Коммуникативные барьеры
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Можно выделить следующие барьеры, затрудняющие обмен информацией между людьми в ходе делового общения: сенсорные, информационные, психологические, социальные и организационные.
К сенсорным барьерам относятся
- физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды и др.),
- отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие и др.),
- дефекты органов чувств (плохие слух, зрение или нечеткая речь.
К информационным барьерам относятся:
- недостаток информации (может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение);
- неясностьпередаваемой информации;
- информационные перегрузки(передача слишком большого объема информации, который нормальный человек не в состоянии воспринять и запомнить);
- передача слишком сложной информации;
- давление времени (чтобы принять взвешенное решение).
К психологическим барьерам можно отнести:
1) индивидуально-психологические особенности восприятия (например: неприязнь)
2) социально-психологическую корректировку информации (например: при передаче негативной информации, человек ее смягчает)
3) организационно-психологическое расстройство каналов передачи информации (например: эффект глухого телефона)
4) вербально–психологическую форму общения (например: при непосредственных контактах могут использоваться обман или манипуляции)
Эмоциональные барьеры означают, что люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
Языковой барьер возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Так возможны:
- барьер фонетического непонимания, порождаемый невыразительной быстрой речью, речью-скороговоркой и речью с большим количеством слов и звуков-паразитов;
- семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения.
- стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.
-логический барьер, он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства.
К социальным барьерам можно отнести разный статус участников коммуникаций: коммуникация с вышестоящими руководителями является более сдержанной и осторожной; взаимодействие с нижестоящими часто определяется стремлением не подорвать свой авторитет.
Организационные барьеры связаны с политикой организации, организационными регламентами, стилем управления, т.е. факторами, мало зависящими от отдельных работников.