Методы исследования в патопсихологии

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Шамилова Наталья Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

Вклад в патопсихологию внесли: П.Жане, Кречмер, Шарко, А. Бене, З.Фрейд, Гальтон, Кеттел.

Патопсихология – это раздел психологии, прикладная область знаний и испытывает на себе влияние психиатрии.

Психиатрия – отрасль медицины, направленная на выяснение причин психических болезней (этиология), на исследование симптомов и синдромов, типичных для заболеваний, на анализ прогноза болезней, на лечение и профилактику.

Объект в патопсихологии и психиатрии одинаков – нарушение психической деятельности.

Предмет психиатрии – этиология, синдромы и прогноз.

Предмет патопсихологии – закономерности распада психической деятельности и свойств личности.

Патопсихология связана с: физиологией; дефектологией; психологией общей, возрастной, дифференциальной.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТОПСИХОЛОГА:

1. Диагностическая – выявление и оценка психических нарушений с помощью патопсихологических методов.

2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы с взрослыми и собственно-развивающая работа в области детских учреждений.

3. Исследовательская – направление на получение новых научных фактов и обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом.

4. Профилактическая – включает превентивные мероприятия, щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, а также пропаганда некоторых психических заболеваний.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

I. Участие в решении задач дифференциальной диагностики. ЦЕЛЬ: получение дополнительных данных для психиатрической диагностики.

Данные, которые мы получаем, носят вспомогательный характер. Дополнительные данные о психическом состоянии больного, о состоянии его познавательной деятельности; эмоционально-волевой сферы; о личности в целом.

II. Исследование динамики психических нарушений, в связи с проведённой терапией, многократное исследование больного однотипным набором методик, которые помогают установить динамику изменения психики под влияние лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.

Факторы:

а) определяется роль структуры психического дефекта в построении последующих реабилитационных мероприятий;

б) нужно учитывать изменения в психологическом состоянии больного, изменения его трудоспособности, личностных особенностей для решения вопроса о дальнейшей трудоспособности больного.

III. Проведение экспериментально-психологического исследования с целью экспертизы. Объектами судебно-медицинской экспертизы являются психические деятельности подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. Предмет – закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющих юридическое значение и влекущее определённые правовые последствия.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Предоставление патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики (диагностика патопсихологического симптомокомплекса).

2. Установление степени выраженности и глубины, имеющихся у испытуемого психологических расстройств (определение патопсихологических особенностей испытуемого для обоснования ограниченной вменяемости).

3. Выявление структуры нарушенной и сохранной психических функций.

4. Определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому исследованию и экспертизе в целом.

МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ

Медицинский критерий представляет собой обобщающий перечень психических расстройств, который делится на 4группы:

1гр. Хронические психические заболевания. Включает непрерывно или приступообразно протекающие заболевании, которые имеют тенденцию к прогрессированию и приводят к стойким личностным изменениям: шизофрения, органические изменения.

2гр. Временное расстройство психической деятельности. Временные психические расстройства, которые заканчиваются выздоровление: интоксикационные психозы.

3гр. Слабоумие. Объединяет все случаи различных по происхождению состояний cтойкого и необратимого снижения когнитивной деятельности (деменция).

4гр. Иное болезненное состояние психики. Включает иные состояния психики. Личностные расстройства (психопатии).

АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные переживания, которые являются ответной реакцией на сильный, эмоциональный раздражитель. Отличие аффекта от эмоции – аффекты не осознаются.

Классический (физиологический) аффект – стремительно и бурно протекающая реакция взрывного характера, который сопровождается резким изменением психической деятельности.

ФАЗЫ АФФЕКТА КЛАССИЧЕСКОГО

1 ФАЗА – в ответ на какое-то действие извне наступает ощущение субъективной безвыходности, а так же субъективная внезапность и неожиданность аффективно взрыва (ориентация сохранена).

2 ФАЗА – характеризуется частичным сужением сознания, фрагментарным восприятием и доминирование субъективно-значимых переживаний.

3 ФАЗА – фаза психической и физической астении после бурной, энергетической разрядки.

КУМУЛЯКТИВНЫЙ АФФЕКТ (аффект последней капли) растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет, в течение которых развивается более или менее психотравмирующая ситуация, которая обусловлена накоплением эмоционального напряжения.

АНОМАЛЬНЫЙ АФФЕКТ, чаще у психопатических личностей и у лиц с лёгким алкогольным опьянением.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АФФЕКТ. Находится в компетенции психиатра. Острая стрессовая реакция. Кратковременное психотическое состояние, внезапно возникающее, которое связано с психотравмирующими факторами. Входят в группу так называемых исключительных состояний. Сопровождается расстройством сознания, полной или частичной амнезией переживания. Выделяют 3 стадии:

1ст. подготовительная. Изменяется восприятие окружающего, нарушается способность оценивать происходящее вокруг, осознавать своё состояние. Сознание ограничено узким кругом представлений непосредственно связанных с переживанием.

2ст. взрыва. Напряжённый аффект гнева или ярости с мгновенной кульминацией, которая сопровождается глубоким помрачением сознания. На высоте нарушения сознания возможны иллюзии и психосенсорные расстройства, которые сопровождаются бурным двигательным возбуждением с автоматизмами в деятельности, возможны бессмысленные, агрессивные тенденции, возможны выраженные вегетативные проявления.

3ст. исходная или заключительная. Наступает непродолжительный глубокий сон, а иногда состояние прострации (просоночное). Общая слабость, вялость, полное безразличие к окружающим.

IV. Определение умственного развития аномального ребёнка и выбор путей его обучения. Исследование детей с нарушениями поведения.

V. Участие в реабилитации больных и психокоррекционной работе. Цель: разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного. Задачи: выявление сохранных сторон психики больного; изучение социального окружения больного; изучение характера отношений в социальной среде; выявление трудовых и учебных установок больного.

Цель участия в психокоррекционной работе: выявить не только изменённые болезнью личностные свойства, но и сохранные компоненты личностной деятельности на которые и должны опираться все коррекционные программы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

1. Выработка адекватного отношения к болезни, необходимости лечения, возможности выздоровления.

2. Коррекция самооценки и выработка адекватных способов решения проблем.

3. Коррекция уровней социально-психологической адаптации.

4. Создание мотивации на здоровый образ жизни.

5. Психокорреционная работа с семьями больных.

6. Психокоррекция дисгармоничного развития детей и подростков.

VI. Исследование недостаточно изученных психических расстройств.

VII. Охрана психического здоровья, вопросы психогигиены и психопрофилактики.

Главные критерии оценки аномального развития.

1. Неадекватность, которая проявляется в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения, речи, мимики человека в той ситуации, в которой он находится.

2. Нарушение критичности:

- снижение или отсутствие св. «Я» поступкам, высказываниям.

3. Непродуктивность деятельности:

- интересен сам процесс деятельности, а не результат;

- ни сама деятельность, ни результат не имеют смысла – автоматические двигательные акты;

- конкретная деятельность подменяется вербальной деятельностью (размышления, слова и т.п.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАТОПСИХОЛОГИИ

Главный метод патопсихологии – патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющие те или иные особенности психической деятельности больного; это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально-созданных условиях, обеспечивающих максимальные проявления имеющихся нарушений.

Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приёмов изучения психических функций – это экспериментально-психологические методики.

Патопсихологический эксперимент – это совместная деятельность психолога и больного.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1. Принцип моделирования психической деятельности. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и организуется выполнение этих действий в непривычных несколько искусственных условиях.

2. Принцип учёта отношения больного к ситуации исследования (личностный подход). Психологом принимаются во внимание критичность, установки больного.

3. Принцип качественного анализа психической деятельности больного.

Критичность оценки:

· общий темп работы;

· динамика темпа;

· процесс смены операций (переключаемость);

· характер ошибок и анализ того, чем они вызваны;

· возможность самостоятельно замечать и исправлять ошибки;

· отношение к помощи экспериментатора и совместному преодолению ошибок;

· какая помощь оказалась необходимой и достаточной.

4. Принцип комплексного или системного подхода психической деятельности – использование комплекса методик.

5. Принцип протоколирования.

Экспериментатор Действия больного Высказывания больного
Этапы инструкции, реплики, вопросы, замечания со стороны экспериментатора. Описывается вся помощь, оказанная больному Действия на эти реплики, замечания Высказывания на эти реплики, замечания

В процессе исследования могут меняться условия его проведения:

o ситуация, в которой находится больной (можно регистрировать поведение больного в разных условиях: тишина, шум, другие раздражители);

o специальные или искусственные изменения деятельности больного (меняется сложность задания, время на выполнение);

o изменение состояния психических процессов посредством введения фармакологических препаратов (под полным контролем врача и в исключительных случаях).

Деятельность психолога по организации патопсихологического исследования.

Нестандартные методики направлены на выявление определённых видов нарушений, психических процессов, и подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от задач, поставленных перед психологом.

Вопрос о направлении больного к психологу решается лечащим врачом, он же оформляет заявку, в которой указывает фамилию, имя, отчество больного, паспортные данные, год рождения, отделение, номер истории болезни, цель исследования, предварительный диагноз и круг дифференциальной диагностики.

Этапы проведения эксперимента:

I. Подготовительный. Формулирование исследования. Психолог изучает историю болезни пациента, анамнез, результаты других исследований, наличие соматических заболеваний, сопутствующих заболеваний. Психолог обсуждает с врачом стратегии проведения эксперимента, уточняет, какие психотропные препараты принимает больной, уточняет соматический статус больного (нарушение сна, аппетита); обсуждает есть ли факторы, затрудняющие проведение исследования (напр.: назначены психотропные препараты). Психолог составляет план исследования и подбирает методики.

II. Собственно эксперимент – беседа, эксперимент и наблюдение.

Беседа состоит из 2-х частей:

§ знакомство с больным и установление контакта (уточнить есть ли жалобы на психическую сферу), спрашиваем паспортные данные и задаём другие вопросы, направленные на установление ориентации в месте, времени, порстранстве, собственной личности (нельзя спрашивать есть ли у него галлюцинации, бред, если нет специального задания врача);

§ вторая часть беседы происходит во время эксперимента.

Виды помощи:

1. простое переспрашивание, т.к. это привлекает внимание больного на собственные слова;

2. одобрение или стимуляция дальнейших действий;

3. уточняющие вопросы (помогают больному уточнить собственные мысли);

4. наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

5. подсказка;

6. демонстрация действия и просьба повторить самостоятельно это действие ("сделай так");

7. обучение тому, как можно выполнить задание

Общие правила оказания помощи в эксперименте:

1) Сначала следует проверить не окажутся ли эффективны более лёгкие виды помощи, а лишь затем перейти к демонстрации и обучению.

2) Экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано.

3) Каждый акт помощи и реакция испытуемого должны быть занесены в протокол.

Наблюдение за поведением больного. Отмечаются:

- особенности внешнего вида;

- мимика (выражение лица);

- эмоциональные реакции (жесты);

- особенности поведения;

- речь;

- как часто отвлекается и на что;

- какие присутствуют вегетативные реакции.

Сам эксперимент. Выбираются 8-10 методик, которые помогают наиболее полно раскрыть цель обследования и ответить на поставленные лечащим врачом вопросы. При выборе методик учитывается возраст, образование, эрудиция, круг интересов, потребности и жизненный опыт испытуемого.

Методы по объекту исследования:

1. Исследование индивидуально-психологических особенностей:

· темперамент (опросник Айзенка);

· характер (опросник Шмишека);

· личность (тест Кеттела, MMPI).

2. Исследование отдельных психических функций:

а) внимания и сенсомоторных реакций:

- корректурная проба;

- таблицы Шульте;

- таблицы Горбова;

- методика Мюнстенберга;

- счёт по Крепелину;

- отсчитывание.

б) памяти:

- 10 слов;

- пиктограммы;

- методика Леонтьева;

- пересказ текста;

- иногда применяются методики из нейропсихологии.

в) мышления:

- складывание картинок из частей;

- кубики Куоса;

- понимание рассказа;

- объяснение сюжетных картин;

- установление последовательности событий;

- классификация предметов;

- исключение предметов;

- выделение существенных признаков предметов;

- образование простых и сложных аналогий;

- понимание пословиц, метафор, фраз;

- проба Эббингауза;

- ассоциативный тест (тест 60 слов).

г) функциональных и эмоциональных состояний:

- тест Люшера;

- методика Спилбергера-Ханина;

- шкала тревоги Тейлора;

- шкала функционально-психических состояний;

- методика исследования депрессивных состояний Зунге.

д) интеллекта:

- тест Векслера;

- тест прогрессивные матрицы Ровена.

е) самосознания и самооценки:

- методики Дембо-Рубинштейн.

ж) эмоционально-мотивационной сферы, ценностей, социальных установок:

- тест Рокича;

- тест Розенцвейга;

- тест незаконченные предложения;

- ТАТ, РАТ;

- Роршака.

III. Анализ полученных данных и написание заключения.

4 этапа:

1. Обобщение экспериментальных данных, свидетельствующие о состоянии больного – сопоставление жалоб с объективными показателями.

2. Оценка мотивированности испытуемого в эксперименте (интерес к исследованию, анализ оговорок, высказываний с юмором и т.д.).

3. Оценка познавательного аспекта деятельности (понимание инструкций, способа выполнения заданий).

4. Квалификация выявленных психических нарушений в патопсихологический синдром.

5. Заключение:

o «заключение по данным патопсихологического исследования»;

o «шапочка» (Ф.И.О., год рождения, сколько полных лет, образование, профессия, пол);

o цель исследования (в зависимости от задач);

o перечень вопросов;

o текст:

1-й абзац – жалобы больного.

2-й абзац – описание контакта и поведения (интерес к исследованию, понимание инструкции, мимика, жесты и т.д.).

3-й абзац – сведения о характере познавательной деятельности (или описание центрального нарушения), отметить в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, описать сохранные стороны психической деятельности больного.

4-й абзац – резюме, ответ на запрос ("таким образом данные настоящего патопсихологического исследования выявляют нарушения психической деятельности больного, укладывающиеся в рамки ………… патопсихологического симптомокомплекса, проявляющиеся …………….").

Наши рекомендации