Внушение. Факторы, усиливающие и снижающие эффект внушения
Методы ПВ. Характеристика отдельных методов
Психологическое воздействие-это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека.
Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие
К областям ПВ относятся: деятельность средств массовой информации и пропаганды (радио, телевидение), реклама. Растет интерес к психологии публичного выступления.
Способы психологического воздействия могут быть различны: убеждение, разъяснение, заражение, подражание, внушение.
Все эти способы психологического воздействия включаются в процесс труда, воспитания, психотерапевтической практики, управления и другие сферы жизнедеятельности людей.
. Вышеперечисленные способы психологического воздействия давно нашли приложение в жизни людей, и в реальных человеческих взаимоотношениях обычно взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играет, конечно, убеждение.12Убеждение считается основным методом в научной полемике, в воспитании и педагогике.
Успешность применения этого метода заключается в следующем: речь человека, убеждающего кого-либо в чем-либо, должна быть рассчитана, чтобы вызвать сложную ответную реакцию, в которой можно выделить интеллектуальную и волевую составляющие.
Воздействие на интеллект достигается путем использования логических доводов. Доказательства должны быть увлекательны логикой своего обоснования и простотой изложения.
Достичь этого можно при использовании примеров, суждений, статистических данных, компетентных
Разъяснение
Цель этого способа воздействия в том, чтобы добиться понимания какой-либо информации от того, на кого она рассчитана.
Эффективность разъяснения зависит от следующих факторов:
1. Необходимо четко определить цели и задачи этого способа воздействия. Цель в данном случае - задать направление умственной деятельности человека. От сложности цели зависит степень активности ума собеседника (чем сложнее цель, тем активнее работа).
2. Добиться принятия этой цели можно тремя способами:
1) Показать значимость (значима ли для пациента/собеседника лично).
2) Заинтересовать, заинтриговать.
3) Показать значимость и вызвать интерес.
Как правило, для пациентов/собеседников интересным является любой вопрос, в котором у них есть личная заинтересованность.
3. Особое значение имеет отношение слушателей к содержанию и тому, кто разъясняет..
4. Так же на эффективность разъяснения влияют желание понять и возможность понять у того, кому разъясняют.
2. Убеждение
Убеждение это способ воздействия, который в отличие от разъяснения затрагивает не только познавательную, но и эмоциональную и рациональную сферы личности. Другими словами, убеждение - это аргументированное воздействие одного или нескольких человек на критическое мышление другого человека или группы людей, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Целью является принятие собеседником или собеседниками наших взглядов, точек зрения.
Степень эффективности воздействия убеждением зависит от нескольких факторов:
1. Авторитет убеждающего
2. Важную роль играет отношение убеждающего к тому, в чем он хочет убедить. Обязательным является эмоциональное переживание, т.к. чтобы убедить другого, нужно самому глубоко переживать это, и конечно, вера убеждающего в то, о чем он говорит.
3. Третьим фактором является то, что убеждающий должен чувствовать небольшое психологическое превосходство над убеждаемым.
4. Важным аспектом является уверенность убеждающего в том, что он достигнет цели, т.к. астенические чувства (сомнение, неуверенность) отрицательно воздействуют на эффективность убеждения, парализует силы человека.
3. Внушение.
Внушение - это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма.
Внушение. Факторы, усиливающие и снижающие эффект внушения
(Суггесгор-внушитель, суггеренд-мудак, которому внушают)
Внушение - это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма.
социальной психологии.
В системе внушения можно выделить 3 взаимосвязанных элемента:
1) операционный можно разделить на 2 этапа:
подготовительный - психологическая и фактическая подготовка суггеренда к принятию внушения, т.е. снижение контрсуггестивности;
исполнительный - суггестор, в соответствии со своими целями и намерениями используя определенные приемы, влияет на использование суггерендом потенциальных психических возможностей.
На этом этапе в психику человека вводятся какие-либо установки направленные на изменение его потребностей и т.д.
2) процессуальный (принятие воздействия суггерендом).
3) результативный (ответные реакции суггеренда, которые являются и каналами обратной связи).
Основным средством внушающего воздействия является слово, но только при соблюдении ряда специфических условий.
Вопрос о внушающих возможностях неречевых средств (жестов, мимики) является спорным. Некоторые ученые полагают возможным внушение с помощью неречевых средств.
Чаще словесные и неречевые средства действуют вместе, причем последние выступают в помощь словесным для усиления воздействия, но так же они могут и ослабить суггестивное воздействие.
Классификацию видов внушения можно представить следующим образом:
Внушение в бодрствующем состоянии.
В гипнотическом состоянии.
В состоянии естественного сна.
Внушение в бодрствующем состоянии - это явление, с которым каждый имеет дело, т. к. внушаемость - одно из присущих человеку свойств его психики; при этом наиболее высокая внушаемость у детей.
При умелом использовании внушение в бодрствующем состоянии может быть сильным воспитательным средством.
Внушение в состоянии естественного сна выглядит так: человек спит и решает мыслительные задачи.
мысль, действие, поступок; это внушение без прилагаемых усилий. Суггестор может даже не знать, что произвел внушение.
Внушение через запрет выглядит как необоснованный, неаргументированный запрет на какое либо действие.
В этом случае запрет, преломляясь через особенности личности суггеренда, может получить значение стимула к совершению действия, о котором идет речь.10
При этом обязательно полностью исключить аргументацию запрета.
Внушение доверием выглядит примерно следующим образом:
"Я (авторитет, начальник, и т. д.) и все мы (те, кого ты ценишь, уважаешь) доверяем тебе важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что ты его выполнишь успешно".
Опорой для внушения доверием являются личные и общественные чувства чести и долга, и ответственности перед людьми, которые оказали доверие.
1.2
Эффективность суггестивного воздействия зависит от следующих аспектов:
1. Является ли Внушатель отдельным индивидом или целой группой.
2. Является ли внушатель авторитетом для суггеренда. Но добиться эффекта внушения может и внушатель с небольшим авторитетом - он может использовать авторитет другого человека и внушать от имени другого лица.
3. Эффективность внушения во многом зависит от отношения суггесгора к суггеренду: доброжелательность, сильная воля, превосходство)
4. Успех внушения зависит от отношения суггестора к тому, что он внушает.
Этот аспект содержит:
веру суггестора в то, что он внушает;
эмоциональное отношение суггестора, переживание того, что внушает.
5. И, наконец, успешность внушения во многом зависит не только от суггестора, но и от тех влияний, которые он испытывает со стороны своего социального окружения.
Доказано, что социальное окружение влияет на содержание и характер внушений суггестора, т.е. его внушения соответствуют политике, идеологии, морали той социальной общности, к которой суггестор принадлежит.
Также социальное окружение влияет на силу внушения. Оно может быть положительным, а может и отрицательным, парализующим потенциальные возможности суггестора.