Разогревающие» и вводные упражнения
Разогревающие упражнения позволяют создать рабочее настроение у членов группы. Три примера таких упражнений были приведены в разных главах данной книги, например, в главе 5. Участники тренинга по-разному реагируют на разогревающие упражнения. По моему собственному опыту, одним людям нравится их выполнять, в то время как другие мотивируют свое нежелание тем, что в процессе выполнения упражнения они чувствуют себя немного глупо.
Некоторые разогревающие упражнения напоминают детские игры, и поэтому они могут быть не совсем уместны в работе с более зрелыми группами. С другой стороны, такие упражнения могут быть эффективны, так как они позволяют участникам преодолевать определенные барьеры и дают возможность немного раскрепоститься. Тренеру в данной ситуации лучше всего обращать внимание на очевидные потребности и желания группы и относиться с уважением к любым предложениям участников, независимо от того, связаны ли они со стремлением не выполнять разогревающие упражнения или, наоборот, с тем, что участники, считая данные упражнения полезными, изъявляют желание поучаствовать в их выполнении.
Большинство людей, участвующих в мастер-классах по развитию навыков консультирования, имеют некоторый опыт выполнения вводных упражнений, и поэтому им будет достаточно легко решить, будут ли такие упражнения уместными в данной ситуации.
Что делать, если что-то идет не по плану
Работа с группами не всегда идет по плану. К примеру, может произойти следующее:
• некоторым участникам может показаться, что прогресс наступает слишком медленно;
• кто-то из участников может разозлиться на чьи-либо слова;
• некоторые участники могут почувствовать себя смущенными из-за какого-либо упражнения или из-за того, что произошло в ходе обсуждения;
• кто-то из участников может внести предложение, которое никто не поддержит, и в результате этот человек обидится;
• упражнений может оказаться либо слишком много, либо слишком мало.
Есть несколько общих принципов, с помощью которых можно справиться с этими и им подобными проблемами в группе. Несмотря на то, что все группы разные, многие стратегии и интервенции могут оказаться уместными в самых разнообразных ситуациях.
• Как тренер отслеживайте то, что происходит, в группе.
• Попросите членов группы прокомментировать происходящее в группе.
• В самом начале жизни группы введите правило «ведения переговоров». Тренер, например, может сказать:
• В любое время член группы может внести предложение, касающееся плана работы группы, событий, происходящих в ней, атмосферы. Группа выносит это предложение на обсуждение и принимает общее решение.
• Предоставьте участникам право самим решать, выполнять ли предложенные упражнения. Тренинг развития навыков консультирования – это форма обучения взрослых, и никто не должен чувствовать, что его заставляют принимать участие в выполнении упражнений. В любом случае стратегия настаивания на участии срабатывает редко. Человеку, который не по доброй воле участвует в выполнении упражнения, редко удается почерпнуть из него что-то полезное для себя. Парадоксально, но если людям предоставить полную свободу, то тогда очень часто они начинают участвовать в выполнении всего, что им предлагается.
• Не прикладывайте слишком много усилий к тому, чтобы быть идеальным тренером. Если ваше мнение оказалось ошибочным, то признайте это; также постарайтесь убедиться в том, что все наиболее важные решения принимаются в результате переговорного процесса, а не являются кем-либо навязанными.
• Организуйте перерывы достаточно часто. Не создавайте на тренинге атмосферу «парилки». Ваша цель состоит в ведении не терапевтической, а тренинговой группы. Никто из участников не должен чувствовать, что атмосфера становится чересчур эмоционально напряженной или гнетущей.
«Снятие ролей»
Основу всех упражнений, описанных в данной книге, составляет личный опыт каждого участника. Когда мы открываем в себе что-то новое (что было для нас не совсем очевидным), мы вкладываем в свои действия определенные эмоции. Часто человеку требуется некоторая смелость для того, чтобы открыто говорить о себе и своем опыте в присутствии других людей. Бывает так, что чувства просто захлестывают человека. И поэтому важно в конце каждого упражнения тратить некоторое время на обсуждение того, как участники чувствовали себя, выполняя данное упражнение. В это время участники как бы выходят из игры. В ролевой игре термин «снятие ролей» имеет немного другое значение. Там время «выхода из игры» – это время, когда участники отделяют себя от ролей, которые они играли. Например, студент, игравший роль старшего менеджера, по окончании игры возвращается к своей настоящей, повседневной роли.
Иногда людям бывает сложно выполнить эту процедуру. В таких случаях бывает полезным сказать следующее:
– Потратьте несколько секунд на то, чтобы вернуться из роли... к своей повседневной роли. Возможно, вам поможет, если вы просто назовете нам свое имя и скажете, чем вы обычно занимаетесь, когда не участвуете в тренингах, таких как этот...
Разные тренеры имеют различные представления о степени значимости процедуры «снятия ролей». Одни считают, что полезно дать человеку возможность продолжать размышлять над ролью, которую он играл, и вовсе не обязательно делать все необходимое для того, чтобы убедиться, что человек действительно «вернулся» в круг. Другие тренеры полагают, что крайне важно убедиться в том, что участник действительно вернулся к своей обычной роли. Обдумайте этот вопрос и на основании своего личного опыта решите, какую сторону вы примете. Например, вы можете решить, что в одних случаях вам будет просто необходимо использовать процедуру «снятия ролей», в то время как в других – это будет вовсе необязательно. Если у вас есть возможность, то примите участие в мастер-классах, проводимых другими тренерами, и посмотрите, как они поступают в аналогичных ситуациях.