Тема 5. имидж профессионального поведения
Цель лекции: Изучить формы реализации профессионализма деятельности и профессионализма личности человека в практике и реальной жизни.
План лекции:
1. Моделирование поведения специалиста
2. Интерес. Особенностью профессиональной деятельности
3. Самоактуализация личности
4. Структура ролевого поведения
Ключевые слова: образ, имидж, имидж личности, внешняя привлекательность, культура одежды, манеры общения, мимика, имиджирование.
Реализация функций любого специалиста происходит в конкретных поведенческих актах, органично соединяющих идеальное отражение реальности с конкретными поступками практически преобразующего мир субъекта.
Поведение – это целостная активность человека, направленная на удовлетворение какой-либо потребности. Поведение выступает формой реализации профессионализма деятельности и профессионализма личности человека в практике реальной жизни. Необходимо различать, с одной стороны, содержание профессионального поведения, которое есть процесс объективирования решения через множество актов и операций, а с другой, - внешнее проявление этой активности, которое выражается категориями “имидж деятельности” и “имидж личности”. Само поведение специалиста в зависимости от профессиональной деятельности отражает все характерные черты этой социальной функции деятельности.
Поскольку деятельность является атрибутом социального организма, то профессиональное поведение несет в себе объективные черты социума. Оно осуществляет связь субъекта деятельности с объектом, и подчиняется социальным закономерностям в полном объеме, несмотря на сильное влияние обратной связи сознания и мышления на поведенческие реакции субъекта. Профессиональное поведение осуществляется через целостную систему операций, актов и методов, соответствующих конкретно-историческому уровню развития культуры, нормам права и моральных ценностей.
Моделирование поведения специалиста предполагает анализ этого феномена как с точки зрения социологических, так и с точки зрения психологических критериев. На наш взгляд, в профессиональном поведении, как и других формах производственной активности, реализуются психологические установки субъекта. Под установкой понимается готовность субъекта действовать определенным образом в зависимости от ситуации. Субъект на ситуацию может реагировать в форме доминирования, сотрудничества, подчинения девиации, общения, эпатажа, агрессии, кооперации. В том случае, когда коммуникации осуществляются коллективным органом, то можно говорить об их тенденциях, поскольку в даже сплоченном коллективе единомышленников всегда возникают противоречия и споры о путях и методах взаимодействия. Соответственно, столкновение интересов имеет итогом некий результирующий вектор, отражающий “снятие” интересов, новое качество решения проблемы. А поскольку трудовая деятельность имеет свою специфику, то в ней сконцентрированы общие и особенные механизмы преобразующей практической активности субъекта.
Для агрессивного поведения характерны демонстрация властных полномочий, превосходства над другими, как в социальных возможностях, так и в физическом состоянии, пренебрежение их мнением, психологический настрой на жесткую конфронтацию и столкновения с конкурентами, применение экономического шпионажа, демпинга, так называемого “Black Public Relations”, жесткого подавления недовольства работников, забастовок, митингов и т. д. В индивидуальном проявлении агрессивное поведение реализуется в демонстрации превосходства руководителей в силе, и готовности применения санкций по отношению к другому лицу. Поскольку в экономической деятельности заняты множество людей с самыми разными интересами, уровнями образования и культуры, часто довольно низкими, то агрессивное управление не является редким явлением.
Девиантное поведение проявляется в поступках, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Формы девиаций могут быть самые разнообразные, такое поведение совпадает по содержанию с экономическими и правовыми преступлениями. Девиацией может быть сознательный уход от уплаты налогов через различного рода «серые схемы», выпуск фальсифицированной продукции, организация «финансовых пирамид», контрабанда товаров, принуждение работников к выполнению заданий без соблюдения мер техники безопасности, за пределами рабочего дня, использование детского труда и т.д. и т.п.
Ролевое поведение обозначает ориентацию субъекта на ситуационно значимые объекты внешней среды, в отличие от установки на цель деятельности. Ролевое поведение определено статусными требованиями, общественным мнением, социальным положением субъекта, общественными ожиданиями от принятой “роли”, сформированным имиджем организации и имиджем работников.
В производственной деятельности реализуется общественный интерес собственников предприятия, трудового коллектива, самих работников разного уровня.
Интерес – это внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, которая проявляет себя, если субъект психологически настроен на достижение целей. Конкретные проявления поведения людей отражают, в конечном итоге, их интересы.
Особенностью профессиональной деятельности является то обстоятельство, что осознанные интересы могут стать мотивами поведения только в случае реальной возможности их осуществления. «Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации». Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов. Сами стимулы подразделяются на внутренние (отношение к делу, моральные обязательства и проч.), и внешние (действия других людей, предоставляющиеся возможности). На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания. Но внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности потребностей, которые постепенно меняются.
По содержанию стимулы делятся на экономические и неэкономические. Однако чёткой грани между ними не существует, и на практике они тесно переплетены, дополняют друг друга, а часто просто неразделимы. Повышение в должности, и связанное с этим увеличение заработной платы дает не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и большую известность, уважение, почёт, новый социальный статус.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека, образует его мотивационную структуру. Она достаточно стабильна, но поддаётся целенаправленному формированию в процессе воспитания и обучения. У каждого человека она индивидуальная, и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, содержанием деятельности, моральными ценностями. В профессиональной активности субъекта между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной связи, поскольку здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние других людей. Социологические исследования1 показали, что, при обладании достаточными средствами, 20 % респондентов не желают работать “ни при каких обстоятельствах. Чуть больше трети (36 %) готовы работать лишь в случае “интересной работы”, столько же - чтобы “избежать скуки и одиночества”, 14 % - из-за “боязни потерять себя”, 9 % - потому, что “работа приносит радость”. Лишь 12 % опрошенных в качестве основного мотива деятельности имеют “исключительно деньги”, в то же время как 45 % предпочитают им “славу”, 35 % - “удовлетворённость содержанием работы”, а 15 % - честно признали, что их интересует “власть”. Нам важно подчеркнуть, что основным мотивом трудовой активности являются не деньги, а самореализация личности через “славу”, “интересную работу”, “опасность личностной деградации”, “власть”.
При моделировании профессионального поведения необходимо учесть особенности “принципа самоактуализации” личности специалиста. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности – это стремление к самоактуализации, которое состоит в реализации человеком своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильным, а жизнь более удовлетворяющей его.
Самоактуализация личности происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной, профессиональной и общественной жизни. Ей свойственны открытость, опора на собственные силы, активность, агрессивность, наступательность, а не инертность, пассивность, не защитные психологические реакции. Самоактуализация личности происходит в профессиональном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания приводят к тесному психологическому взаимодействию, осознанию мотивов и интересов партнеров. Самоактуализация специалиста реализуется через самоуважение, признание значимости со стороны окружающих, желание быть сильным, через жажду успеха, деловитость, власть, знания, высокий социальный статус, ощущение превосходства и владения ситуацией.
Психологическая удовлетворенность человека является результатом его труда, его недовольство порождается условиями труда, неблагоприятной внешней средой. Хорошая работа делает его довольным, но плохая не ведет к росту недовольства, напротив, плохие условия труда порождают недовольство, а хорошие – удовлетворенность. От профессиональной деятельности работник принимает позитивные импульсы (высокая зарплата, престиж, социальный статус, творческий характер труда, безопасность), но взамен он вносит свой вклад в деятельность предприятия, что субъективно окружающими может оцениваться негативно. Любая профессиональная деятельность предполагает работу за пределами официального рабочего времени, стрессы, ответственность за финансовые и экономические результаты, значительные физические и умственные усилия. Многие работники готовы с учетом растущих стимулов увеличить свой трудовой вклад, чтобы впоследствии, располагая большими денежными средствами, на ином качественном уровне удовлетворить свои потребности. Степень удовлетворения работником своей деятельностью зависит от того, насколько высоко оценивает он стимулы по сравнению со своим трудовым вкладом. Любая деятельность, даже самая творческая, имеет достаточно много повторяющихся, рутинных операций, которые приводят к привыканию удовлетворенности трудом; со временем устанавливается индивидуальное равновесие между внешними стимулами и трудовым вкладом.
Ролевое поведение реализуется через две основных функции. Первая функция указывает субъекту определенный алгоритм действий, некий автоматизм реакций, которые не требуют дополнительного анализа и мотивирования. Человек, знакомый с ситуацией, действует в рамках хорошо знакомой ему роли, и отвечает ожиданиям со стороны коллег, подчиненных, партнеров. В течение рабочего дня деловому человеку приходится “играть” несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, клиента.
Вторая, функция собственно специалиста, формирует определенные ожидания партнера от его поведения, а они, в свою очередь, определяют ответное ожидание партнера. Функциональные роли в коллективе определяются должностными инструкциями, в которых отражены обязанности, права, ответственность работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. В то же время, должностная инструкция должна устанавливать некоторую степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества. Таким образом, система профессиональной роли работника состоит из нескольких элементов и структурных взаимосвязей между ними. Это ролевые отношения, ролевые ожидания, ролевое поведение (т.е. исполнение роли), оценка ролевого поведения, санкции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения роли. Для формирования будущего специалиста в процессе обучения необходимо выяснить особенность элемента модели имиджа, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль разные люди выполняют неодинаково. Таким элементом является понятие “ролевое поведение”.
Ролевое поведение реализуется как функция двух переменных: социальной роли и личностного «Я». Свою роль человек исполняет («играет») индивидуально, в зависимости от своего характера, способностей, темперамента, уровня культуры и образования. Для успешного выполнения роли профессионала высокого уровня личности необходимы не только знания и понимание официальных предписаний, но также социально-психологическая готовность принять данную роль, её права и обязанности, и обеспечить её выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения. В этой связи вырабатывается индивидуальный стиль ролевого поведения, который отражает такие особенности поведения, как ответственность, уровень профессиональных притязаний, профессиональные интересы, самооценку своей работы, удовлетворенность трудом.
Структура ролевого поведения определяется рядом внешних причин и внутренних условий, основными из которых являются: знание и понимание официальных предписаний; психологическая готовность принять роль ответственного работника; создание условий для усвоения роли; психоэмоциональное воздействие на самосознание; самооценка субъекта.
Ролевое поведение содержит элементы индивидуального стиля поведения. Ответственность работника выступает как средство внутреннего контроля и моральной регуляции деятельности, которая выполняет необходимые и должные действия по своему усмотрению, сознательно и добровольно. Осознание ответственности предполагает социальную зрелость работника, его гражданскую и политическую позицию, поскольку, в конечном итоге, успешная деятельность предприятия приносит пользу и обществу, и государству в целом. Профессиональный уровень притязаний обозначает степень трудности цели, к достижению которой стремится работник. Необходимым уровнем притязаний является экономическое и финансовое благополучие предприятия, достойная оплата труда работников, реализация не только производственных, но и социальных программ развития организации. На уровень профессиональных притязаний влияют социально - обусловленные, исторически-конкретные стандарты успеха, самореализация и самоуважение личности специалиста, позитивный или негативный прошлый опыт, степень усвоения своей роли, индивидуальные отличия индивида (пол, возраст, национальность, специфика образования, семейное положение).
Самооценка профессионализма личности основана на высшей форме отражения – самосознании - и представляет собой специфическую форму знания себя, отношения к себе, способность управлять своим поведением. Знание своих возможностей столь же необходимо для профессиональной деятельности специалиста, как и знания механизмов поведения других людей, с которыми приходится общаться. Специалист познает себя путем анализа своей деятельности, а также через осознание последствий своих поступков. Уровень самопознания проявляется в степени точности самооценки. Она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Работники с заниженной самооценкой не могут достаточно полно использовать свои потенциальные возможности, избегают ответственных решений, часто сомневаются в том, смогут ли они преодолеть трудности, возникающие при достижении поставленной цели. Как правило, это малообщительные, неуверенные в себе, замкнутые люди. Взаимодействие с другими людьми для них тяжелая, неприятная работа, связанная с необходимостью постоянно преодолевать себя, внутренние психологические барьеры.
Работники с завышенной самооценкой нередко выглядят самодовольными и самоуверенными. Зачастую им кажется, что они «все могут», у них «все схвачено», поэтому они за все берутся, а в случае неудачи все сваливают на «объективные внешние причины».
Наиболее благоприятна для поведения и выполнения конкретной работы адекватная реальным силам самооценка. Такой человек уверен в собственных силах, может их рационально распределить, и достигает эффективных результатов в работе. Кроме того, он способен максимально использовать на практике свой личностный потенциал, используя индивидуальный стиль деятельности. Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
ВЫВОДЫ
* Мы рассмотрели особенности функционального поведения работника, выделили понятия «профессиональная роль» и «ролевое поведение». Механизм поведения выстроился в виде следующей четкой последовательности явлений: общественная потребность в управлении – внутренняя мотивация – внешняя активность – удовлетворение потребности – самореализация – самооценка. Каждый работник в течение дня выполняет несколько ролей (начальника, коллеги, подчиненного, партнера), и успех выполнения этих ролей зависит от многих факторов: знания и понимания официальных предписаний, психологической готовности принять роль, ответственности личности и ее самооценки.
* На основании функционального анализа ролевого поведения работника мы можем констатировать, что при моделировании стратегии поведения будущего специалиста необходимо иметь сформированное мышление по реализации позитивного имиджа.
Вопросы
1. В чем заключается имидж профессионального поведения?
2. Изучить соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека
3. Рассмотреть самооценку профессионализма личности
Литература
1. Бураканова Г.М., Изтелеуова Л.И. Имиджелогия. Астана, 2011.
2. Шепель В.М. Управленческая этика. – М., 1989.