Переправы по снежному мосту

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОПАСНОСТИ

- ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ТУРИСТОВ – соответствие уровня физической и технической подготовки, а так же опыту участия;

- АККЛИМАТИЗАЦИЯ;

- МОРАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА – сознательность и дисциплина;

- НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И ГРУППЫ, способствующее возникновению аварийной ситуации;

- СНАРЯЖЕНИЕ;

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ИЛИ ТРВМАТИЗМА В ПОХОДАХ в %

- СРЫВЫ НА СНЕГУ И ФИРНЕ - 35

-СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ - 28.8

- ЗАМЕРЗАНИЕ - 10

- ИСТОЩЕНИЕ И ЗАБОЛЕВАНИЕ -7

-ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ - 5

- ПАДЕНИЕ В ТРЕЩИНЫ - 5

- КАМНЕПАД -3,6

- ПРОЧЕЕ (срывы на травянистых склонах , обвал льда , поражение молнией , сброшенные камни , обвал карнизов ) - 3,3

ЛАВИНЫ

Лавины бывают сухие и мокрые , а так же подразделяются на:

1. Пылевидные - 450 – 500 км/ч,

2.Из сухого снега - 160 –200 км/ч,

(из свежего или надувного снега, снежные доски, сухой фирн)

3. Из мокрого снега - 60 - 120 км/ч. (из свежего снега при плюсовых t)

Причина:

- падение карниза

- подрезание снежного склона человеком

- перегрузка снежного склона снегом

- резкий звук (грозовой разряд, выстрел, крик и т.д.)

ЛАВИНООПАСНЫЕ СКЛОНЫ – склоны крутизной более 25 градусов (в отдельных случаях 15 – 20).

На склонах круче 60 градусов снег не задерживается и осыпается.

ПРИЗНАКИ ЛАВИННОЙ ОПАСНОСТИ:

1.Крутизна склона больше 15 градусов,

2.Свежий снег ( 30 мм и более ),

3.След свежих лавин и лавинные выносы,

4.Резкое потепление,

5.Вертикальные просеки на склонах, покрытых хвойным лесом.

ОБЩАЯ ЛАВИННАЯ ОПАСНОСТЬ – сильный снегопад и общее потепление.

При выпадение снега 30 – 40 см и при дальнейшей хорошей погоде выходить не стоит в течение 2 –3 суток до уплотнения снега. Лавины сходят либо сразу , либо в течении 2 –3 суток, потом снег оседает.

ПРИЧИНЫ ТРАВМ В ЛАВИНЕ:

- удар посторонним предметом в лавинной массе,

- удары человека, находящегося в лавине, о грунт, выступы скал и т.д.,

- переохлаждение, истощение, шок,

- удушье,

- ударная волна,

Самый надежный способ спастись от лавины – это не попадать в неё!

ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА ПУТИ ПО ЛАВИНООПАСНОМУ СКЛОНУ:

1.Идти прямо вверх (вниз) по линии течения воды, если нельзя, пересечь в верхней части склона.

2.От скального острова (выступа) к острову (дереву).

3.По скальному гребню.

4.След в след, плавно ,тихо.

5.Дистанция 20 –50 метров.

6.Лавинный шнур – распустить.

7.Стараться идти выше зоны отрыва или ниже зоны сжатия снега.

ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛАВИНООПАСНОГО УЧАСТКА

1.Лавинный шнур, каска, расстёгнутый пояс рюкзака, снять темляк с руки.

2.Выставить наблюдателя в безопасном месте, с которого можно проследить за движением каждого участника.

3.На опасном участке – двигаться по одному.

4.Спасательные средства и аптечку распределить по разным рюкзакам.

5.При движении последнего участника, наблюдатель выставляется с другой стороны.

Действия наблюдателя

- стоит в безопасном месте с хорошим обзором.

- в случае появления опасности громко кричит – « ЛАВИНА!!! »

- если кто-то попал в лавину , запоминает место, где последний раз появился попавший в неё.

Если вы увидели или вас предупредили, что идет лавина необходимо:

- определится, откуда исходит опасность.

- не паниковать и определиться, куда убегать (вперёд или назад). Бежать в ту сторону, куда ближе или быстрее добраться.

- если лавина уже близко и вы чувствуете, что можете не успеть, быстро сбрасывайте рюкзак и убегайте без него.

- убегайте поперёк движения лавины.

Действия попавшего в лавину:

Если вы поняли, что от лавины вам не убежать, вам необходимо:

- оценить обстановку.

- освободиться от рюкзака.

- принять удар боком.

- главная задача – уберечь органы дыхания от снега и снежной пыли (прикрыть рот и нос).

- стараться вынырнуть из лавины и удержаться на её поверхности, делая плавательные движения.

- в момент остановки лавины сгруппироваться и стараться завоевать как можно больше жизненного пространства.

- после остановки снежной массы разрушить ледяную корку у рта (если появляется).

- сохранять спокойствие и силы.

- не терять уверенности в спасении, не паниковать.

- не спать.

Поиск попавшего в лавину(где, как и когда искать):

Прежде чем искать, удостовертесь, что нет опасности схода еще одной лавины, и позаботьтесь о маршруте отступления.

- слуховой поиск.

- поиск зондированием, прощупыванием.

- рытье траншей.

ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ.

Способы переправ:

- в брод с шестом или без.

- в брод по 2-3 чел. (без страховки, взявшись за рюкзаки друг друга, слабые ниже по течению, движение по очереди)

- по камням (камни на расстоянии шага, лежат устойчиво, использовать точку опоры – трек. палки, ледоруб, палку).

- по бревну (очень аккуратно, предусмотреть возможные действия при падении в воду).

- навесная.

- по снежному мосту.

- таджикский метод (взявшись за плечи друг друга, стать в круг и двигаться с вращением, держась друг за друга).

- с помощью животных.

Где и когда искать место переправы:

-в местах, где наименьшая глубина и скорость течения.

- места разливов рек.

- где река имеет несколько рукавов.

- где есть выступающие из реки камни или упавшее дерево перекрыло реку.

- по лавинному выносу.

- утром пока уровень реки min.

После дождя уровень реки сильно повышается

Как:

- намечают маршрут (от камня к камню, через белые буруны или по местам, где река течёт менее мощным потоком).

- выбирают способ переправы.

- ботинки на босую ногу.

- ищут шест.

- организовывают страховку (две верёвки).

- после переправы первого организовывают перила.

- на перилах делают скользящий челнок.

- переправляются все со страховкой, кроме последнего.

- последний со страховкой на двух верёвках и с шестом

ПЕРЕПРАВЫ ПО СНЕЖНОМУ МОСТУ .

ОПАСНА – если мост не прочен. В случае обвала моста переправляющийся даже при страховке теряется и попадает в сложное положение. Переправляться следует только по прочным снежным мостам.

СЕЛЕВОЙ ПОТОК.

Образуется во время дождя, в результате таяния снега и льда, прорыва естественных плотин, рек и озёр.

РЕЛЬЕФ.

КРУТЫЕ ТРАВЯНИСТЫЕ СКЛОНЫ.

Опасны тем, что очень скользкие, особенно мокрые и покрытые снегом.

Камень, катящийся по этим склонам летит бесшумно. При привале – наблюдать за камнями.

ОСЫПИ И МОРЕНЫ.

Осыпи бывают:

- мелкие (размером камней от гальки до футбольного мяча).

- средние (до размеров палатки).

- крупные.

Меры безопасности при движении по осыпным склонам:

1.Локти и колени должны быть закрыты во избежание порезов и ранений об острые грани камней при падении.

2.Всем одеть каски.

3.Идти плотной группой с минимальной дистанцией.

4.Спуски (подъёмы) осуществлять наискосок по наиболее безопасному пути.

5.Двигаться плавно и аккуратно без резких движений.

6.Не допускать сброса камней.

7. Каждый стронутый камень должен быть остановлен идущим сзади.

8.Двигаясь зигзагом следить, что бы не находиться над участниками группы или под ними.

9.Не допускать разрыва группы.

10.Не наступать на «живые» камни и предупреждать об их наличие на склоне.

11.Если зигзагом двигаться невозможно, идти прямо вверх (вниз) очень плотной группой. Интервал регулирует ведущий колонну. Если возникает разрыв, ведущему нужно остановится.

КАМНЕПАДООПАСНОСТЬ.

В основе образования камнепадов лежат процессы выветривания и разрушения скал. Главная причина камнепадов – воздействие воды, ветра, снега, льда, колебания температур, землетрясений и т.д.

А так же не аккуратное движение участников группы и диких зверей (в основном туры).

ПРИЗНАКИ КАМНЕПАДООПАСНОСТИ:

1.Наличие воронок на снегу.

2.Наличие отдельных камней на снежных (ледовых) склонах под скалами.

3.Характерный запах серы.

4.Следы на скалах от упавших ранее камней (характерные полосы)

Наиболее опасное время – через час после освещения солнцем склонов. В дождливую теплую погоду опасность увеличивается.

Прохождение камнепадо-опасных участков:

- рано утром.

- в касках.

- наиболее опасные места проходить по одному.

- по возможности обойти по гребню.

- использовать защиту естественного рельефа (выступ скал, скальные ниши, спрятаться под навесом и др.).

СКАЛЫ.

- простые.

- сложные.

- страховка (через плечо, через поясницу, крючьевая, за выступ) когда есть возможность срыва и дальнейшего падения.

- каски.

ЛЕДНИКИ И ЛЕДОПАДЫ.

1.Ледники.

2.Ледовые трещины.

3.Ледовые мосты.

4.Сераки.

5.Обвалы льда (в солнечную и тёплую погоду, во время дождя, где лежат осколки льда, там идти опасно).

СНЕЖНЫЕ СКЛОНЫ И КАРНИЗЫ.

Если идти вдоль основания карнизов, можно подрезать и вызвать их обвал, поэтому необходимо преодолевать их под углом 90 градусов (прорубаться через них), либо идти вдоль них, ниже их основания до того места, где карниз заканчивается (обойти карниз).

Проходить под карнизами, а тем более останавливаться под ними очень опасно. Он может обрушиться в любой момент. Это место нужно обойти.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

- Солнечная погода:

На снежных склонах в солнечную погоду, а так же при рассеянном солнечном свете велика опасность получения солнечных ожогов глаз. Необходимо одевать солнцезащитные очки.

-Темнота:

Движение в темноте очень опасно и если это не связано с аварийной ситуацией, то необходимо остановиться на бивуак засветло, что бы была возможность оценить степень безопасности выбранного места остановки.

- Туман и ограниченная видимость:

Затрудняет сориентироваться и не позволяет вовремя заметить опасность. Двигаться нужно очень осторожно, используя малейшие просветы и короткие разведки. Использовать отсидки до тех пор, пока не будет возможно определиться с местонахождением. Это не касается хорошо известных мест, движения по дороге или хорошо набитой тропе.

- Сильный ветер:

Опасно быть на открытых гребнях и скалах (может сбросить).

Так же может порвать палатку (ставить в укрытии или строить каменную или снежную стенку).

- Низкие температуры:

Опасность обморожения. Необходимо иметь одежду, соответствующую погодным условиям.

- Резкое понижение температуры:

В горах в течение суток возможен резкий перепад температур. Поэтому, выходя в радиальный выход, либо в другое место на длительное время, необходимо иметь дополнительные тёплые вещи.

-Дождь и снегопад:

При дожде необходимо принять все меры для защиты рюкзака и вещей, надетых на себя от намокания. Лучше всего с этим справляются полиэтиленовые накидки.В них практически при любом дожде турист остаётся сухим .

Снегопад, если он сухой, т.е. при отрицательно температуре, не опасен.

От мокрого снега нужно защищаться, как от дождя.

Очень опасен мокрый снег с сильным ветром. Снег, попадая на открытые участки кожи, под воздействием ветра вызывает сильное её переохлаждение и способствует быстрому замерзанию туриста или обморожению.

-Гроза:

При грозе движение необходимо прекратить.

- спуститься с хребта (гребня.)

- сложить железные предметы в 10 м от людей.

- не стоять под одиночным деревом и на берегу водоёма.

- не останавливаться в местах, через которые течёт вода.

- не стоять вблизи мест, где есть металлические провода.

- группа должна рассредоточиться.

- по возможности расположиться на изолирующем материале.

Помнить, что не всякое поражение молнией смертельно и энергичное вмешательство группы может предотвратить несчастье.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОПАСНОСТИ.

Отсутствие опыта:

-Незнание опасности гор, а так же отсутствие умения и навыков обнаружения опасности.

Туристам нужно знать, какие явления при определённых условиях могут возникнуть в горах. Каковы признаки этих условий и в какой момент, и каким способом им следует противодействовать.

-Не подготовленность:

-Отсутствие технической, физической и психологической подготовки.

- Неправильный выбор и недостаточное знание маршрута.

- Неправильно выбранный маршрут – это тот маршрут, трудности которого не соответствуют уровню подготовленности участников.

- Нецелесообразный подбор и распределение снаряжения и продуктов питания.

- Слабое руководство группой или его полное отсутствие.

Для руководителя необходимы достаточные для данного похода теоретические и технические знания.

Акклиматизация.

Правильность вхождения в маршрут.

- Здоровье:

Противопоказания – пороки сердца

- гипертония

- заболевание органов движения и поддерживающего аппарата

позвоночника

- Дисциплина.

Наши рекомендации