Практические задания по основам композиции

Ху­дожник должен ясно мыслить, четко формули­ровать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными средствами добиваясь эф­фекта выразительности и функциональности ре­шений. Предлагаемые задания предназначены развивать эти способности у учащихся. Предлагаются 5 групп заданий, которые расположе­ны в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимо­действия простейших элементов на плоскости к взаимодействию на по­верхности объемной формы, к взаимодействию объема и пространства. Условия выполнения заданий: все упражнения выполняются в заданном формате и представля­ют собой композиционные задания, в которых независимо от конкретно поставленной задачи, общими обязательными условиями являются:

1. Композиционная цельность

2. Уравновешенность целого

3. Вписанность в границы

4. Выразительность решения (эмоционально-выразительное).

Группа I

Задания на отношения простейших графических элементов и плоскости (точка, пятно, линия). Оз­накомление с понятиями: изобразительная плос­кость, силовые линии поля, напряженность, зри­тельный и геометрический центры, масса, рав­новесие, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство. Формат листа А4, материал: бумага, картон, тушь; техника – аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном.

1. Установить связь между 2-3 точками на плос­кости, постепенно перемещая их, усиливая и ос­лабляя связь, отрывая друг от друга или сближая…

2. Определить «активные точки» разных геомет­рических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.

3. Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек уравновешивали друг друга.

4. Уравновесить черную точку — пятно эквива­лентным тоновым пятном.

5. Рассмотреть взаимодействие черного пятна свободной формы с белым фо­ном поля. Понятие борющихся масс.

6. Показать сгущение, уплотнение массы и пере­ход к разряженному пространству.

7. Покрыть лист бумаги ря­дами черных кружочков, залить полученные фигуры ту­шью, получив силуэты и проследить за возникающим белым пространством между фигурами.

8. Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.

9. Негативное и позитивное силуэтное изображе­ние.

10. Силуэт предмета в сочетании со словом из 4-5 букв.

Группа III

В эту группу входят задания на движение (статика-динамика) и на развитие творчес­ких способностей, требующее свободного вла­дения композиционными средствами. Задания на движение.

1. Статическая композиция из произвольных элементов. Нарушение статики одним каким-ни­будь элементом.

2. Показать начало, зарождение движения.

3. Виды движения, возникающие под воздействи­ем различных физических сил: фонтанная струя, волнообразное движение, взрыв, сдвиг, падение, колебание, вращение и проч.

4. Задания на развитие фантазии и образности представлений на абстрактных формах.

Смысловые, но неизобразительные композиции из простых элементов, выражающие действие, со­стояние, настроение. Композиции из цветной бу­маги аппликацией. (требовать от студентов пояснительную записку с обоснова­нием избранных композиционных средств).

1. Используя в качестве материала белые и чер­ные кружки (или треугольники) на сером фоне составить ком­позицию: «Победа белых».

2. Композиция «Противостояние».

3. Композиция из элементов, разных по тону и по размеру «Далекое и близкое».

4. Композиции «Разрушение» и «Созидание».

5. Композиция «Дуэт».

Группа IV

Задания на организацию поверхности объемной формы (куба, параллелепипеда, цилиндра). По­казать влияние графического решения на вос­приятие объема.

1. Прямоугольный параллелепипед, — подчерк­нуть грани цветом и тоном.

2. Цилиндр. Подчеркнуть форму цилиндра ли­нейным графическим способом. И наоборот, зрительно разбить цилиндр на грани или пока­зать ребристость поверхности. Остальные упражнения на поверхности куби­ков, склеенных из бумаги или картона, 7х7х7см.

3. Деформировать форму куба с помощью сво­бодного линейного изображения на его поверхностях.

4. Свободным расположением различных цвето­вых пятен, полос разбить форму (срезать углы, сплющить грани или создать впечатление вы­ступов, углублений или вздутий поверхности…).

5. Изменить фактуру поверхности.

6. Зрительно уменьшить, или наоборот, увели­чить высоту куба.

7. Подчеркнуть, акцентировать какую-либо из сторон или верх куба.

8. Ориентировать положение в пространстве, утя­желив низ или иным образом.

Группа V

Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги. Начать с геометрического чле­нения плоскости листа параллельными линиями, пересекая их перпендикулярными и диагональными. Путем сгибания получить фактурные ре­льефные поверхности. Дальнейшее усложнение заданий – с использованием пересечений кри­вых линий и использование разрезов.

1. Сделать из листа бумаги «гармошку», гофриро­ванную поверхность.

2. С помощью пересекающихся прямых внести де­кор – выпуклые ромбы, двойные, тройные ломаные линии – рельефные.

3. Тот же декор передать на форме с лучеобраз­ной основой путем пересечения лучей косыми линиями, получив декоративные «розетки».

4. Композиция рельефная с усложненной осно­вой и разрезами.

5. Путем сворачивания рельефного листа полу­чить объемную форму.

6. На объемной рельефной форме найти зону – оптимальную для расположения информации, знака, цветового сигнального пятна.

практические задания по основам композиции - student2.ru

КОМПОЗИЦИЯ В ИКОНЕ

Наши рекомендации