По общественно государственной подготовке личного состава

План лекции

Тема: организация учебно-воспитательного процесса

Место проведения: учебная аудитория

Время проведения: 30 мин.

Система профессионального образования ФСИН России: важно сохранить и приумножить профессиональный кадровый потенциал службы

По материалам ФСИН России

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) создана и динамично развивается система профессионального образования, включающая в себя восемь высших учебных заведений с семью филиалами, 74 учебных центра (пункта) и Институт повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы.

Набор на обучение в ведомственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с ежегодными приказами ФСИН России. К поступлению рекомендуются наиболее подготовленные абитуриенты — имеющие хорошую физическую подготовку, здоровье. Кандидаты на обучение проходят спецпроверку и военно-врачебную комиссию.

Число специальностей, подготовка по которым реализуется в образовательных учреждениях ФСИН России, по сравнению с 2000 годом, возросло в три раза, с четырёх до двенадцати в настоящее время. Налажена подготовка работников руководящего звена для учреждений и органов УИС на факультете управления Академии ФСИН России.

Специализированных школ, готовящих будущих абитуриентов для учебных заведений, в системе ФСИН России нет. При этом проводится активная работа над развитием системы ранней профессиональной ориентации молодёжи за счёт увеличения числа специализированных классов (групп) правоохранительной направленности в общеобразовательных школах, лицеях с участием учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Выпускники этих классов пользуются преимущественным правом на зачисление в подведомственные образовательные учреждения.

ФСИН России ежегодно осуществляется комплекс мероприятий по организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, служебной и физической подготовки рядового и начальствующего состава УИС. Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования проходят обучение более 34 тысяч сотрудников УИС.

С целью сохранения и приумножения профессионального кадрового потенциала ФСИН России на паритетных условиях активно сотрудничает с образовательными учреждениями других ведомств в сфере подготовки кадров.

В системе ФСИН России работают два научно-исследовательских института — Научно-исследовательский институт ФСИН России и Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий ФСИН России. Их возможности, а также возможности образовательных учреждений ФСИН России вполне обеспечивают потребности в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, возникающие в сфере профессионального образования.

Образовательные учреждения ФСИН России на плановой основе работают над реализацией положений Болонской декларации. Это — переход к уровневой системе высшего профессионального образования, введение кредитно-модульной системы организации учебного процесса, решение проблем оценки качества образования и многое другое.

В образовательном процессе применяются электронные учебники и иные мультимедийные учебные материалы, проводятся тренинги, тесты, ролевые игры и т.д.

Деловая игра проводится для выработки навыков практической деятельности сотрудников УИС. Учения проводятся с целью развития и закрепления умений и навыков решения служебных задач по конкретной должности в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности органов и учреждений УИС.

Обучение включает в себя учебную практику, которая проводится, как правило, в базовых учреждениях и органах и является важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью.

Одной из форм участия обучающихся в образовательном процессе является их работа в юридических клиниках, которые действуют практически во всех образовательных учреждениях.

Развивается и дистанционное обучение. В настоящее время в ряде вузов разработаны электронные учебно-методические комплексы, приобретены и адаптированы системы дистанционного обучения «Прометей», необходимое дополнительное программное обеспечение. Практически завершено обучение профессорско-преподавательского состава, решены вопросы планирования.

Учёба и спорт — две составляющие подготовки современного специалиста. В образовательных учреждениях созданы оптимальные условия для занятий по физической подготовке и совершенствованию спортивного мастерства. В учебных программах предусмотрена тематика дисциплин, которые практически связаны с несением службы в УИС. Тестирования уровня физической и специальной подготовки проводятся у сотрудников периодически.

Курсом стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируется проведение теоретических и практических занятий по стрельбе из боевого оружия в специально оборудованных помещениях, тирах и стрельбищах. В каждом высшем учебном заведении имеются кафедры огневой подготовки, где работают аттестованные преподаватели, имеющие большой практический опыт, а некоторые — учёные степени.

Активно осуществляется международное сотрудничество в образовательной, научной и иной деятельности.

Общая история и, как следствие, объективное сходство пенитенциарных систем обеспечивают высокую активность сотрудничества образовательных учреждений ФСИН России с образовательными учреждениями стран СНГ, прежде всего, готовящих специалистов для национальных уголовно-исполнительных систем. Это Академия МВД Республики Беларусь, Академия Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан (г. Костанай), Днепропетровский государственный университет внутренних дел МВД Украины, Запорожский юридический институт МВД Украины и ряд других. Основными направлениями являются взаимный обмен научной и учебной литературой, пособиями, организация и проведение научно-исследовательских работ по темам, представляющим взаимный интерес. Ежегодно образовательные учреждения проводят семинары, конференции, в которых принимают участие и коллеги из стран СНГ. Идёт активный обмен делегациями между образовательными учреждениями. Кроме того, в образовательных учреждениях ФСИН России осуществляется подготовка специалистов для уголовно-исполнительных систем Азербайджанской Республики и Республики Таджикистан.

Формы сотрудничества образовательных учреждений ФСИН России с партнёрами из стран СНГ характерны в целом и для сотрудничества с партнёрами из стран дальнего зарубежья. В числе последних можно назвать Академию подготовки тюремного персонала Департамента исполнения наказаний Минюста Королевства Норвегия, Главный центр подготовки Тюремной службы Польши, Высшую школу социальной работы северо-западной Швейцарии, Институт системы исполнения наказаний Финляндской Республики и др.

Сегодня одним из приоритетных направлений кадровой политики Федеральной службы исполнения наказаний является обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными специалистами. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед ведомственным профессиональным образованием, является подготовка настоящего профессионала, способного эффективно решать сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПРИКАЗ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

28 августа 2010 г.

N 385

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13

октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N

42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037, N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст.

1283; 2008, N 18, ст. 2009, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2010, N 4,

ст. 368, N 19, ст. 2300, N 20, ст. 2435) и в целях повышения

эффективности ведомственного контроля за деятельностью образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации работы по

инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной

службы исполнения наказаний.

2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя

директора ФСИН России генерал-майора внутренней службы Большакова В.П.

Утвержден

Приказом ФСИН России

от 28 августа 2010 г.

N 385

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет цель и задачи инспектирования, а также организацию и проведение инспектирования деятельности

образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний (далее - образовательные учреждения ФСИН России).

Инспектирование включает комплекс мер по изучению, проверке и оценке состояния образовательной, научно-исследовательской,

финансово-экономической деятельности, служебной и физической

подготовки сотрудников образовательных учреждений ФСИН России.

Организация проведения инспектирования образовательных учреждений ФСИН России возлагается на управление кадров ФСИН России.

Инспекторские проверки образовательных учреждений ФСИН России осуществляются в соответствии с графиком инспектирования

территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России на

год, утвержденным директором ФСИН России или лицом, исполняющим его обязанности (далее - директор ФСИН России).

Инспектирование образовательных учреждений ФСИН России проводится не реже одного раза в 5 лет. При чрезвычайных происшествиях и в случаях, требующих немедленного реагирования, могут назначаться внеплановые инспектирования.

Если образовательное учреждение ФСИН России подвергалось в текущем году внеплановому инспектированию, то плановое инспектирование не проводится.

При проведении инспекторской проверки проверяется не менее 30

процентов подразделений образовательного учреждения ФСИН России.

В ходе инспектирования может проводиться строевой смотр

образовательного учреждения ФСИН России.

Инспектирование не проводится в первый месяц учебного года и в

период работы государственных аттестационных комиссий.

Продолжительность инспектирования образовательного учреждения ФСИН России не должна превышать 15 суток.

Решение о проведении внепланового инспектирования

образовательного учреждения ФСИН России принимает директор ФСИН

России.

II. Цель и задачи инспектирования

2. Целью инспектирования является получение объективной

информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении ФСИН России для принятия своевременных мер по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения ФСИН России, улучшения качества подготовки специалистов для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

3. Задачи инспектирования:

Проверка организации исполнения законодательства и иных

нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства

образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России),

Минюста России и актов ФСИН России по подготовке специалистов для

уголовно-исполнительной системы;

изучение положения дел в подразделениях образовательного

учреждения ФСИН России, проверка достоверности представляемой в ФСИН России статистической и иной отчетности;

выявление и устранение недостатков в деятельности

образовательного учреждения ФСИН России, установление причин и условий их возникновения;

определение качества подбора и расстановки кадров в

подразделениях образовательного учреждения ФСИН России, уровня организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения правовой и социальной защиты работников УИС, состоящих в штате образовательного учреждения ФСИН России;

оказание коллективу образовательного учреждения ФСИН России практической помощи в решении вопросов совершенствования учебно-воспитательной работы, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной деятельности, совершенствования служебной и физической подготовки сотрудников УИС, организации кадровой работы;

анализ взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации по вопросам деятельности образовательного учреждения ФСИН России;

изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов, используемых при ведении образовательным учреждением ФСИН России образовательной, научно-исследовательской деятельности, воспитательной и психологической работы.

III. Подготовка к инспектированию

4. Для проведения инспектирования формируется комиссия и

назначается ее руководитель, которым является заместитель директора ФСИН России, курирующий вопросы кадрового обеспечения УИС, или начальник управления кадров ФСИН России. Подготовка к инспектированию начинается не позднее чем за 30 дней до выезда в образовательное учреждение ФСИН России.

5. Руководитель комиссии готовит служебное задание на проведение инспектирования деятельности образовательного учреждения ФСИН России при проведении инспектирования .

6. План-график работы комиссии ФСИН России при проведении инспектирования должен быть подготовлен за 10 суток до отъезда в инспектируемое образовательное учреждение ФСИН России.

7. Количественный и персональный состав комиссии подбирается ее руководителем. При определении персонального состава комиссии следует учитывать квалификацию и деловые качества привлекаемых специалистов, опыт их практической работы, умение принципиально, объективно и требовательно проверять и оценивать работу образовательного учреждения ФСИН России.

8. В состав комиссии могут быть включены сотрудники ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, специалисты территориальных органов ФСИН России, а также профессорско-преподавательский и руководящий состав образовательных учреждений ФСИН России, за исключением работников инспектируемого образовательного учреждения ФСИН России.

9. Состав комиссии и служебное задание на проведение

инспектирования деятельности образовательного учреждения ФСИН России утверждаются директором ФСИН России за 15 дней до ее начала.

10. Руководитель комиссии:

доводит служебное задание до начальника проверяемого

образовательного учреждения ФСИН России за 8 - 10 дней до начала

инспектирования;

организует подготовку членов комиссии к инспектированию и

проводит инструктаж не позднее чем за 3 дня до выезда.

В ходе инструктажа:

проверяет готовность членов комиссии к инспектированию, уточняет

состав комиссии, доводит до членов комиссии цель, время, место и

требования к организации работы;

определяет график работы, порядок и методы работы, форму

подведения итогов, составления итоговых служебных документов и сроки

их исполнения;

проверяет знание членами комиссии нормативных правовых актов Российской Федерации, Минюста России и ФСИН России, регламентирующих деятельность образовательного учреждения ФСИН России, в пределах их компетенции;

обеспечивает своевременное прибытие членов комиссии в

инспектируемое образовательное учреждение ФСИН России.

11. В ходе подготовки к инспектированию члены комиссии изучают: материалы предшествующего инспектирования, контрольной проверки

образовательного учреждения ФСИН России, целевых выездов и справочные материалы по их реализации;

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, приказы, решения коллегий, распоряжения Минюста России и ФСИН России по вопросам деятельности образовательных учреждений ФСИН России;

статистические и иные данные о результатах деятельности

образовательного учреждения ФСИН России за 3 года, предшествующие

инспектированию.

IV. Проведение инспектирования

12. По прибытии и в ходе работы в инспектируемом образовательном учреждении ФСИН России руководитель комиссии:

проводит совместное совещание с участием руководящего состава

образовательного учреждения ФСИН России (начальника, его заместителей,

начальников подразделений образовательного учреждения ФСИН России),

членов комиссии по вопросам инспектирования, доводит график и порядок

работы комиссии;

заслушивает руководящий состав образовательного учреждения ФСИН России о готовности к проверке в целом и по направлениям деятельности;

дает поручения руководящему составу образовательного учреждения ФСИН России о подготовке и представлении необходимых материалов членам комиссии;

определяет сроки приема членами комиссии работников

образовательного учреждения ФСИН России по личным и служебным

вопросам;

проверяет состояние деятельности образовательного учреждения ФСИН России согласно служебному заданию, руководствуясь требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

выявляет и изучает причины возникновения недостатков в

деятельности образовательного учреждения ФСИН России, предлагает конкретные меры по их устранению;

оказывает практическую помощь в организации

учебно-воспитательного процесса, научной деятельности, служебной и

физической подготовки, воспитании сотрудников УИС, внедрении передового опыта, всестороннем обеспечении деятельности образовательного учреждения ФСИН России;

отстраняет от участия в проверке членов комиссии, недобросовестно

относящихся к выполнению возложенных на них обязанностей, показывающих недостаточный профессиональный уровень, проявляющих субъективизм в оценках либо допустивших нарушения служебной дисциплины. О принятом решении докладывает директору ФСИН России осуществляет контроль за работой членов комиссии, руководит

подготовкой итоговых документов по результатам инспектирования.

13. В ходе инспектирования члены комиссии:

проверяют исполнение требований законодательства Российской

Федерации, приказов, распоряжений, решений коллегий Минюста России и

ФСИН России, протоколов оперативных и служебных совещаний, указаний

руководства ФСИН России; анализируют работу образовательного учреждения ФСИН России с

обращениями граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства;

выявляют недостатки в деятельности образовательного учреждения ФСИН России, оказывают помощь в устранении выявленных недостатков, разработке и реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности образовательного учреждения ФСИН России;

оценивают положительный опыт работы образовательного учреждения ФСИН России, изучают практику внедрения передового опыта;

собирают, обобщают и анализируют информацию о деятельности образовательного учреждения ФСИН России и его подразделений, готовят и представляют председателю комиссии итоговые справки, вносят предложения в план мероприятий по устранению недостатков, выявленных входе инспектирования.

В процессе работы членам комиссии предоставляется право

запрашивать и получать необходимые справки, посещать учебные занятия,

проверять качество их проведения, участвовать в заседаниях ученого и

методического советов, кафедр, методических комиссий образовательного

учреждения ФСИН России и участвовать в других мероприятиях, предусмотренных планами и распорядком дня образовательного учреждения ФСИН России.

V. Подведение итогов и оформление

результатов инспектирования

14. По завершении инспектирования образовательного учреждения ФСИН России руководитель комиссии:

проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает

доклады о результатах инспектирования, оказанной практической помощи и

о предложениях для включения в план мероприятий по устранению

недостатков, выявленных в ходе инспектирования; подводит итоги инспектирования с участием членов комиссии на ученом совете или расширенном совещании при начальнике инспектируемого

образовательного учреждения ФСИН России;

докладывает о результатах инспектирования и предлагаемой оценке

деятельности проверяемого образовательного учреждения ФСИН России

директору ФСИН России.

15. Каждый член комиссии составляет справку о результатах

инспектирования порученного направления деятельности. Справка должна

быть составлена аргументированно и кратко, в последовательности,

определяемой служебным заданием, содержать выводы и предложения по

устранению выявленных недостатков и дальнейшему повышению

эффективности и качества деятельности образовательного учреждения ФСИН России.

К справке прилагаются источники получения информации (копии служебных документов, справки, анкеты, результаты тестов, листы бесед с работниками УИС, состоящими в штате образовательного учреждения ФСИН России).

16. По результатам инспектирования готовятся:

акт инспектирования;

сводная ведомость результатов инспектирования;

докладная записка на имя директора ФСИН России с предлагаемой

оценкой деятельности инспектируемого образовательного учреждения ФСИН России.

17. Деятельность образовательного учреждения ФСИН России,

подвергнутого инспектированию, оценивается на "удовлетворительно" либо "неудовлетворительно".

18. Итоговая оценка деятельности образовательного учреждения ФСИН России осуществляется с учетом общей оценки согласно сводной ведомости результатов инспектирования (приложение N 4 к Порядку), утверждается директором ФСИН России, при этом оценка "неудовлетворительно" выставляется при трех и более отрицательных показателях по различным направлениям деятельности.

19. При получении образовательным учреждением ФСИН России неудовлетворительной оценки по результатам инспектирования проводится повторная инспекторская проверка, но не ранее чем через шесть месяцев после первой инспекторской проверки и возглавляется, как правило, председателем комиссии предыдущей инспекторской проверки.

20. Оценка результатов инспектирования доводится до

образовательного учреждения ФСИН России.

21. Акт инспектирования составляется в двух экземплярах,

подписывается руководителем и членами комиссии. Первый экземпляр акта инспектирования находится в образовательном учреждении ФСИН России, второй экземпляр хранится в управлении кадров ФСИН России. С актом инспектирования знакомится начальник инспектируемого образовательного учреждения ФСИН России.

В случае несогласия с выводами комиссии начальник

образовательного учреждения ФСИН России вправе изложить свои возражения в форме рапорта, который прилагается к акту

инспектирования.

22. План мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования, разрабатывается кадровым подразделением

образовательного учреждения ФСИН России, согласовывается с

руководителем комиссии и утверждается начальником инспектируемого

образовательного учреждения ФСИН России.

23. В докладной записке на имя директора ФСИН России излагаются основные результаты инспектирования и выносится итоговая оценка деятельности образовательного учреждения ФСИН России.

24. Итоги инспектирования доводятся до сведения заинтересованных структурных подразделений ФСИН России для организации исполнения и контроля.

VI. Организация контроля за устранением недостатков,

выявленных при инспектировании

25. Контроль за выполнением плана мероприятий по устранению

недостатков, выявленных в ходе инспектирования образовательного учреждения ФСИН России, осуществляется управлением кадров ФСИН России совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России.

26. Основной формой контроля за устранением недостатков,

выявленных в ходе инспектирования, выполнением разработанных по итогам инспектирования мероприятий является контрольная проверка, которая проводится не ранее чем через год после инспектирования.

Продолжительность контрольной проверки составляет не более 7 суток.

Решение о проведении контрольной проверки принимается директором ФСИН России.

27. Подготовка к контрольной проверке осуществляется в порядке,

определенном для проведения инспекторских проверок образовательного учреждения ФСИН России.

28. В процессе контрольной проверки проверяются фактическое

выполнение плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе предыдущего инспектирования, эффективность мер по улучшению состояния дел по направлениям деятельности образовательного учреждения ФСИН России.

29. Результаты контрольной проверки докладываются рапортом

руководителя комиссии директору ФСИН России.

30. Контрольная проверка может быть заменена письменными отчетами образовательного учреждения ФСИН России о проделанной работе по выполнению плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования, при условии стабильной работы образовательного учреждения ФСИН России.

31. В порядке контроля и оказания практической помощи

образовательному учреждению ФСИН России в организации работы по

устранению недостатков, выявленных инспекторской проверкой, по

истечении шести месяцев может быть осуществлен целевой выезд.

Решение о целевом выезде принимается директором ФСИН России.

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А.В.

Наши рекомендации