Феномен массовой и элитарной культуры
Различие между аристократической и демократической версией культуры значительно. В соответствии со своими "героическими" и индивидуалистическими представлениями, члены элиты, которые выдвинулись индивидуально, склонны видеть сущность культуры в ее высочайших достижениях, в шедеврах. Творения выдающихся гениев, с их точки зрения, определяют ценность культуры в целом. Культура, следовательно, воспринимается не как непрерывный поток коллективных достижений, а как отдельные взлеты творческого гения.
Иначе оценивают культуру элиты, создаваемые коллективным механизмом в условиях демократии. Они склонны видеть в культуре постепенное накопление небольших достижений, некое слияние крошечных достижений в могучую реку. В преобразовании, так ориентированные мыслители считают хорошую посредственность более важной, чем высшие достижения. Они утверждают, что в истории судьба групп и человечества, в целом, больше зависит от неуклонных усилий анонимных масс, чем от вызывающего благоговение взлета редкого гения.
Там, где интеллектуальные элитарные группы существуют, как аутсайдеры нормального общества, развиваемые ими идеи приобрели романтическую окраску. Такие интеллектуалы культивируют систему ценностей, далекую от интересов рядовых людей. Как художники они исповедуют культ искусства для искусства, как мыслители ищут лишь то, что понятно посвященным.
Аристократические культуры неодобрительно относятся к спонтанному, импульсивному поведению, считая его вульгарным, обладают тенденцией к усилению дистанции, не только вертикальной, то есть между "высокими" и "низкими" группами, но и между равными. Типично аристократическая установка - это "дистанция" и формальность даже в узком кругу.
Аристократические элиты обычно стремятся создать собственную "элитарную культуру". Они озабочены тем, чтобы определенные существенные черты их групповой культуры, такие как формы социального общения, развлечения, особенности речи, а также различные методы и системы знания, оставались недоступными для многих. Характерная черта моделей аристократической речи - это тенденция к жестокой правильности, стремлении исключить все "хаотическое" и нарушающее правило.
Мангейм подчеркивает, что во всех прежних эпохах прослеживается разделение на "высокое" и "низкое", "священное" и "мирское". Эти иерархические градации распространялись на все общество. В средневековом университете предметы обучения разделялись на "высшие" и "низшие". В Древней Греции поэзия считалась гораздо более почетной, чем пластическое искусство просто потому, что скульптор и художник по своему социальному происхождению принадлежали к классу ремесленников, которые часто были рабами. В период, предшествовавший Новому времени, среди отраслей знания "высокое" резко отделялось от "низкого". В искусстве изображение идеала прекрасного также становилось гораздо выше изображения повседневных предметов, и это различие отражалось в формальной структуре академической живописи: изображаемые предметы располагались в более или менее правильном порядке, усиливавшем господствующую позицию центральных фигур. В противовес этому импрессионизм стремится к "фотографическому" эффекту, воспроизводя беспорядочную, спонтанную свежесть мгновенного сочетания вещей. Моментальный снимок является формой живого изображения, наиболее соответствующего современной душе, с её интересом к не ретушированному и не подвергшемуся цензуре "моменту".
Различные принципы селекции элит (аристократических и демократических) приводят к характерным различиям в культуре рассматриваемых обществ в таких областях, как искусство, философия и религия, а так же в современной интерпретации жизни. Гуманистический идеал культуры и образования вовсе не представляет крайний тип аристократической мысли. Он слишком универсален, чтобы быть приспособленным к потребностям небольших замкнутых привилегированных каст. Однако, в известном смысле это всё ещё идеал элитарной группы, т.е. "культурной" буржуазии, элиты, стремящейся отделить себя от масс пролетариев или мелкой буржуазии. Гуманистический идеал отмечен в этом смысле "аристократическими" чертами.