Категории человеческого бытия

Прочитайте и заполните таблицу

Категория Краткая характеристика
   

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это прежде всего свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

Любовь

Любовьв своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Любовь в этом мире встречается очень редко. Соглас­но древнему мифу об андрогине, раньше человек был един, он был одновременно мужчиной и женщиной. По­том Бог разорвал его на две половинки и бросил в раз­ные стороны. И они с тех пор ищут друг друга. Когда найдут, возникает любовь.

Русский философ Владимир Со­ловьев считал, что любовь для человека — пока то же, что разум для животного, т.е. только неопределенная возможность.

Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как это — постоянная забота и трево­га за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает со счастьем в будничном смысле этого слова.

Творчество

Везде, где цель деятельности рождается из глубины человечес­кого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он стано­вится мастером.

Нужно стать спо­собным к творчеству, нужно научиться все время удив­ляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.

Счастье

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее рас­пространенная точка зрения подменяет счастье удоволь­ствием. Удовольствие — это имитация счастья. Самым крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полнос­тью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно сча­стлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похме­лье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Очень многие отождествляют счастье с полным удов­летворением своих потребностей: у них все есть, они бо­гато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия — что еще надо для счастья?

Единственно возможный вид счастья —это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невз­год. Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием свя­тости каждой прожитой минуты, святости и красоты окру­жающего мира, которые отражаются в душе человека.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в нас­тоящем.

Вера

Вераесть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голо­су Божию», как мы иногда среди оглушающего шума прис­лушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Смерть

Смерть — важнейший фактор человеческого суще­ствования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы на­чинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли при­говорить человека — это бессмертие.

Смерть —не конец, а венец жизни, она с самого на­чала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него.

2 задание

Внимательно прочитайте вопросы выберите любые 6 вопросов и дайте развернутый ответ, ваш ответ должен содержать не только вашу точку зрения, но и ее аргументацию.

Вопросы:

1. Какой тип приятеля наиболее предпочтителен для вас, если классифицировать всех людей по Л.Шелдону: мозговой, желудочный или мускульный?

2. Как вы понимаете фразу: «Человек — это стрем­ление быть человеком». Можно ли сказать, что чело­век становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни человека (любого человека), когда он будет вправе ска­зать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?

3. Можете ли вы что-нибудь возразить тем мысли­телям, которые утверждают, что человек — это тупик жизни, ошибка биологической эволюции (четвертая идея о человеке)?

4. Выше говорилось о том, что у каждого человека в жизни много «ролей», в разных обстоятельствах, встречаясь с разными людьми, мы ведем себя по-разному: у меня одно лицо и одни слова, когда я говорю с директо­ром школы и совсем другое лицо и слова, когда я что-либо обсуждаю со своими друзьями. Но ведь если люди, которые во всех обстоятельствах ведут себя всегда одинаково. Они одинаково вежливы и ласковы с взрос­лыми и детьми, они полны достоинства и не теряются при встрече с большими начальниками, не важничают со своими подчиненными, ничего из себя не строят, всег­да естественны и просты. Как правило, это взрослые люди, люди сильной воли и характера. Приходилось ли вам встречать таких людей? И возможно ли такое по­ведение в юности?

5. Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (запо­веди) своего поведения, или это будет ограничивать его жизнь, его свободу?

6. И.Кант считал, что совесть — это показатель человечности, она не зависит ни от каких материаль­ных условий и причин, это как бы голос Бога в нас, а А.Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на де­вять десятых — результат страха перед обществен­ным порицанием: я не поступаю плохо, потому что бо­юсь наказания. Какая точка зрения более правильно выражает, по вашему мнению, природу человека?

7. Ф.Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всег­да боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?

8. Христианская мораль призывает любить всех людей, хотя бы просто потому, что каждый достоин любви, а К.Леонтьев и Ф.Ницше считали, что просто человек — это животное. Любить надо такого челове­ка, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зре­ния вам ближе?

9. Каждый человек естественно стремится быть непохожим на других, стремится чем-нибудь выделить­ся и отличиться. С.Къеркегор же считал, что быть ис­ключением стыдно. Прокомментируйте эту фразу Къеркегора.

10. С точки зрения Л.Толстого, нравственнее, чело­вечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощеный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова уда­рит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя — пойти, несмотря ни на что, по этому трудному пути — во что бы то ни стало отказаться от насилия?

11. Ж.-Ж.Руссо говорил, что очень часто ребенка зас­тавляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторите­та взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?

12. К.Леонтьев считал, что для того, чтобы появи­лись Пушкин, Суворов и Кутузов, для того, чтобы воз­никла мощная русская культура и сильное государство, миллионы, русских людей должны были столетиями жить в тяжелых, невыносимых условиях. И очень мно­гие страны Европы добивались своего процветания це­ной огромных усилий и потерь со стороны народа. Не­ужели это единственно возможный путь?

Наши рекомендации