Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала.
В обучении технологиям планирования и реализации карьеры современные вузы, претендующие на роль лидеров в бизнес-образовании, смещают акцент на освое-
Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
ние будущими специалистами методов адекватной самооценки деловых и личностных качеств, раскрытие собственного потенциала. Эти навыки вырабатываются студентами на практических и тренинговых занятиях в ходе освоения учебных курсов «Управление персоналом», «Психодиагностика», «Технология карьеры» и т. д. Только после проработки содержательной стороны профессиональной карьеры — своего рода «базиса карьерного развития» — можно переходить к формированию так называемых технологических умений — навыков уверенного поведения при трудоустройстве, ведения телефонных переговоров, эффективной самопрезентации и т. д.
Организация внутривузовского шефства.
Привлечение студентов старших курсов, демонстрирующих успешное поведение на рынке труда, в процесс формирования мотивации карьеры у студентов младших курсов обеспечивает более успешную профессионализацию последних. При этом реализуется модель наставничества и обеспечивается адаптация студентов к реалиям рынка труда уже с первых курсов обучения в высшем учебном заведении. Подобное курирование играет значительную роль не только в профессиональной, но и гораздо шире — в социальной адаптации студентов. При этом сами «курато-ры»-старшекурсники получают навыки реального управления, шлифуя методы эффективной межличностной коммуникации.
В качестве примеров практической реализации идеи внутривузовского наставничества можно привести:
П активное участие студентов-психологов старших курсов в проведении адаптационных тренингов для первокурсников, совершающих свои первые шаги в вузе и, как правило, испытывающих определенные трудности в привыкании к вузовской жизни;
□ объединение студентов младших и старших курсов, заинтересованных в уг
лубленном изучении выбранного направления в психологии, в ходе обучения
по дополнительным программам и специализациям;
□ включение студентов разных курсов и имеющих, соответственно, различный
опыт, в том числе и профессиональный, в разнообразные научные и творче
ские проекты под руководством опытного мастера с целью обмена этим самым
опытом и ускорения профессионального развития студентов.
Карьерный тьюторинг.
Преодолевать несоответствие действующей системы профориентации современным реалиям можно путем создания системы сопровождения карьеры, важным элементом чего является успешная работа карьерных тьюторов.
Карьерный тьютор (от англ. tutor — учитель, наставник) в данном случае — не просто квалифицированный преподаватель, формально передающий студентам некую сумму знаний и представлений об их будущей деятельности в рамках своей учебной дисциплины в объеме, предусмотренном госстандартом.
Карьерный тьютор активно содействует профессиональному самоопределению и личностному росту студентов, оказывая им помощь в прохождении производст-
Глава 3. Карьера молодого специалиста
Г \
Карьерный тьюторинг
• Формирование заданий на производ
ственную практику.
Выбор темы дипломного проекта.
• Определение программы стажировки.
^^ • Персональные рекомендации при тру- j>
доустройстве. ' ^
Консалтинг по текущим проектам. Включение в новые проекты. Создание системы психологического и организационного сопровождения карьеры будущего специалиста