Основы психологии семьи и семейного консультирования

Общая психология.

  1. Определение психологии как науки. Основные отрасли психологического знания. Междисциплинарные связи психологии с другими науками.
  2. Основные методологические принципы отечественной науки.
  3. Основные этапы становления психологии как науки.
  4. Классификация методов психологического исследования.
  5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.
  6. Внимание, его основные функции, физиологическая основа внимания, свойства и виды внимания.
  7. Ощущение и восприятие: физиологические основы, свойства, виды восприятия.
  8. Память, физиологические основы, виды, основные характеристики процессов памяти.
  9. Мышление, этапы процесса мышления, виды мышления, основные характеристики мыслительных операций; формы мышления.
  10. Понятие воображения, его основные характеристики. Механизм творческого воображения.
  11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды и функции речи.
  12. Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивов. Основные теории мотивации.
  13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
  14. Основные подходы к исследованию темперамента. Свойства и типы темперамента и их психологическая характеристика.
  15. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.
  16. Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера.
  17. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки.
  18. Общее понятие об общении. Многоплановый характер общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).
  19. Общее понятие о воле. Функции воли: побудительная, тормозная.

Структура волевого действия. Волевые качества человека.

20. Сознание как интегративный способ бытия человека. Сознание как осознанное бытие, практика сознания как предмет психологического анализа.

Педагогическая психология.

  1. Предмет и задачи педагогической психологии, ее связь с другими науками.
  2. Структура педагогического процесса. Понятие об образовательных технологиях.
  3. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психологические основы организации педагогической деятельности.
  4. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.
  5. Психология педагогического воздействия. Приемы и техники управления учащимися на уроке.
  6. Концепции обучения и их психологические основания.
  7. Психология обучения и воспитания: соотношение, основная характеристика.
  8. Теория развивающего обучения Л.В.Занкова.
  9. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умст­венных действий.
  10. Психологические аспекты дифференцированного обуче­ния:программы, направленные на развитие умственных возможностей дошкольника (Л.А.Венгер); определение готовности ребенка к школьному обу­чению (Н.И.Гуткина); развитие логического мышления (Н.Ф.Талызина); организацию работы с одаренными детьми (А.М.Матюшкин); активизацию мыслительной деятельности че­рез игру (Заика )и др.

Возрастная психология.

  1. Движущие силы и условия психического развития личности. Механизмы развития личности.
  2. Проблема периодизации психического развития в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева.

3. Примеры возрастных периодизаций в зарубежной психологии: З.Фрейда, Э.Эриксона, Ш. Бюллер.

  1. Учение Ж.Пиаже о мышлении ребенка.
  2. Понятие возраста. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Понятия «сенситивный период», «ведущая деятельность», «кризис развития».
  3. Психическое развитие в младенчестве.
  4. Явление госпитализма и его последствия.
  5. Психическое развитие в раннем детстве.
  6. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
  7. Психологическая готовность к школьному обучении.
  8. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
  9. Явление школьной дезадаптации. Причины неуспеваемости в школе.
  10. Психологическая характеристика подросткового возраста.
  11. Психологическая характеристика юношеского возраста.
  12. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассника.
  13. Этапы зрелости. Кризис середины жизни.
  14. Психическое и психологическое здоровье и возраст в зрелости.

18. Психологические проблемы старения. Биологические и социальные критерии старения.

Социальная психология.

  1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
  2. Методы социальной психологии. Социометрия как самостоятельный метод социальной психологии.
  3. Психология общения. Содержание, средства. Цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.
  4. Конфликт: функции, виды, структура и динамика развития. Методы разрешения конфликтов.
  5. Малая группа: основные параметры, структура, групповая совместимость и сплоченность, эффективность групповой деятельности, принятие группового решения.
  6. Феномен межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Управление малой группой.
  7. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания.
  8. Психология массовидных явлений.
  9. Социально – психологическая характеристика личности: понятие гендерной роли, социальные установки и стереотипы личности.
  10. Тренинг как форма активного взаимодействия психолога с учащимися. Виды тренингов, этапы проведения.

История психологии.

  1. Предмет, объект, задачи и принципы истории психологии.
  2. Генезис и становление представлений о психической реальности в период античности: Платон, Аристотель.
  3. Характеристика средних веков в контексте развития знаний о душе.
  4. Психологические представления эпохи Возрождения и Нового времени.
  5. Психологические идеи эпохи Просвещения (18в.).
  6. Ассоциативная психология (идеи Д. Гартли, Т. Брауна, Г. Эббингауза).
  7. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка).
  8. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм Дж. Уотсона, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
  9. Психоанализ З.Фрейда. Неофрейдизм.
  10. Когнитивная психология (У. Найссер, Дж. Келли).
  11. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс).
  12. Особенности становления психологии в России, две тенденции ее развития.
  13. С.Л. Рубинштейн и его роль в развитии отечественной психологии. Основные его теории.
  14. Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского.
  15. Психология деятельности А.Н. Леонтьева.

Основы психологии семьи и семейного консультирования.

1. Классификация типов семьи. Сущность брака и семьи. Функции семьи.

2. Особенности современной семьи.

3. Психологическая готовность к браку. Модели супружеской совместимости.

4. Факторы риска в браке. Мотивы супружеских конфликтов и разводов.

5. Детско – родительские взаимоотношении: стили родительского воспитания и позиции ребенка в семье.

6. Общая характеристика жизненного цикла семьи.

7. Особенности работы психолога с семьей: консультирование, диагностика, просвещение и профилактика.


Социальная психология

Наши рекомендации