Рабочая программа дисциплины. «организационная психология»
«Организационная психология»
Цель дисциплины:освоение психологических основ,раскрывающих основные психологические закономерности и механизмы функционирования организации в целом, человека, группы в организации.
Задачи дисциплины:
1. Знакомство с теоретическими основами организационной психологии;
2. Усвоение навыков анализа организационного поведения, социально-психологического исследования личности, группы, коллектива для решения практических задач;
3. Формирование базовых знаний по управлению организационными изменениями и организационной культурой.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
Слушатель, успешно освоивший дисциплину, будет обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность/ готовность:
- Организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.
Учебно-тематический план
Тема (раздел) дисциплины | Общее количество часов | Общее кол-во часов контакт работы преподавател со слушател | Общее количество часов самостоятельной работы |
Тема 1. Организация как система | |||
Тема 2. Индивидуальное и групповое поведение в организации | |||
Тема 3. Организационная культура и развитие организации | |||
Тема 4. Управление организационными изменениями | |||
Итого: |
Материалы для организации самостоятельной работы
1. Провести анализ основных характеристик организации, внешней и внутренней среды организации, этапов жизненного цикла организации.
2. Сравнить процессный, системный и адаптационный подходы к анализу организации.
3. Проанализировать функции, структуру и содержание организационной культуры.
4. Перечислить методы формирования и управления организационной культурой.
5. Рассмотреть типологию организационных культур, субкультуры и контркультуры в организации.
6. Провести сравнительный анализ типов организационного развития. Структурные и процессуальные методы организационного развития.
7. Выписать причины, формы сопротивления организационным изменениям.
8. Проанализировать методы уменьшения сопротивления инновациям.
9. Проанализировать методы укрепления и разрушения сплоченности в организации.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена, который проводится на последнем занятии по дисциплине в форме письменного ответа на вопросы:
Вопросы к экзамену:
1. Организационная психология как научная дисциплина. Объект, предмет, методы организационной психологии.
2. Организация как объект анализа. Основные характеристики организации.
3. Понятие организационной структуры. Миссия организации.
4. Типология организаций.
5. Этапы жизненного цикла организации.
6. Процессный, системный и адаптационный подходы к анализу организации.
7. Понятие и функции организационной культуры.
8. Уровни организационной культуры по Э.Шейну. Их содержание.
9. Структура и содержание организационной культуры.
10. Типы организационных культур. Субкультуры и контркультуры в организации.
11. Принципы и методы формирования и управления организационной культурой.
12. Понятие организационного развития. Причины и цели планируемых изменений.
13. Типы организационного развития.
14. Модель организационного развития К.Левина.
15. Структурные и процессуальные методы организационного развития.
16. Сопротивление организационным изменениям: причины, формы.
17. Методы уменьшения сопротивления инновациям.
18. Динамические характеристики групп: групповое развитие, фазы и модели развития группы.
19. Групповые нормы.
20. Сплоченность как групповая характеристика. Методы укрепления и разрушения сплоченности.
21. Потенциал группы: количественные и качественные параметры.
22. Трудовой коллектив: понятие и характеристики.
23. Понятие социально-психологического климата в коллективе.
24. Отношение к труду. Факторы удовлетворенности трудом.
25. Лояльность персонала организации. Понятие, факторы лояльности.