Мотивация общения и взаимодействия
СМО – «Социальная мотивация общения» (мотивационный опросник Г. Ю. Айзенка).Г. Айзенк – автор около 45 книг и более 600 научных статей, которому принадлежат многочисленные популярные методы изучения личности и общения. По мнению Айзенка, для объяснения поведенческих проявлений человека достаточно не более трех суперчерт (типов). Взгляды автора отражает широко распространенный опросник для измерения экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности (57 вопросов). Упрощенный В. Н. Куницыной способ получения и обработки данных по вышеназванному опроснику в специальной форме опросного листа представлен в приложении № 2.
Менее известный мотивационный опросник был опубликован в 1991 году в соавторстве с Г. Уилсоном. Его модификацию успешно осуществила М. Л. Кубышкина, которая сократила опросник с 210 до 156 вопросов, оставив 13 шкал из 21, и выполнила все необходимые процедуры по валидизации опросника.
Мотивационный опросник Айзенка содержит суждения, отражающие три ведущих (согласно концепции автора) параметра личности: экстраверсию/интроверсию, эмоциональную стабильность/эмоциональную нестабильность, жесткость/мягкость. Он включает следующие шкалы:
- Активность (activity) – энергичность, разнообразные интересы, склонность ко всем видам физической активности, к переходам от одного вида активности к другому.
- Общительность (sociability) – поиск общения, потребность в контактах, любовь к массовым мероприятиям (вечеринки, танцы), чувство комфорта и непринужденность в социальных ситуациях.
- Риск (принятие риска, risk-taking) – склонность к опасности и азарту без раздумья о возможных негативных последствиях.
- Импульсивность (impulsiveness) – склонность к мгновенным действиям и поспешным, часто необдуманным решениям, беззаботность, переменчивость, непредсказуемость.
- Ответственность (zesponsibility) – добросовестность, надежность, серьезное отношение к делу.
- Автономность (autonomy) – чувство свободы и независимости, самостоятельность решений и действий.
- Удовлетворенность жизнью (happiness) – бодрость и оптимистичность, удовлетворенность своим существованием, согласие с окружающим миром.
- Тревожность (anxiety) – склонность к беспричинному беспокойству по поводу того, что потенциально может случиться (но не обязательно случится), быстрое ухудшение настроения, если что-то идет «не так».
- Агрессивность (спонтанная, aggressiveness) – прямое и косвенное выражение агрессии, вспышки раздражения, стремление к драке, силовым аргументам, сарказму.
- Доминантность (assertiveness) – склонность к «давлению» на людей, отстаивание своих прав.
- Догматичность (dogmatizm) – догматичность, бескомпромиссность, устойчивость взглядов на большинство вещей, склонность защищать эти взгляды.
- Ориентация на социальный успех (achievement orientation) – склонность к соперничеству, амбициозность, трудолюбие, стремление к улучшению своего социального положения.
- Склонность к острым ощущениям (sensation seeking) – стремление к «острым» ситуациям, постоянная жажда новых впечатлений, приключений, увлечений; готовность ради этой остроты ощущений идти даже на риск для жизни и собственной безопасности.
БН (методика измерения мотива избегания, боязни неудачи). Разработана немецким психологом Т. Элерсом, адаптирована М. А. Котиком. В данной методике названия качеств личности сгруппированы по три в тридцати строках. Испытуемый должен из трех качеств в каждой строке выбрать одно, наиболее его характеризующее.
Тест позволяет оценить уровень мотивации к избеганию неудач; уровень страха перед поражением, негативным результатом, несчастьем: уровень защиты.
Преимуществом данной методики является то, что она не связывает избегание неудачи лишь с ситуациями академических достижений и решения интеллектуальных задач, а рассматривает его как более обобщенное свойство, не зависящее от конкретных параметров ситуации.
Методика носит полупроективный характер. Максимум баллов по ключу может достигать 30 единиц. В. Н. Куницына внесла следующие дополнения: на предлагаемом словарном материале выделено по 12 свойств, отражающих предприимчивость и импульсивность; соответственно, максимальный балл оценки этих свойств личности – 12 (См. Приложение 2).
Проверка на валидность выделенных измерений показала надежность данного варианта методики. Корреляционный анализ показал устойчивую положительную связь с результатами измерения аналогичных свойств, полученными по другим методикам.
МАФ – «Мотив аффилиации». Первая методика измерения мотива аффилиации была разработана в 1952 г. Первоначально предпочтение отдавалось проективным методикам, в большинстве своем основанным на ТАТ: по картинкам писались рассказы, в которых потом отыскивались и фиксировались аффилиативные темы. Затем на основании полученных представлений о содержании этого мотива перешли к конструированию опросников. Один из первых опросников, до сих пор пользующийся популярностью, принадлежит А. Мехрабяну. Он состоит из двух частей по двадцать пять вопросов для каждой (две мотивационные тенденции – аффилиативная тенденция и чувствительность к отвержению).
Опросник предназначен для тех случаев, когда в роли партнера выступает незнакомый или малознакомый человек. Обе части опросника не располагают к социально желательным ответам и не коррелируют между собой.
В настоящее время существует несколько модификаций этого опросника. Одна из них приводится в книге Р. С. Немова (Немов, 1995, с. 465- 469).
МЛП* – Мотивационный опросник А. Эдвардса «Личностные предпочтения».
* Аббревиатура МЛП (мотивационные личностные предпочтения) предложена В. Н. Куницыной.
Т. В. Корнилова провела сравнительно-культурное исследование, используя методику А. Эдвардса «Личностные предпочтения» (Психологический журнал. – 1995. -№ 2. – С. 142). Методика измеряет следующие мотивационные тенденции (потребности): мотивация достижения, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, аффилиация, доминирование, принятие опеки, гетеросексуальность и др.
Опросник содержит 225 попарно сгруппированных суждений, которые выражают отношение к выделенной сфере потребностей (отдельные высказывания в парах встречаются 3-4 раза). Заполнение опросника занимает 1,5 часа.
В качестве показателя лжи используется противоречивость выбора. Обработка проста: подсчитывается частота выбора суждений и количество выбранных суждений по данному мотиву. В результате работы с этой методикой опросник был сокращен до 64 суждений, были оставлены 8 мотивационных тенденций.
По полному варианту опросника было обследовано 260 человек (студенты, преподаватели, военнослужащие, музейные работники, предприниматели; всего 138 мужчин и 122 женщины).