Река Чулышман

Протяженность пешей части - 18 км

Протяженность сплава - 250 км

Продолжительность сплава - 13 - 15 дней

Сезонность - июнь-август

Категория сложности: для байдарок - V, усл., для надувных лодок и надувных плотов - IV, усл.

Схема

Известно несколько вариантов подхода к Чулышману, позволяющих начать сплав из различных точек: от устья левого притока - Богояша, от поселков Язулу, Чодро или зимовья Катуярык.

Исходная точка маршрута - крупное село Мугур-Аксы (другое название - Мунгун-Тайга), куда можно добраться самолетом из Кызыла. От села по хорошей грунтовой дороге доехать до озера Хиндиктиг-Холь; туда на стоянку рыбаков ходят машины. От стоянки, находящейся в северной оконечности озера, пройти вдоль него (или по договоренности с рыбаками сплавиться на моторной лодке, при этом пешая часть укоротится до 10 - 12 км) до его западной оконечности, истока реки Моген-Бурен. От истока к озеру Джулукуль экономнее двигаться по азимуту напрямик, по всхолмленному, заросшему низким ерником плато с многочисленными болотцами и озерками.

Дойдя до юго-восточной кромки Джулукуля, сплавиться по нему до его северо-западной оконечности. Ориентиром может служить большой скальный обломок почти правильной пирамидальной формы. Здесь длинный, узкий залив постепенно становится рекой Чулышман.

От озера Джулукуль до впадения своего крупного правого притока Оин-Ора Чулышман петляет по заболоченному, слабо всхолмленному нагорью. Берега большей частью представляют собой высокие зыбкие кочки. Разведка на этом отрезке реки не нужна: течение спокойное и перед скоплениями камней, которые в основном имеют характер незлобивых шивер, реже - порогов, легко пристать к берегу.

Некоторые шиверы на круто падающих участках реки настолько забиты камнями, что требуют обноса: например, шивера перед устьем правого притока Туту-Оюка (обнос по правому берегу около 3 км) и 5-километровый порог-шивера с уклоном 30 - 40 м/км перед впадением Богояша. Обносить удобнее по тропе левого берега, затем перебраться против устья Богояша на правый берег. В 2 - 3 км после устья Богояша Чулышман - уже полноводный, быстрый, скорость течения около 5 - 7 км/час. Появляются галечные пляжи, берега становятся суше.

Ниже Оин-Ора Чулышман входит в горы, по берегам лиственничная тайга, постепенно переходящая в кедровую. Уклон реки возрастает, и в шивере, начавшейся после впадения Оин-Ора, вскоре оголяется столько камней, что с трудом удается пристать к берегу. Через 3 - 4 км уклон еще более возрастает (местами до 30 - 40 м/км). Обнос по хорошо набитой тропе правого берега около 10 км до устья левого притока - Уанду.

За Уанду Чулышман - сравнительно спокойный, мощный и быстрый (средняя скорость течения около 10 км/час). Через 10 - 12 км сплава река огибает высокую светлую стенку правого берега, хорошо видную издали. Левый скальный берег также круто обрывается вниз. Это начало "Язулинского каньона". Проходимы после тщательной разведки лишь первые 2 - 3 км каньона, далее пороги становятся мощными и опасными, а берега - крутыми, почти отвесными. Обнос до поселка Язулу по тропе правого берега. В 500 м ниже впадения правого притока - Верхнего Кулаша через Чулышман высоко над каньоном перекинут Чертов мост, под которым бушует 4-метровый водопад.

В Язулу - почта и магазин. Напротив поселка - мост через реку, по которому уходит тропа на Саратан, сначала до перевала долиной левого притока Чулышмана - Нижнего Тартагая, затем - правого притока Башкауса Караташа. Именно этой тропой следует выходить на Язулу через Саратан из села Усть-Улаган при сплаве на надувных камерных плотах.

На участке от Язулу до устья Адулюгема, левого притока Чулышмана, вначале встречаются лишь несложные шиверы, далее в крутой излучине реки у отвесной глинистой стенки - порог. Цепочка камней в центре образует нечто вроде двух проток - идти нужно левой, энергично перегребая струю: правая на выходе перегорожена камнями.

Примерно в получасе сплава от порога расположена бурная шивера, которая в 2 км выше устья Адулюгема переходит в очень сложный порог "Мини-Каша". Им начинается трудное даже для плотов "Шавлинское ущелье", отличающееся большим уклоном, высокой скоростью течения, крутыми сливами, мощными валами, насыщенностью русла глыбовым материалом. При сплаве нужна детальнейшая разведка. Обнос осуществляется по тропе правого берега, которая пересекает Нижний Кулаш в 2 - 3 км выше его устья. Здесь сохранился старый мост. За мостом тропа трудная: местами заболочена, иногда проходит по руслу ручья. В 1 - 2 км выше устья Шавлы тропа круто, серпантином спускается к Чулышману.

За устьем Шавлы река снова спокойна: несколько простых шивер преодолеваются с ходу. Примерно в 20 км ниже Шавлы (около 2 часов сплава в среднюю воду и 1,5 часа в большую) расположен порог "Бегемот": сужение реки, образованное скоплением валунов по берегам, чистый пологий слив и 1,5-метровые валы. Ниже еще 2 слива с валами до 2,5 м, следующих друг за другом с интервалом 300 - 400 м.

В 30 минутах сплава от "Бегемота" Чулышман разбивается галечными отмелями на протоки, образует характерный изгиб, затем река сужается: справа - бом, слева - высокая терраса. Это "Труба". В 2 км ниже - "Каша", самый опасный порог Чулышмана, не проходимый ни на каких судах! Участок от "Трубы" до "Каши" представляет собой серьезную шиверу, преодолевать которую с ходу нельзя. Обнос "Каши" - по хорошей тропе левого берега. За "Кашей" - 3 мощные шиверы, с 1,5-метровыми валами, а через 2 - 2,5 км - порог "Ворота".

Река здесь почти полностью перегорожена огромными скальными обломками, лишь у левого берега узкий проход с 2 сливами, следующими друг за другом. Разведка - по левому берегу. Собственно "Ворота" - начало 2-километрового порожистого участка. Его нужно осмотреть перед сплавом. Ниже, до зимовья Катуярык, препятствий нет. Берега - голые мрачные скалы, местами с них падают белые нитки водопадов. Лес постепенно пропадает, только вдоль реки тянется узкая полоска тополей. Зимовье можно узнать по расширению реки и лодке для переправы, привязанной у одного из берегов.

В 4 км ниже Катуярыка очень сложный "Туданский" порог, попытки прохождения которого кончались авариями. При сплаве на плотах нужно обнести только основные сливы порога между двумя грядами огромных глыб, перегородивших реку. При сплаве на байдарках и надувных лодках обнос на всей 2-километровой длине порога: уберечься от переворота в его мощных 3-метровых валах сложно. "Туданскому" порогу предшествуют 2 более простых, отделенных от него и разделенных между собой плесами, где можно легко пристать к берегу. Пороги следует разведать.

Примерно в 3 км ниже "Туданского" порога последний многокилометровый каскад порогов Чулышмана - "Итыкайская цепь". Начало "Йтыкайской цепи", где русло забито крупными валунами, в зависимости от уровня воды может быть либо непроходимым, либо труднопроходимым. Обнос около 500 м по террасе левого берега. Русло реки и далее насыщено камнями и скальными обломками - от экипажей требуются слаженная работа и полная отдача сил.

От устья Чульчи, правого притока Чулышмана, до Телецкого озера около 50 км гладкой быстрой воды. В устье Чулышмана нужно сплавляться у левого коренного берега, чтобы ближе подойти к пристани "Мыс Кырсай". Отсюда теплоход "Пионер Алтая" ежедневно совершает рейс по живописному Телецкому озеру до турбазы "Золотое озеро" (село Артыбаш).

Из Артыбаша можно доехать до Бийска автобусом турбазы или попутной машиной. Можно также, добравшись на автобусе до села Турочак, далее лететь до Бийска самолетом или продолжить путешествие по Бим на водометном катере,

Литература: 60, 61, 69, 71, 72.

Наши рекомендации