Методы исследования в патопсихологии
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Шамилова Наталья Витальевна
ВВЕДЕНИЕ
Вклад в патопсихологию внесли: П.Жане, Кречмер, Шарко, А. Бене, З.Фрейд, Гальтон, Кеттел.
Патопсихология – это раздел психологии, прикладная область знаний и испытывает на себе влияние психиатрии.
Психиатрия – отрасль медицины, направленная на выяснение причин психических болезней (этиология), на исследование симптомов и синдромов, типичных для заболеваний, на анализ прогноза болезней, на лечение и профилактику.
Объект в патопсихологии и психиатрии одинаков – нарушение психической деятельности.
Предмет психиатрии – этиология, синдромы и прогноз.
Предмет патопсихологии – закономерности распада психической деятельности и свойств личности.
Патопсихология связана с: физиологией; дефектологией; психологией общей, возрастной, дифференциальной.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТОПСИХОЛОГА:
1. Диагностическая – выявление и оценка психических нарушений с помощью патопсихологических методов.
2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы с взрослыми и собственно-развивающая работа в области детских учреждений.
3. Исследовательская – направление на получение новых научных фактов и обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом.
4. Профилактическая – включает превентивные мероприятия, щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, а также пропаганда некоторых психических заболеваний.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ
I. Участие в решении задач дифференциальной диагностики. ЦЕЛЬ: получение дополнительных данных для психиатрической диагностики.
Данные, которые мы получаем, носят вспомогательный характер. Дополнительные данные о психическом состоянии больного, о состоянии его познавательной деятельности; эмоционально-волевой сферы; о личности в целом.
II. Исследование динамики психических нарушений, в связи с проведённой терапией, многократное исследование больного однотипным набором методик, которые помогают установить динамику изменения психики под влияние лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.
Факторы:
а) определяется роль структуры психического дефекта в построении последующих реабилитационных мероприятий;
б) нужно учитывать изменения в психологическом состоянии больного, изменения его трудоспособности, личностных особенностей для решения вопроса о дальнейшей трудоспособности больного.
III. Проведение экспериментально-психологического исследования с целью экспертизы. Объектами судебно-медицинской экспертизы являются психические деятельности подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. Предмет – закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющих юридическое значение и влекущее определённые правовые последствия.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Предоставление патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики (диагностика патопсихологического симптомокомплекса).
2. Установление степени выраженности и глубины, имеющихся у испытуемого психологических расстройств (определение патопсихологических особенностей испытуемого для обоснования ограниченной вменяемости).
3. Выявление структуры нарушенной и сохранной психических функций.
4. Определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому исследованию и экспертизе в целом.
МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ
Медицинский критерий представляет собой обобщающий перечень психических расстройств, который делится на 4группы:
1гр. Хронические психические заболевания. Включает непрерывно или приступообразно протекающие заболевании, которые имеют тенденцию к прогрессированию и приводят к стойким личностным изменениям: шизофрения, органические изменения.
2гр. Временное расстройство психической деятельности. Временные психические расстройства, которые заканчиваются выздоровление: интоксикационные психозы.
3гр. Слабоумие. Объединяет все случаи различных по происхождению состояний cтойкого и необратимого снижения когнитивной деятельности (деменция).
4гр. Иное болезненное состояние психики. Включает иные состояния психики. Личностные расстройства (психопатии).
АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные переживания, которые являются ответной реакцией на сильный, эмоциональный раздражитель. Отличие аффекта от эмоции – аффекты не осознаются.
Классический (физиологический) аффект – стремительно и бурно протекающая реакция взрывного характера, который сопровождается резким изменением психической деятельности.
ФАЗЫ АФФЕКТА КЛАССИЧЕСКОГО
1 ФАЗА – в ответ на какое-то действие извне наступает ощущение субъективной безвыходности, а так же субъективная внезапность и неожиданность аффективно взрыва (ориентация сохранена).
2 ФАЗА – характеризуется частичным сужением сознания, фрагментарным восприятием и доминирование субъективно-значимых переживаний.
3 ФАЗА – фаза психической и физической астении после бурной, энергетической разрядки.
КУМУЛЯКТИВНЫЙ АФФЕКТ (аффект последней капли) растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет, в течение которых развивается более или менее психотравмирующая ситуация, которая обусловлена накоплением эмоционального напряжения.
АНОМАЛЬНЫЙ АФФЕКТ, чаще у психопатических личностей и у лиц с лёгким алкогольным опьянением.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АФФЕКТ. Находится в компетенции психиатра. Острая стрессовая реакция. Кратковременное психотическое состояние, внезапно возникающее, которое связано с психотравмирующими факторами. Входят в группу так называемых исключительных состояний. Сопровождается расстройством сознания, полной или частичной амнезией переживания. Выделяют 3 стадии:
1ст. подготовительная. Изменяется восприятие окружающего, нарушается способность оценивать происходящее вокруг, осознавать своё состояние. Сознание ограничено узким кругом представлений непосредственно связанных с переживанием.
2ст. взрыва. Напряжённый аффект гнева или ярости с мгновенной кульминацией, которая сопровождается глубоким помрачением сознания. На высоте нарушения сознания возможны иллюзии и психосенсорные расстройства, которые сопровождаются бурным двигательным возбуждением с автоматизмами в деятельности, возможны бессмысленные, агрессивные тенденции, возможны выраженные вегетативные проявления.
3ст. исходная или заключительная. Наступает непродолжительный глубокий сон, а иногда состояние прострации (просоночное). Общая слабость, вялость, полное безразличие к окружающим.
IV. Определение умственного развития аномального ребёнка и выбор путей его обучения. Исследование детей с нарушениями поведения.
V. Участие в реабилитации больных и психокоррекционной работе. Цель: разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного. Задачи: выявление сохранных сторон психики больного; изучение социального окружения больного; изучение характера отношений в социальной среде; выявление трудовых и учебных установок больного.
Цель участия в психокоррекционной работе: выявить не только изменённые болезнью личностные свойства, но и сохранные компоненты личностной деятельности на которые и должны опираться все коррекционные программы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
1. Выработка адекватного отношения к болезни, необходимости лечения, возможности выздоровления.
2. Коррекция самооценки и выработка адекватных способов решения проблем.
3. Коррекция уровней социально-психологической адаптации.
4. Создание мотивации на здоровый образ жизни.
5. Психокорреционная работа с семьями больных.
6. Психокоррекция дисгармоничного развития детей и подростков.
VI. Исследование недостаточно изученных психических расстройств.
VII. Охрана психического здоровья, вопросы психогигиены и психопрофилактики.
Главные критерии оценки аномального развития.
1. Неадекватность, которая проявляется в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения, речи, мимики человека в той ситуации, в которой он находится.
2. Нарушение критичности:
- снижение или отсутствие св. «Я» поступкам, высказываниям.
3. Непродуктивность деятельности:
- интересен сам процесс деятельности, а не результат;
- ни сама деятельность, ни результат не имеют смысла – автоматические двигательные акты;
- конкретная деятельность подменяется вербальной деятельностью (размышления, слова и т.п.).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАТОПСИХОЛОГИИ
Главный метод патопсихологии – патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющие те или иные особенности психической деятельности больного; это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально-созданных условиях, обеспечивающих максимальные проявления имеющихся нарушений.
Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приёмов изучения психических функций – это экспериментально-психологические методики.
Патопсихологический эксперимент – это совместная деятельность психолога и больного.
Принципы построения патопсихологического эксперимента:
1. Принцип моделирования психической деятельности. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и организуется выполнение этих действий в непривычных несколько искусственных условиях.
2. Принцип учёта отношения больного к ситуации исследования (личностный подход). Психологом принимаются во внимание критичность, установки больного.
3. Принцип качественного анализа психической деятельности больного.
Критичность оценки:
· общий темп работы;
· динамика темпа;
· процесс смены операций (переключаемость);
· характер ошибок и анализ того, чем они вызваны;
· возможность самостоятельно замечать и исправлять ошибки;
· отношение к помощи экспериментатора и совместному преодолению ошибок;
· какая помощь оказалась необходимой и достаточной.
4. Принцип комплексного или системного подхода психической деятельности – использование комплекса методик.
5. Принцип протоколирования.
Экспериментатор | Действия больного | Высказывания больного |
Этапы инструкции, реплики, вопросы, замечания со стороны экспериментатора. Описывается вся помощь, оказанная больному | Действия на эти реплики, замечания | Высказывания на эти реплики, замечания |
В процессе исследования могут меняться условия его проведения:
o ситуация, в которой находится больной (можно регистрировать поведение больного в разных условиях: тишина, шум, другие раздражители);
o специальные или искусственные изменения деятельности больного (меняется сложность задания, время на выполнение);
o изменение состояния психических процессов посредством введения фармакологических препаратов (под полным контролем врача и в исключительных случаях).
Деятельность психолога по организации патопсихологического исследования.
Нестандартные методики направлены на выявление определённых видов нарушений, психических процессов, и подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от задач, поставленных перед психологом.
Вопрос о направлении больного к психологу решается лечащим врачом, он же оформляет заявку, в которой указывает фамилию, имя, отчество больного, паспортные данные, год рождения, отделение, номер истории болезни, цель исследования, предварительный диагноз и круг дифференциальной диагностики.
Этапы проведения эксперимента:
I. Подготовительный. Формулирование исследования. Психолог изучает историю болезни пациента, анамнез, результаты других исследований, наличие соматических заболеваний, сопутствующих заболеваний. Психолог обсуждает с врачом стратегии проведения эксперимента, уточняет, какие психотропные препараты принимает больной, уточняет соматический статус больного (нарушение сна, аппетита); обсуждает есть ли факторы, затрудняющие проведение исследования (напр.: назначены психотропные препараты). Психолог составляет план исследования и подбирает методики.
II. Собственно эксперимент – беседа, эксперимент и наблюдение.
Беседа состоит из 2-х частей:
§ знакомство с больным и установление контакта (уточнить есть ли жалобы на психическую сферу), спрашиваем паспортные данные и задаём другие вопросы, направленные на установление ориентации в месте, времени, порстранстве, собственной личности (нельзя спрашивать есть ли у него галлюцинации, бред, если нет специального задания врача);
§ вторая часть беседы происходит во время эксперимента.
Виды помощи:
1. простое переспрашивание, т.к. это привлекает внимание больного на собственные слова;
2. одобрение или стимуляция дальнейших действий;
3. уточняющие вопросы (помогают больному уточнить собственные мысли);
4. наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
5. подсказка;
6. демонстрация действия и просьба повторить самостоятельно это действие ("сделай так");
7. обучение тому, как можно выполнить задание
Общие правила оказания помощи в эксперименте:
1) Сначала следует проверить не окажутся ли эффективны более лёгкие виды помощи, а лишь затем перейти к демонстрации и обучению.
2) Экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано.
3) Каждый акт помощи и реакция испытуемого должны быть занесены в протокол.
Наблюдение за поведением больного. Отмечаются:
- особенности внешнего вида;
- мимика (выражение лица);
- эмоциональные реакции (жесты);
- особенности поведения;
- речь;
- как часто отвлекается и на что;
- какие присутствуют вегетативные реакции.
Сам эксперимент. Выбираются 8-10 методик, которые помогают наиболее полно раскрыть цель обследования и ответить на поставленные лечащим врачом вопросы. При выборе методик учитывается возраст, образование, эрудиция, круг интересов, потребности и жизненный опыт испытуемого.
Методы по объекту исследования:
1. Исследование индивидуально-психологических особенностей:
· темперамент (опросник Айзенка);
· характер (опросник Шмишека);
· личность (тест Кеттела, MMPI).
2. Исследование отдельных психических функций:
а) внимания и сенсомоторных реакций:
- корректурная проба;
- таблицы Шульте;
- таблицы Горбова;
- методика Мюнстенберга;
- счёт по Крепелину;
- отсчитывание.
б) памяти:
- 10 слов;
- пиктограммы;
- методика Леонтьева;
- пересказ текста;
- иногда применяются методики из нейропсихологии.
в) мышления:
- складывание картинок из частей;
- кубики Куоса;
- понимание рассказа;
- объяснение сюжетных картин;
- установление последовательности событий;
- классификация предметов;
- исключение предметов;
- выделение существенных признаков предметов;
- образование простых и сложных аналогий;
- понимание пословиц, метафор, фраз;
- проба Эббингауза;
- ассоциативный тест (тест 60 слов).
г) функциональных и эмоциональных состояний:
- тест Люшера;
- методика Спилбергера-Ханина;
- шкала тревоги Тейлора;
- шкала функционально-психических состояний;
- методика исследования депрессивных состояний Зунге.
д) интеллекта:
- тест Векслера;
- тест прогрессивные матрицы Ровена.
е) самосознания и самооценки:
- методики Дембо-Рубинштейн.
ж) эмоционально-мотивационной сферы, ценностей, социальных установок:
- тест Рокича;
- тест Розенцвейга;
- тест незаконченные предложения;
- ТАТ, РАТ;
- Роршака.
III. Анализ полученных данных и написание заключения.
4 этапа:
1. Обобщение экспериментальных данных, свидетельствующие о состоянии больного – сопоставление жалоб с объективными показателями.
2. Оценка мотивированности испытуемого в эксперименте (интерес к исследованию, анализ оговорок, высказываний с юмором и т.д.).
3. Оценка познавательного аспекта деятельности (понимание инструкций, способа выполнения заданий).
4. Квалификация выявленных психических нарушений в патопсихологический синдром.
5. Заключение:
o «заключение по данным патопсихологического исследования»;
o «шапочка» (Ф.И.О., год рождения, сколько полных лет, образование, профессия, пол);
o цель исследования (в зависимости от задач);
o перечень вопросов;
o текст:
1-й абзац – жалобы больного.
2-й абзац – описание контакта и поведения (интерес к исследованию, понимание инструкции, мимика, жесты и т.д.).
3-й абзац – сведения о характере познавательной деятельности (или описание центрального нарушения), отметить в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, описать сохранные стороны психической деятельности больного.
4-й абзац – резюме, ответ на запрос ("таким образом данные настоящего патопсихологического исследования выявляют нарушения психической деятельности больного, укладывающиеся в рамки ………… патопсихологического симптомокомплекса, проявляющиеся …………….").