Требования государственного образовательного стандарта к
Обязательному минимуму содержания программы
Индекс | Наименование дисциплины и ее основные разделы | Всего часов |
ОПД Ф 12 | Житейская, научная и практическая психология, психология как профессия, специфика учебно-профессиональной подготовки психологов, психологи как профессиональная общность, личность профессионала, профессиональная этика психолога. |
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | Всего | Лекции | Семинары | Практические занятия | СРС |
Профессии психолога в современном обществе | ||||||
Организация учебной деятельности студента-психолога | ||||||
Психология в системе наук. Основные области психологии. | ||||||
История становления и развития психологической науки и практики | ||||||
Основные направления зарубежной и отечественной психологии | ||||||
Основы научно-исследовательской деятельности в психологии | ||||||
Практическая психология как сфера профессиональной деятельности | ||||||
Особенности практической деятельности психологов в разных сферах | ||||||
Общеэтические и профессиональные требования к личности психолога | ||||||
Творческая работа (эссе) | ||||||
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Профессии психолога в современном обществе | Определение понятия “профессия” Типы профессий, их специфика с психологической точки зрения. Общая характеристика психологической профессии. Психология как наука и практика. Сферы профессиональной деятельности психолога: теоретическая психология, экспериментальная психология, прикладная психология, психологическая практика. Преподавание психологии как сфера деятельности психолога. Профессиональные сообщества психолоов. Психологические периодические издания как средство опосредованного профессионального общения. | |
Организация учебной деятельности студента-психолога | Организация учебной деятельности студента в университете. Формы занятий: лекция, семинар, практические и лабораторные работы, контрольные работы, рефераты и курсовые работы. Балльно-рейтинговая система и ее особенности. Текущий контроль и формы его организации преподавателями. Требования к студенту. Зачеты и экзамены, формы их организации. Понятие сессии, дополнительная сессия, дополнительное обучение. Задолженности и условия их ликвидации. Самостоятельная работа студента и ее организация. Подготовка к семинарам. Подготовка рефератов и курсовых работ. Работа студента с учебной и научной литературой. | |
Психология в системе наук. Основные отрасли и направления психологии. | Классификация наук. Естественные и гуманитарные науки. Фундаментальные и прикладные науки. Психология как наука на стыке естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Связи психологии с биологией и медициной. Соотношение психологии, психопатологии и психиатрии. Связи психологии с физическими науками. Связи психологии с социальными науками: социология, культурология, антропология, история и др. Психология и науки о языке. Психология в экономической и юридической практике. Психология и педагогика. Основные отрасли современной психологии и их задачи. "Вертикальная" и "горизонтальная" классификации психологических наук. Фундаментальные психологические науки: психофизика, психофизиология, общая психология, социальная психология. Прикладные психологические науки (психология труда, педагогическая психология, экономическая психология, юридическая психология и др.). | |
История становления и развития психологической науки и практики | Древнейшие корни психологического знания. Место психологии в первобытных культах. Отражение древних психологических знаний и представлений в фольклоре различных народов, в их традициях, обычаях и ритуалах. Формирование первых систематизированных психологических учений в античную эпоху. Роль Гиппократа и Аристотеля в развитии психологических знаний. Становление психологии в течение V-XIX в.в. Соотношение религии и науки в процессе развития психологии. Психологические представления в эпоху Нового времени. Становление психологии в качестве самостоятельной науки в последней четверти XIX века. Роль В.Вундта в истории психологии. Развитие отечественной психологии. В.М. Бехтерев как основоположник психологии в России и в Казани. Основные центры отечественной психологии. Развитие психологии в Казанском университете. | |
Основные направления психологии | Фрейдизм, бихевиоризм, когнитивная психология, их особенности и причины возникновения. Современные тенденции развития основных направлений психологии – усиление когнитивизма. Прикладные направления психологии: экзистенциальная психология, феноменологическая психология и др. Особенности и традиции отечественной психологии. Основные фундаментальные и прикладные задачи психологии в современном мире. Основные тенденции развития фундаментальной и прикладной психологии в XXI веке. | |
Основы научно-исследовательской деятельности в психологии | Научно-исследовательская деятельность психолога, ее основные характеристики и составляющие. Общее представление о науке психологии. Соотношение теории, эмпирики и практики в психологии. Объект и предмет психологии. Научно-исследовательская деятельность психолога. Фундаментальные и прикладные научные исследования, их специфика. Особенности теоретического и эмпирического исследований в деятельности психолога. Формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление проверки гипотезы, обработка и интерпретация данных как составляющие научного исследования. | |
Практическая психология как сфера профессиональной деятельности | Представление о психологической помощи (в широком смысле) и ее видах. Заказчик и клиент психологической помощи и психологической поддержки в профессиональной деятельности психолога. Основные сферы практической деятельности психолога: психодиагностика, коррекция, консультирование, немедицинская психотерапия, психологический тренинг и психогигиена. Основные требования к психологической диагностике. Психологическое консультирование как сфера деятельности практического психолога. Типы коррекционной работы в деятельности психолога. Психопрофилактика и психогигиена как направления деятельности психолога. Психологическое просвещение. | |
Особенности практической деятельности психологов в разных сферах | Понятие психологической службы. Виды психологических служб: промышленные службы, психологические службы в сфере образования, психологическая помощь населению, другие виды служб. Цели и задачи психологических служб в зависимости от содержания деятельности. Особенности деятельности единственного психолога в организации. Основные направления работ в промышленных психологических службах: прием на работу, комплектование рабочих групп, должностное продвижение кадров, разработка механизмов мотивации и стимулирования труда, решение конфликтов, оптимизация каналов взаимодействия и передачи информации, др. Основные задачи психолога в сфере образования: выявление особенностей развития познавательных процессов учащихся и их коррекция, мотивация учения, регулирование межличностных отношений между учащимися в учебных классах, отношений между педагогами и учащимися, индивидуальная и групповая работа с учащимися, др. Задачи, решаемые психологами в силовых структурах, органах внутренних дел. Особенности деятельности психологов в структуре МЧС. | |
Общеэтические и профессиональные требования к личности психолога | Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности психолога. Юридические основания деятельности психолога в научной, педагогической и практической областях. Соотношение правовых, нравственных и должностных требований. Требования к деятельности и требования к личности психолога. Профессиональная этика психолога и этический кодекс. Профессионально-важные качества личности. Профессиональное общение и взаимодействие в деятельности психолога. Психологические нагрузки в процессе психологической работы. Проблемы профессионального самосовершенствования. Проблема смысла профессиональной деятельности в психологической работе. Эффект “выгорания”. Психогигиена, психопрофилактика и психологическая реабилитация психолога. |