Тема 5. анализ и изложение результатов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе БГПУ
_______________________С.И.Коптева
__________________________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/р.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
(дисциплина по выбору)
Учебная программа для специальности:
Психология
Факультет психологии
Кафедра социальной психологии
Курс 3
Семестр 5
Лекции 40 (из них 8 УСРС) Экзамен
Практические (семинарские)
занятия 28 (из них 4 УСРС) Зачет 5
Лабораторные
занятия
Всего аудиторных часов по
дисциплине 68
Всего часов по Форма получения
дисциплине 104 высшего образования очная (дневная)
заочная
2011 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Академическое Кризисная письмо» _____________________
__________________________________________________________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры прикладной психологии
16.06.2011 г., протокол № 14
Заведующая кафедрой
____________________ Л.В. Финькевич
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии
28.06.2011 г., протокол №11
Председатель
____________________Л.А.Пергаменщик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность дисциплинысвязана с изменяющимися ориентациями современных университетов. В российских, европейских и американских университетах, где высоко ценится способность к критическому анализу чужих идей и убедительному изложению своей позиции, к творчеству и риторическим способностям, академическое письмо является обязательной частью бакалаврской программы. Написание академических текстов – эссе, рефератов, контрольных, проектных, курсовых и дипломных работ –формирует критическое мышление. Тексты являются мощным средством академических коммуникаций. Продуктивные работы (эссе) по сравнению с репродуктивными (рефератами) имеют особенно большое значение для формирования академических умений и развития профессионально значимых качеств будущих психологов. Тексты, написанные студентами, позволяют эффективно контролировать самостоятельную работу. Курс «Академическое письмо» призван помочь студентам критически анализировать публикации в области социальных и поведенческих наук и излагать результаты собственных исследований в соответствии с принятыми нормами.
Цель дисциплины – сформировать у студентов представления о письменных формах исследований и навыки написания академических текстов.
Учебные задачи дисциплины:
· дать представления о жанрах академических текстов, об их описательных, доказательных и конструктивных функциях;
· сформировать навыки написания коротких эссе различных жанров;
· познакомить с критериями оценки академических работ;
· познакомить с требованиями к большим академическим текстам, особенно к курсовым работам;
· сформировать навыки аналитической работы с научными публикациями и написания обзоров литературы;
· дать навыки написания структурных частей курсовой работы в области социальных наук;
· научить правильно оформлять академические работы: структурировать текст, цитировать, ссылаться на литературу, оформлять таблицы;
· обсудить проблему академического воровства и плагиата, сформировать навыки ссылок на опубликованные работы.
Текущий контроль за работой студентов осуществляется на семинарских занятиях и в форме управляемой самостоятельной работы студентов. Зачет выставляется по итогам письменных работ студентов – эссе, фрагментов курсовой работы, критического анализа научных публикаций.
Дисциплина «Академическое письмо» для очной (дневной) формы получения образования рассчитан на 68 аудиторных часов: 32 лекционных (+8 УСРС), 24 семинарских (+4 УСРС).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. НАУЧНАЯ РАБОТА
Наука и обыденное знание. Типы научности. Гуманитарная и естественнонаучная традиции исследований и письма. Конвенциальность норм научной работы Требования к исследовательским работам: объективность (интерсубъективность), новизна, достоверность, кумулятивность, простота, публичность, прагматичность. Курсовая и дипломная работы. Жанры студенческих работ. Источники тем и идей курсовой работы. Соглашения по поводу формулировки тем. Согласование темы с руководителем.
Описательная, убеждающая, конструктивная и коммуникативная функции академических текстов. Риторика текста. Письмо как метод исследования. Виды академических текстов: эссе, рефераты, контрольные работы, проекты, курсовые и дипломные работы, статьи, тезисы выступлений, презентации, диссертации.
Тема 2. ЭССЕ
Эссе как жанр письменных академических работ. Отличия эссе по социальным наукам от гуманитарных и литературных текстов. Требования курса/преподавателя. Начало работы над эссе: выбор темы, формулирование названия, составление плана, поиск и упорядочение идей. Источники идей и тем письменных работ. Примеры эссе по социальным наукам: от идей к реализации. Название эссе и его функции. Примеры удачных и неудачных названий. Тезис (позиция автора). Требования к тезису. Удачное и неудачное формулирование тезиса. Разумное число тезисов. Деление текста на абзацы. Вводный абзац. Основная часть. Достаточность/релевантность аргументации. Заключение (выводы). Циркулярность структуры эссе.
Единство, связность и упорядоченность всего текста и его структурных частей. Семантические, формальные и лингвистические средства поддержания единства текста. Деление текста на абзацы. Единство абзаца. Жаргон, тавтология, плеоназмы. Знаки пунктуации и слова-связки. Риторические средства обеспечения связности. Приемы упорядочения текста. Объективность и личная позиция автора. Требования к академическому языку. Использование личных местоимений. Конвенции формального академического стиля. Использование неформального стиля.
Описательное эссе: согласованное описание человека (объекта, ситуации), имеющее ясный тезис. Сравнительное эссе: сопоставление двух теорий (явлений, объектов и т.д.) по ряду выделенных критериев. Проблемное (дискуссионное) эссе: обоснование преимущества одного взгляда над другими. Реферативное эссе – представление теории (исследования). Критические эссе – всесторонняя отстраненная оценка работы (теории). Нарративное эссе – детальное, повествовательное описание события (истории). Исследовательское эссе.
Критерии оценки: наличие ясно сформулированного тезиса (позиции автора); хорошая и логичная структура; хорошая аргументация (обоснования и доказательства с помощью фактов, данных, ссылок на литературу, личного опыта); самостоятельность (оригинальность, критичность); видение разных позиций, различных вариантов решения проблемы; полное раскрытие темы; ясность и самостоятельность выводов; хороший стиль; наличие ссылок; отсутствие грамматических и орфографических ошибок; отсутствие плагиата.
Тема 3. КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Роль критического чтения в развитии критического мышления. Ознакомительное, поисковое, информативное, аналитическое чтение. Стратегии критического чтения (по Т. Руни). Просмотр текста (получение общего впечатления, знакомство со структурой работы). Контектуализация и ее информационные источники. Идентификация основной идеи текста, идей (тезисов) и аргументов (доказательств). Оценка аргументов, типичные ошибки аргументации. Анализ связей текста с другими работами. Анализ связей текста с убеждениями читателя. Сопоставление частей текста. Обсуждение текста с коллегами (в малых группах).
Критическое чтение психологической статьи. Поиск информации об издании и авторе. Идентификация исследовательской традиции. Идентификация позиции автора и главных идей. Оценка идей и аргументов. Сопоставление впечатления от статьи с представлениями читателя. Поиск критических обзоров.
Тема 4. КРИТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Разметка текста, конспектирование и аннотирование. Анализ текста: выделение авторских идей, анализ связей между частями текста, анализ языка. Идентификация убедительных и неубедительных положений. Структурные части рецензии. Содержание введения (характеристика автора, характеристика издания, определение жанра, идентификация целей работы, характеристика ситуации в данной области знания, идентификация основных идей работы и т.д.). Основная часть (выделение идей, анализ и оценка аргументации, анализ связей между аргументами, оценка системы доказательств, идентификация предубеждений и т.д.). Заключение (оценка работы и ее эффективности в целом).
Реферирование материла. Функции обзора литературы. Требования к обзору литературы: ясное определение исследовательской проблемы; полнота обзора; релевантность литературных источников теме; владение категориальным аппаратом, терминологией; логичная организация текста; критическое использование опубликованных работ; корректное использование литературы (ссылки, отсутствие плагиата); обсуждение противоречиймежду фактами (теориями); наличие обобщений состояния дел в данной области знания; наличие полных и ясных выводов; опора на научные работы (учебники не используются или имеют второстепенное значение).
Обзор литературы как самостоятельный жанр исследования: приложение новой концептуальной модели к опубликованным работам, построение новой модели на основании опубликованных источников, интеграция содержательно (методологически) разных подходов в одну модель или теорию, интеграция имеющегося знания с оценкой состояния дел в данной области. «Источник», «материал» и «данные». Поиск информации в библиотеке. Полнотекстовые и реферативные базы данных. Временный бесплатный доступ (free trial access) к информации. Электронные книги и журналы.
ТЕМА 5. АНАЛИЗ И ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Общие требования к эмпирической работе (Д. Бем). Различия между стратегическими и прикладными исследованиями. Качественные и количественные исследования. Место анализа данных в исследовательском цикле. Внутренние (методологические) требования: простота, воспроизводимость, согласованность, несмещенность, продуктивность и т.д. Внешние требования: личная честность, справедливость, уважение к другим точкам зрения. Нагруженность данных теорией. Противоречия между агрегацией данных и полнотой их представления. Технические требования к анализу: выборка, уровень измерения, отсутствующие значения, соотношение количества случаев и переменных и др. Требования к каузальным выводам.
Научный текст как связная история. Роль парадигмы исследования (традиции, качественной/количественной методологии и т.д. – это должно обсуждаться в разделе, посвященном методологии и методам исследования). Нарративная структура изложения результатов. Требования полноты и релевантности при сообщении и обсуждении результатов. Требования к оформлению рисунков, таблиц, формул (нормативные документы ВАК РБ, нормы Американской психологической ассоциации). Сжатое изложение результатов в заключительном разделе работы.