

Перед вами таблица № 1, в которой 25 чисел, и таблица № 2, в которой 40 чисел. Вам необходимо зачеркнуть в таблице № 2 числа, отсутствующие в таблице № 1.

Постарайтесь сделать это как можно быстрее.

Таблица № 1

Таблица № 2


Обработка и интерпретация результатов

Если вам удалось зачеркнуть менее 10 цифр, то объем распределения вашего внимания целесообразно развивать. Тренируйтесь, и вас ждет успех.

Задание сложное, и если вам удастся его выполнить, то есть зачеркнуть более 10 цифр, то объем распределения вашего внимания достаточно высок. Ваши способности помогают вам справляться с задачами, требующими оптимального распределения внимания.

Ключ

Отсутствующие цифры: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.

Вопросы по теме занятия.

6. Что такое воображение?

7. Функции воображения?

8. Отличие воображения от восприятия?

9. Формы воображения?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1.Воображение – это:

1) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

2) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Ответ: 2.

2. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами:

1) представлением и вниманием.

2) памятью и мышлением.

3) ощущением и восприятием.

Ответ: 2.

3.Мечтой называется:

1) процесс воображения, не включенный в творческую деятельность.

2) процесс самостоятельного создания новых образов.

3) все утверждения верны.

Ответ: 2.

4.Создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому называется:

1) схематизацией.

2) типизацией.

3) агглютинацией.

Ответ: 3.

5.Воображение:

1) помогает в деятельности

2) подготавливает к восприятию мира

3) важная часть творческого процесса

4) значительно расширяет и углубляет процесс познания

Ответ: 3.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Какие способы формирования нового образа можно ус­мотреть за следующими видами активности?

1) Опытный столяр долго прикидывал, как разместить элементы ме­бели в этой необычной прихожей.

2) Желая сделать намек на недостаточные умственные способности своего персонажа, карикатурист изобразил его с предельно узким лбом.

3) В мифологии многих народов мира существует образ дракона — кры­латого многоголового змея. В русском фольклоре — Змей Горыныч.

4) Продуктом человеческого воображения был ковер-самолет. Прошло немало времени, прежде чем человеческая фантазия воплотилась в лета­ющей машине — самолете.

5) Разрабатывая новый урок на основе идей проблемного обучения, учитель неоднократно переделывал его план.

6) В древнегреческой мифологии существует образ чудовища Мино­тавра — получеловека, полубыка.

7) При подготовке публичного выступления политик заранее принял следующее решение: после обращения к «живым» примерам поставить перед слушателями риторический вопрос, сделать хорошую паузу и лишь затем отвечать на вопрос.

Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассив­ное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятель­ности людей (3, 5, 6).

2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.

Немецкого математика Д. Гильберта спросили об одном из его быв­ших учеников.

— Ах, этот-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для матема­тики у него было слишком мало воображения.

Ответ: Действительно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы говорить о математическом, пространственном, техничес­ком, поэтическом, музыкальном воображении. Поэтому Гильберта пра­вомерно понять так, что его бывшему ученику недоставало именно ма­тематического воображения, что, вероятно, не относится к его поэти­ческой фантазии.

Наши рекомендации