III. Основные этапы процесса осуществления закупок промышленных товаров
Обычно при новой закупке выделяют 8 этапов.
Покупатели, осуществляющие случайную или обычную покупку, как правило, обходятся без некоторых этапов (не определяют желаемых характеристик товара, не осуществляют без поиска поставщиков их выбор, согласование параметров поставки).
Осознание проблемы (возникновение, осознание и формулирование потребности)
Потребность в экономической теории определяют как необходимость использования экономических благ с учетом их запаса, полезности и доходов, которыми располагает покупатель для их приобретения. Удовлетворение потребностей обеспечивается двумя путями:
• естественным, если природа представляет человеку продукты в готовом виде;
• экономическим, когда человек организует производство экономических благ.
Оценка будущих характеристик товара.
Осознав и сформулировав потребность, покупатель приступает к определению основных характеристик и объема требуемого товара или услуги.
Желаемые характеристики товара могут иметь несколько уровней:
• идеальный – это представление о самом лучшем и приемлемом по стоимости товаре;
• типичный – это типичного или среднего качества товар, соответствующий требованиям стандартов или других нормативных документов;
• минимально допустимый – устанавливает нижний допустимый предел качества, уровень цены или других характеристик товара;
• реальный – практические характеристики товара, предлагаемые покупателю.
При определении характеристик технически сложных изделий, оборудования, комплексной закупке технологий и производств привлекаются, как правило, конечные пользователи, инженерно-технические работники, технологи и консультанты со стороны. Они составляют рейтинг значимости отдельных характеристик товара (надежность, долговечность, цена приобретения и эксплуатации и др.).
Поиск поставщиков и информации о них.
Определив параметры закупаемых материалов, предприятие приступает к поиску наиболее приемлемых поставщиков, способных поставить товары, соответствующие требованиям спецификации. Поиск возможных поставщиков (информационный поиск) может быть внутренним и внешним.
Маркетологам необходимо отслеживать потенциальных покупателей и определять свои возможности по удовлетворению их потребностей.
Запрос предложений от потенциальных поставщиков.
На этапе запроса предложений покупатель предлагает всем заинтересованным поставщикам подать предложения о поставках соответствующих товаров в письменном виде во время проведения официальной презентации, высылкой каталога или отправкой коммивояжера.
При изучении всех потенциальных поставщиков продукции целесообразно запросить следующую информацию:
• позиции поставщика на рынке (объем и структура
предлагаемых товаров, имидж фирмы);
• характеристика предлагаемых товаров (технические
параметры, цена, качество, конкурентоспособность, имидж товарной марки, новизна товара и упаковки, степень обновления ассортимента);
• виды стимулирования продаж;
• практика товародвижения (виды и условия транспортировки, размеры партий единовременной отгрузки);
• надежность и гарантии при выполнении договорных
обязательств.
Наибольшее распространение в последние годы в Беларуси получили предложения в форме тендеров, которые проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на конкурсной основе.
Оценка предложений.
После получения необходимого количества предложений (их может быть 10 или 20 в зависимости от сложности решаемой проблемы и степени риска) работники фирмы-покупателя (как правило, это члены закупочного центра) проводят их всестороннюю оценку.
Выбор критериев оценки поставщиков зависит от множества факторов (тип закупки, отраслевая принадлежность предприятия, виды закупаемых материалов, величина коммерческих рисков и т.д.). Все многообразие факторов можно разделить на три основные группы:
• факторы, определяющие уровень продуктивности предложения;
• факторы, характеризующие издержки предложения;
• уровень риска, который содержится в данном предложении для заказчика.
Для систематизации и определения общего оценочного показателя на каждого поставщика заводится «Карточка оценки поставщика», в которой представлены все применяемые для данного товара и поставщика оценочные критерии и заносятся значения этих критериев.