Современное состояние исследований
Направления исследований
Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе (60-90-е гг.) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных направлениях.
В психофизиологических эксперимен-тах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении работоспособности. Исследовались процессы психической регуляции деятельности, функциональные состояния человека, ме-
тоды их контроля и управления, зависимость работоспособности от уровня функциональных резервов, значение влияния индивидуально-психологических различий на эффективность и качество деятельности, механизмы адаптации к условиям деятельности.
Системотехническое направление_было связажГс^йзучением инженерно-психоло-гических вопросов построения систем «человек—машина». Сюда входило инженерно-психологическое обоснование построения систем, разработка принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологических особенностей обеспечения надежности, создание методов инженерно-психологической экспертизы элементов системы, исследование эффективности деятельности при автоматизации управления, решение задач распределения функций между оператором и автоматикой, исследование влияния особенностей компоновки оборудования на обеспечение надежной работы системы, разработка методов и показателей качественной и количественной оценки надежности и многое другое.
Эксплуатационное направленной сел е-довании заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления (их происхождения, проявления и последствий) и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по технической документации, методам и организации контроля за функциональным состоянием операторов и т. д,
К педагогическому направлению^ относились" ргШотьГ по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп, а также принципов, форм и методов подготовки, анализу алгоритмических основ учебной подготовки, оптимизации потоков учебной информации, разработке математических моделей обучения и тренировки, критериев уровня подготовленности, обоснованию требований к адаптивным тренажерам на базе широкого применения ЭВМ.
В этот период была разработана теоретико-методологическая основа исследований проблемы профессиональной дея-
7.5. Психология профессиональной деятельности
тельности человека, которая включает: антропоцентрический подход к анализу и оптимизации систем «человек-машина» (Б.Ф. Ломов, 1966); системный подход к решению инженерно-психологических проблем (Б.Ф.Ломов, 1975); эргономические основы проектирования и эксплуатации техники (В.П. Зинченко, 1974); принцип «включения» оператора (А.А. Крылов. 1972); структурно-эвристическую концепцию послойной переработки информации оператором (В.Ф. Рубахин, 1974); функционально-алгоритмический подход к анализу деятельности {Г.М. Зараковский, 1966); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной адаптации человека и машины (В.Ф. Венда, 1975); концепцию генезиса психологической системы деятельности (В.Д. Шадри-ков, 1982); структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию деятельности (Г.В. Суходольский, 1976); концепцию идеализированных структур деятельности (А.И.Галактионов, 1978); обобщенный структурный метод (А.И. Губин-ский, 1966); концепцию психологической структуры совмещенной деятельности и структурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов (В.А. Бодров, 1981, 1984); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова, 1975); принцип активного оператора и концепцию психического образа (Н.Д, Зава-лова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971, 1986).
Методы исследований
Изменения характера деятельности человека в условиях технического прогресса потребовало развитие способов и методов изучения и описания трудового процесса. В 60-е гг. начались активные поиски единого языка описания и анализа.отдельных элементов человеко-машинных комплексов и всей системы в целом. Совершенствуются и внедряются в практику психологических экспериментов алгоритмические и расчетно-информаиионные методы. Определенный, заранее заданный алгоритм предполагается на уровне либо отдельных
операций (ГМ. Зараковский, А.И. Галактионов), либо блочной структуры деятельности (А.И. Губинский), либо передаточных функций человека-оператора (А.П.Чернышев, В. Г Зазыкин, В.А. Денисов). Делается акцент на оценке жесткой обусловленности, четкой предсказуемости поведения человека в системах управления.
Важное достоинство этих методов — описание взаимодействия человека и техники на едином языке. Однако языки алгоритмических, стохастических и разнообразных динамических моделей подчеркивали в основном общность между поведением человека и функционированием машины, специфика же человека как особого активного звена системы при этом выявлялась недостаточно.
Получившие преимущественное развитие в психологии 50— 60-х гг. качественные методы анализа деятельности были направлены на поиски специфических черт в поведении человека, отличающих его от функционирующей машины. Основное внимание уделялось процессам целеобра-зования, мотивации, эмоционально- волевым аспектам, психическим состояниям. На этом пути между субъектом, с одной стороны, средствами и процессом деятельности — с другой, усугублялся разрыв их взаимосвязи.
Выход из этой кризисной ситуации был найден на основе развития и применения системного подхода в психологии^Оистем-I ная методология, предложенная Б.Ф. Ло-' мовым, предполагает выделение и исследование системообразующих факторов взаимодействия субъекта со средствами деятельности, отражающих соответствующие изучаемые ее структуры, влияние на них совокупности внутренних и внешних условий. Выявление мно^^тгдукхур-ности деятельноёти, нееводимо.сть ее ни к одной й» схеме, в том числе и схеме
«операции—действие— деятельность», стало одним из важнейших теоретических результатов применения системного подхода к психологическим исследованиям.
Переход от внешних (технических) к внутренним (психологическим) факторам сложности деятельности позволил отбирать ограниченное число действительно релевантных факторов, системно отражаю-