Инновационных конфликтов в зависимости от инновационного
процесса и типа нововведения [56]
Тип нововведения | Стадии инновационного процесса | Процент от общего числа конфликтов | |||
Зарождение | Внедрение | Диффузия | Рутчни-зация | ||
Материально-технические 23,5 Управленческие 20,4 Педагогические 22, 1 | 64,7 66,3 54,5 | 5,9 14,2 15,2 | 5,9 11,3 2,1 66,4 8,2 16,7 | ||
Большинство конфликтов между новаторами и консерваторами (66,4%) происходит при осуществлении управленческих
366 W- Конфликты в различных сферах взаимодействия
нововведений, каждый шестой — педагогических, а каждый девятый — материально-технических инноваций. Наиболее часто (65,1%) эти конфликты происходят на стадии внедрения нововведений. Вероятность возникновения конфликтов при внедрении новшеств их создателями в два раза выше, чем при осуществлении нововведений руководителями коллективов.
Доказано, что межличностный инновационный конфликт имеет полимотивированный характер. Направленность мотивов оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора — личностно-ориентированы. Основными мотивами вступления в конфликт новатора являются: стремление повысить эффективность деятельности коллектива — 82%; желание улучшить взаимоотношения в коллективе — 42; нежелание работать по-старому — 53; стремление реализовать свои возможности — 37; желание повысить свой авторитет — 28% конфликтных ситуаций. Для консерватора характерны следующие мотивы вступления в конфликт: нежелание работать по-новому, менять стиль поведения и деятельности — 72%; реакция на критику — 46; стремление настоять на своем — 42; борьба за власть — 21; стремление сохранить материальные и социальные блага — 17%.
Оппоненты нередко скрывают истинные мотивы конфликтного поведения, декларируя при этом другие цели и интересы. Соотношение истинных и декларируемых мотивов вступления в конфликт представлено на рис 28.1.
Инициатором инновационных конфликтов выступает преимущественно новатор (68,7% общего числа конфликтов). Как правило, он является подчиненным своего оппонента (59% ситуаций от общего числа конфликтов). Новатор является или сторонником новой идеи, или (64% ситуаций) — создателем и реализатором новшества.
В процессе инновационного конфликта оппоненты используют более 30 различных способов и приемов борьбы. Новатор чаще пытается воздействовать на оппонента с помощью убеждения (74%), обращения за поддержкой к окружающим (83%), критики (44%), апелляции к положительному опыту внедрения 'инноваций и информирования окружающих о нововведении (50%). Консерватор чаще использует такие способы воздействия на оппонента: критика (49%); грубость (36%); убеждение (23%); увеличение служебной нагрузки, если он является на-
28. Инновационные конфликты 367
чальником оппонента (19%); угрозы (18%). Существует выраженная взаимосвязь между уровнем развития нравственных качеств оппонентов и применяемыми способами противоборства Коэффициент корреляции между высокими нравственными качествами оппонентов и таким способом борьбы, как убеждение, составил 0,82. А между такими способами борьбы, как сбор и использование компрометирующих материалов, грубость, угрозы, и низкими нравственными качествами оппонентов соответственно равен 0,56, 0,59 и 0,60.
а) Оппонент-новатор б) Оппонент-консерватор
— не скрывал истинные мотивы вступления в конфликт
— частично скрывал истинные мотивы вступления в
конфликт
— скрывал истинные мотивы вступления в конфликт
Рис. 28.1. Соотношение истинных и декларируемых мотивов вступления офицеров в инновационные конфликты [56]
Эффективность индивидуальной деятельности оппонентов во время инновационного конфликта несколько снижается. После разрешения конфликта качество деятельности оппонента-новатора в сравнении с доконфликтным периодом улучшается в 31,9% ситуаций, остается без изменений — в 47,6% и ухудшается в 20,5%. Для оппонента-консерватора эти показатели составляют соответственно 26,5, 54,6 и 19,9%. Оценка влияния конфликта
- Конфликты в различных сферах взаимодействия
на совместную деятельность коллектива представлена на рис. 28.2.
Деятельность улучшается
38,8% | ||||
s\ | Во время | конфликта | ||
> | L | * | ||
| 2% | После конфликта |
40%
20%
20% До конфликта
Деятельность ухудшается '
Рис. 28.2. Характер влияния инновационного конфликта на качество деятельности коллектива
Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организации, работающие в условиях неопределенности, быстро развивающиеся, производящие новые продукты или услуги. Около 90% всех банкротств американских компаний в 70-е годы объясняются плохой системой управления и неудачами во внедрении управленческих нововведений. Поэтому уклонение от нововведений, их плохая продуманность не так уж безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
4Р 26.3. Регулирование инновационных конфликтов
Проблема конструктивного регулирования инновационных конфликтов приобрела в России чрезвычайную актуальность. Она обусловлена теми последствиями, которые имеют для страны масштабные политические, социальные и экономические инновации, осуществляемые в последние годы. Развал СССР стал результатом завершения инновационного конфликта. Его суть заключалась в необходимости смены одной социально-экономической системы другой, более соответствующей изменившимся условиям развития общества. Такой инновационный процесс мог быть осуществлен без масштабных конфликтов. Это подтверждает опыт реформирования систем управления общест-
28. Инновационные конфликты 369
Внедрение любых новшеств является в большей мере не техническим, а социальным и психологическим процессом.
вом, имеющийся у других государств и в нашей стране. Однако в этот раз внедрение новой социально-экономической системы привело к острому и масштабному инновационному конфликту со значительными, в том числе и деструктивными, последствиями.
Рассмотрение проблем регулирования инновационных межгруп-повых конфликтов выходит за рамки работы. Охарактеризуем проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов.
Предупреждение и разрешение инновационных конфликтов зависят от решения социальных проблем разработки, внедрения и распространения нововведений. Поэтому столь необходимо участие в нем специалистов гуманитарного профиля. В ""' США на 300 специалистов, разрабатываю-
щих новую технику, приходится 1 специалист по человеческому фактору. В СССР такой специалист приходился на 30 000 разработчиков (А. Пригожий). Важнейшим условием предупреждения инновационных конфликтов выступает решение социально-психологических проблем распространения нововведений. Необходима разработка методологических и теоретических проблем инноваций с учетом российской специфики. Ядром инновационньпс процессов являются их психологический и социальный уровни.
Личностными предпосылками конструктивного разрешения инновационных конфликтов служат индивидуально-психологические особенности оппонентов, их профессиональные и нравственные качества. Чем выше профессионализм и нравственность оппонентов, тем более конструктивно разрешается конфликт. Причем нравственные качества оказывают несколько более существенное влияние на ход инновационного процесса, нежели профессионализм.
Важными личностными характеристиками, влияющими на разрешение инновационного конфликта, выступают выраженность негативных эмоций у оппонентов и степень их правоты по отношению к нововведению. Если в процессе конфликтного взаимодействия оппоненты переживают слабые негативные эмоции, то лишь 25% конфликтов за-
Чем более существенны негативные эмоции, переживаемые оппонентами по отношению друг к другу, тем менее конструктивный характер имеет конфликт.
I- Конфликты в различных сферах взаимодействия
Консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором.
Чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте.
вершается с неблагоприятным для них и коллектива исходом. Если же оппоненты переживают по отношению друг к другу сильные негативные эмоции, то только 30% таких конфликтов разрешается конструктивно. Все конфликты, в которых у оппонентов были неконтролируемые вспышки негативных эмоций, завершились деструктивно.
Влияние эмоционального фактора на результаты разрешения конфликта для каждого из оппонентов неодинаково. По отношению к консерватору зависимость результатов разрешения конфликта от эмоционального фактора имеет более выраженный характер. Чем более сильные негативные эмоции он переживает во время конфликта, тем чаще его проигрывает. Снижение уровня негативных эмоций и уменьшение неприязненного отношения оппонентов друг к другу способствуют конструктивному разрешению конфликта. Степень правоты новатора или консерватора в конфликте заметно влияет на результаты разрешения про-
тиворечия [56]._____
Ситуативными факторами, влияющими на инновационный процесс, выступают характер поддержки, оказываемой оппонентам со стороны окружающих, и их взаимоотношения во время конфликта. Новаторам поддержка в конфликтах оказывается значительно чаще (95% ситуаций), чем консерваторам (58%). Мотивировка поддержки новатора носит преимущественно деловой характер, консерватора поддерживают чаще по мотивам личного плана. Открытая и однозначная поддержка правого оппонента в большинстве случаев позволяет разрешить конфликт конструктивно. При высокой степени правоты (80—100%) оппонента в конфликте и наличии поддержки со стороны окружающих новатор в 17 раз (консерватор в 3,6 раза) чаще выигрывает конфликт, чем проигрывает. Чем меньше ухудшаются взаимоотношения оппонентов, тем конструктивнее развивается инновационный процесс.
Если оппоненту удается заручиться поддержкой со стороны коллег, то вероятность разрешения