Научные взгляды А.А.Богданова и его влияние на развитие теории менеджмента
Среди теоретиков управления, несомненно, выделяется фигура A.A.Богданова. Главным научным трудом А. Богданова считают его фундаментальную монографию в трех томах «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе.
Все проявления человеческой жизни, говорит Богданов, буквально пронизаны организационными принципами. По мнению А. Богданова, предметом организационной науки должны стать именно общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира. Они, по мнению Богданова, действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей).
Он попытался сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Он высказал идею о необходимости системного подхода к её изучению, дал характеристику соотношения системы и её элементов, показав, что организованное целое оказывается больше простой суммы его частей.
А. Богданов считал необходимым рассмотрение всякого целого, всякой системы элементов, а её отношении к среде и каждой чисти в её отношении к целому. Таким образом, основные понятия тектологии, для Богданова, – понятия об элементах и об их сочетаниях. Элементами являются активности – сопротивления всех возможных родов. Сочетания сводятся к трем типам: комплексы организованные, дезорганизованные, нейтральные. Они различаются по величине практической суммы их элементов. Таковы теоретические постулаты А. Богданова относительно предмета тектологии.
Человек не выдумывает своих организационных методов; они имеют основу в организационных закономерностях природы и являются для человека так или иначе вынужденными. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи.
При разработке проблем хозяйственного управления, прежде всего планомерной организации экономики страны Богданов широко использовал принципы всеобщей организационной науки. Он отмечал, что планомерным может быть названо лишь то хозяйство, все части которого стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана, который должен принимать во внимание следующие принципы тектологии:
всякое организованное целое – это система активностей, развертывающихся в определенной среде в непрерывном взаимодействии с нею. Отсюда и общество представляет систему человеческих активностей в природной среде в борьбе с её сопротивлениями;
каждая часть организованной системы находится в определенном функциональном отношении к целому. В обществе, например, каждая отрасль хозяйства, каждое предприятие, каждый работник выполняют свою определенную функцию.
В концепции А. Богданова содержатся немало интересных и важных идей, однако его теория не была по достоинству оценена современниками. Да и сегодня она еще недостаточно осмыслена. Следует также заметить, что Богданов исключительно философичен, а его язык философски перегружен и требует соответствующей подготовки и уровня мышления.
17. Современные течения в теории управления: возникновение и развитие.
Новые и новейшие школы менеджмента возникли в 50-60-ых годах 20 века. Их возникновение было связано с проникновением в процесс управления электронно-вычислительной технике. Особенности этого направления: формализация процесса управления, внедрение автоматизированных систем управления.
К современным школам менеджмента относятся так же Стратегический менеджмент. Это направление возникло в 70-80-ые 20 века, возникновение связано с : НТР, тем что на первое место выходит человек и кадры становятся стратегическим ресурсом, приобретает значимость информационный ресурс. В отличии от традиционного менеджмента, стратегический смотрит на сегодня с позиции завтрашнего дня, а стратегические решения имеют длительное последствие. Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал, направлено на выживаемость организации в долгосрочной перспективе за счёт установление динамического баланса с окружением.
Школа науки управления (1950-1990 гг.). Базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними.Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.
Системный подход к менеджменту. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте. Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.