Практические задания по основам композиции
Художник должен ясно мыслить, четко формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными средствами добиваясь эффекта выразительности и функциональности решений. Предлагаемые задания предназначены развивать эти способности у учащихся. Предлагаются 5 групп заданий, которые расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших элементов на плоскости к взаимодействию на поверхности объемной формы, к взаимодействию объема и пространства. Условия выполнения заданий: все упражнения выполняются в заданном формате и представляют собой композиционные задания, в которых независимо от конкретно поставленной задачи, общими обязательными условиями являются:
1. Композиционная цельность
2. Уравновешенность целого
3. Вписанность в границы
4. Выразительность решения (эмоционально-выразительное).
Группа I
Задания на отношения простейших графических элементов и плоскости (точка, пятно, линия). Ознакомление с понятиями: изобразительная плоскость, силовые линии поля, напряженность, зрительный и геометрический центры, масса, равновесие, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство. Формат листа А4, материал: бумага, картон, тушь; техника – аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном.
1. Установить связь между 2-3 точками на плоскости, постепенно перемещая их, усиливая и ослабляя связь, отрывая друг от друга или сближая…
2. Определить «активные точки» разных геометрических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.
3. Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек уравновешивали друг друга.
4. Уравновесить черную точку — пятно эквивалентным тоновым пятном.
5. Рассмотреть взаимодействие черного пятна свободной формы с белым фоном поля. Понятие борющихся масс.
6. Показать сгущение, уплотнение массы и переход к разряженному пространству.
7. Покрыть лист бумаги рядами черных кружочков, залить полученные фигуры тушью, получив силуэты и проследить за возникающим белым пространством между фигурами.
8. Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.
9. Негативное и позитивное силуэтное изображение.
10. Силуэт предмета в сочетании со словом из 4-5 букв.
Группа III
В эту группу входят задания на движение (статика-динамика) и на развитие творческих способностей, требующее свободного владения композиционными средствами. Задания на движение.
1. Статическая композиция из произвольных элементов. Нарушение статики одним каким-нибудь элементом.
2. Показать начало, зарождение движения.
3. Виды движения, возникающие под воздействием различных физических сил: фонтанная струя, волнообразное движение, взрыв, сдвиг, падение, колебание, вращение и проч.
4. Задания на развитие фантазии и образности представлений на абстрактных формах.
Смысловые, но неизобразительные композиции из простых элементов, выражающие действие, состояние, настроение. Композиции из цветной бумаги аппликацией. (требовать от студентов пояснительную записку с обоснованием избранных композиционных средств).
1. Используя в качестве материала белые и черные кружки (или треугольники) на сером фоне составить композицию: «Победа белых».
2. Композиция «Противостояние».
3. Композиция из элементов, разных по тону и по размеру «Далекое и близкое».
4. Композиции «Разрушение» и «Созидание».
5. Композиция «Дуэт».
Группа IV
Задания на организацию поверхности объемной формы (куба, параллелепипеда, цилиндра). Показать влияние графического решения на восприятие объема.
1. Прямоугольный параллелепипед, — подчеркнуть грани цветом и тоном.
2. Цилиндр. Подчеркнуть форму цилиндра линейным графическим способом. И наоборот, зрительно разбить цилиндр на грани или показать ребристость поверхности. Остальные упражнения на поверхности кубиков, склеенных из бумаги или картона, 7х7х7см.
3. Деформировать форму куба с помощью свободного линейного изображения на его поверхностях.
4. Свободным расположением различных цветовых пятен, полос разбить форму (срезать углы, сплющить грани или создать впечатление выступов, углублений или вздутий поверхности…).
5. Изменить фактуру поверхности.
6. Зрительно уменьшить, или наоборот, увеличить высоту куба.
7. Подчеркнуть, акцентировать какую-либо из сторон или верх куба.
8. Ориентировать положение в пространстве, утяжелив низ или иным образом.
Группа V
Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги. Начать с геометрического членения плоскости листа параллельными линиями, пересекая их перпендикулярными и диагональными. Путем сгибания получить фактурные рельефные поверхности. Дальнейшее усложнение заданий – с использованием пересечений кривых линий и использование разрезов.
1. Сделать из листа бумаги «гармошку», гофрированную поверхность.
2. С помощью пересекающихся прямых внести декор – выпуклые ромбы, двойные, тройные ломаные линии – рельефные.
3. Тот же декор передать на форме с лучеобразной основой путем пересечения лучей косыми линиями, получив декоративные «розетки».
4. Композиция рельефная с усложненной основой и разрезами.
5. Путем сворачивания рельефного листа получить объемную форму.
6. На объемной рельефной форме найти зону – оптимальную для расположения информации, знака, цветового сигнального пятна.
КОМПОЗИЦИЯ В ИКОНЕ