Основы психологии семьи и семейного консультирования
Общая психология.
- Определение психологии как науки. Основные отрасли психологического знания. Междисциплинарные связи психологии с другими науками.
- Основные методологические принципы отечественной науки.
- Основные этапы становления психологии как науки.
- Классификация методов психологического исследования.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.
- Внимание, его основные функции, физиологическая основа внимания, свойства и виды внимания.
- Ощущение и восприятие: физиологические основы, свойства, виды восприятия.
- Память, физиологические основы, виды, основные характеристики процессов памяти.
- Мышление, этапы процесса мышления, виды мышления, основные характеристики мыслительных операций; формы мышления.
- Понятие воображения, его основные характеристики. Механизм творческого воображения.
- Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды и функции речи.
- Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивов. Основные теории мотивации.
- Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
- Основные подходы к исследованию темперамента. Свойства и типы темперамента и их психологическая характеристика.
- Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.
- Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера.
- Общее понятие о деятельности. Структура деятельности человека Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки.
- Общее понятие об общении. Многоплановый характер общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).
- Общее понятие о воле. Функции воли: побудительная, тормозная.
Структура волевого действия. Волевые качества человека.
20. Сознание как интегративный способ бытия человека. Сознание как осознанное бытие, практика сознания как предмет психологического анализа.
Педагогическая психология.
- Предмет и задачи педагогической психологии, ее связь с другими науками.
- Структура педагогического процесса. Понятие об образовательных технологиях.
- Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психологические основы организации педагогической деятельности.
- Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.
- Психология педагогического воздействия. Приемы и техники управления учащимися на уроке.
- Концепции обучения и их психологические основания.
- Психология обучения и воспитания: соотношение, основная характеристика.
- Теория развивающего обучения Л.В.Занкова.
- Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
- Психологические аспекты дифференцированного обучения:программы, направленные на развитие умственных возможностей дошкольника (Л.А.Венгер); определение готовности ребенка к школьному обучению (Н.И.Гуткина); развитие логического мышления (Н.Ф.Талызина); организацию работы с одаренными детьми (А.М.Матюшкин); активизацию мыслительной деятельности через игру (Заика )и др.
Возрастная психология.
- Движущие силы и условия психического развития личности. Механизмы развития личности.
- Проблема периодизации психического развития в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева.
3. Примеры возрастных периодизаций в зарубежной психологии: З.Фрейда, Э.Эриксона, Ш. Бюллер.
- Учение Ж.Пиаже о мышлении ребенка.
- Понятие возраста. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Понятия «сенситивный период», «ведущая деятельность», «кризис развития».
- Психическое развитие в младенчестве.
- Явление госпитализма и его последствия.
- Психическое развитие в раннем детстве.
- Психологическая характеристика дошкольного возраста.
- Психологическая готовность к школьному обучении.
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
- Явление школьной дезадаптации. Причины неуспеваемости в школе.
- Психологическая характеристика подросткового возраста.
- Психологическая характеристика юношеского возраста.
- Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассника.
- Этапы зрелости. Кризис середины жизни.
- Психическое и психологическое здоровье и возраст в зрелости.
18. Психологические проблемы старения. Биологические и социальные критерии старения.
Социальная психология.
- Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
- Методы социальной психологии. Социометрия как самостоятельный метод социальной психологии.
- Психология общения. Содержание, средства. Цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.
- Конфликт: функции, виды, структура и динамика развития. Методы разрешения конфликтов.
- Малая группа: основные параметры, структура, групповая совместимость и сплоченность, эффективность групповой деятельности, принятие группового решения.
- Феномен межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Управление малой группой.
- Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания.
- Психология массовидных явлений.
- Социально – психологическая характеристика личности: понятие гендерной роли, социальные установки и стереотипы личности.
- Тренинг как форма активного взаимодействия психолога с учащимися. Виды тренингов, этапы проведения.
История психологии.
- Предмет, объект, задачи и принципы истории психологии.
- Генезис и становление представлений о психической реальности в период античности: Платон, Аристотель.
- Характеристика средних веков в контексте развития знаний о душе.
- Психологические представления эпохи Возрождения и Нового времени.
- Психологические идеи эпохи Просвещения (18в.).
- Ассоциативная психология (идеи Д. Гартли, Т. Брауна, Г. Эббингауза).
- Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка).
- Психология как наука о поведении. Бихевиоризм Дж. Уотсона, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
- Психоанализ З.Фрейда. Неофрейдизм.
- Когнитивная психология (У. Найссер, Дж. Келли).
- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс).
- Особенности становления психологии в России, две тенденции ее развития.
- С.Л. Рубинштейн и его роль в развитии отечественной психологии. Основные его теории.
- Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского.
- Психология деятельности А.Н. Леонтьева.
Основы психологии семьи и семейного консультирования.
1. Классификация типов семьи. Сущность брака и семьи. Функции семьи.
2. Особенности современной семьи.
3. Психологическая готовность к браку. Модели супружеской совместимости.
4. Факторы риска в браке. Мотивы супружеских конфликтов и разводов.
5. Детско – родительские взаимоотношении: стили родительского воспитания и позиции ребенка в семье.
6. Общая характеристика жизненного цикла семьи.
7. Особенности работы психолога с семьей: консультирование, диагностика, просвещение и профилактика.
Социальная психология