Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудоемкость (час.) |
1. | 1. Психология криминальной среды и личности преступника | Тема 3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения. Понятие личности правонарушителя. Психологические особенности, психические состояния, социально-психологические условия образа жизни. Основные группы факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение. Происхождение и развитие противоправного поведения. Психологические методы изучения личности правонарушителя. Возможности судебно-психологической экспертизы для изучения личности правонарушителя. Проблема психологической классификации преступников. Личностные факторы, опосредующие совершение преступлений. Учет возрастных особенностей правовой социализации личности. Объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на деформацию правовой социализации личности. Роль семьи в формировании дефектов правовой социализации личности. Роль социальных институтов в формировании дефектов правовой социализации личности. Психология отклоняющегося поведения. Профилактика формирования дефектов правовой социализации личности. | |
2. | 2. Психологи-ческие основы оперативной и следственной работы. | Тема 4. Психологический контакт в оперативной и следственной работе. Понятие психологического контакта и значение его установления для эффективного профессионального общения. Барьеры, препятствующие установлению психологического контакта и приемы их «снятия». Факторы, влияющие на установление психологического контакта: предлог для знакомства; внешний вид; экспрессивные реакции; голос и речь; интерес к партнеру по общению. Доверие как важнейшее условие установления психологического контакта. Психологические приемы, обеспечивающие первоначальное развитие психологического контакта: разработка психологического сценария; достижение авторитетной позиции; создание обстановочных условий; демонстрация ситуационно-значимого внешнего вида; использование дистанционной близости; обеспечение интимности; воспроизведение и фиксация признаков – сигналов. Психологические приемы, способствующие максимальному развитию и закреплению психологического контакта: снятие настороженности; первоначальной накопление согласий; активной слушание; разговаривание партнера; нахождение значимого повода; психологическая подгонка; поиск точек соприкосновения; обращение за помощью; использование положительных личностных качеств граждан; закрепление и наращивание психологического контакта. Психологические приемы преодоления трудностей в развитии психологического контакта: эмоциональный контакт; психологическое обезоруживание; обращение к личной заинтересованности; демонстрация перспективы; срыв перспективы. Использование невербальных средств для передачи информации: оптико-кинестетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистической (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистической системы (паузы, темп речи, смех и т.д.); праксимических параметров; визуального общения (контакт глаз). Тема 5. Психология переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников. Психологическая характеристика типов преступников, захвативших заложников. Психология тактики переговорного процесса с преступниками при освобождении заложников. Тема 6. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика Основы визуальной психодиагностики. Психологическая идентификация. Жесты и телодвижения, знание которых имеет существенное значение для сотрудников ОВД. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и возможности его использования в оперативной и следственной практике. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий. Применение знаний по НЛП для детекции лжи. Тема 7. Психология осмотра места происшествия и обыска. Следственный осмотр как социально-психологический феномен. Психология тактики осмотра места происшествия. Обыск как социально-психологический феномен. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска Тема 8.Психология допроса Допрос как социально-психологический феномен. Психологические особенности допроса как следственного действия. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого. Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. | |
3. | Психология личной безопасности сотрудников ОВД. | Тема 11.Психология личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессионального общения. Понятие личной безопасности. Основные направления обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД. Методы обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников ОВД. | |
4. | Психология профессиона-льного общения юриста | Тема 14.Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста Необходимость и условия применения методов психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения юриста. Убеждение – главный метод воздействия. Техника аргументации. Техники постановки вопросов. Методы психологического воздействия на партнера по общению: метод принуждения; запрещение; категорическое требование; предупреждение; внушение; метод постановки и варьирования мыслительных задач. Тема 15. Психологическая саморегуляция юриста в ходе профессионального общения Значение психологической устойчивости юриста для успешного решения профессиональных задач. Психогенные факторы в профессиональной деятельности юриста. Пути повышения психологической устойчивости юриста. Психологическая саморегуляция как одно из средств повышения психологической устойчивости. Приемы психической саморегуляции и условия их применения. Тема 16. Имидж сотрудника ОВД Понятие имиджа делового человека. Модели поведения: этикетные модели, стратегические модели. Самоподача, самопрезентация. Тактика общения делового общения. Организация рабочего места. |
Лабораторный практикум
По дисциплине «Прикладная юридическая педагогика и психология в органах внутренних дел» лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом.